Меню

КАКОЕ НАКАЗАНИЕ ЖДЕТ ЗАБЫВЧИВОГО ЗАЕМЩИКА

01.08.2006 00:00 140 (10528)
— Я забыла вовремя внести очередной платеж по кредиту. Правда, просрочка составляет всего два дня. Что теперь меня ждет? Боюсь, как бы это не повлияло на мою кредитную историю, — волнуется читательница «ВЧ» Наталья Борисовна...
КАКОЕ НАКАЗАНИЕ ЖДЕТ ЗАБЫВЧИВОГО ЗАЕМЩИКА


— Я забыла вовремя внести очередной платеж по кредиту.
Правда, просрочка составляет всего два дня. Что теперь меня ждет? Боюсь, как бы это не повлияло на мою кредитную историю, — волнуется читательница «ВЧ» Наталья Борисовна.

По статистике, с кредитами не понаслышке знакомы более 40 процентов россиян. Значит, в подобной ситуации может оказаться чуть ли не каждый второй. Способна ли банальная забывчивость испортить отношения с банком?

Ведущая рубрики
Евгения ДЕСЯТКИНА

БАНКИ РАССЧИТЫВАЮТ НА СЕБЯ

— В случае просрочки платежа по кредиту к заемщику применяются санкции, предусмотренные кредитным договором, — напоминает председатель правления банка «Резерв» Сергей КОЛОБОВ. — Это могут быть штрафы, пеня за каждый день просрочки, изъятие заложенного имущества и другое. Банк может потребовать и досрочного погашения кредита в случае возникновения просроченной задолженности.

Кроме того, в случае злостного уклонения от погашения кредита законодательством предусмотрена уголовная ответственность заемщика вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. Однако банк адекватно подходит к оценке ситуации, и если просрочка возникает в силу ряда объективных причин, то задолженность может быть реструктуризирована.

В этом случае составляется новый график платежей с учетом реальной возможности заемщика по погашению кредита.
Если кредит не погашается в течение срока большего, чем предусмотрено законодательством, такая ссуда для банка становится более рискованной, под нее создаются дополнительные резервы. О таких заемщиках банк направляет информацию в бюро кредитных историй.

— Бюро кредитных историй на данный момент работают на сбор информации, то есть находятся на начальной стадии развития. Необходимо, чтобы рынок кредитных бюро окончательно сформировался для того, чтобы банки могли полноценно пользоваться их услугами, — говорит председатель правления ЗАО «Райффайзенбанк, Австрия» Йоханн ЙОНАХ. — У нашего банка есть своя коллекторская служба.

Если клиент теряет возможность обслуживать свой кредит, банк располагает рядом стандартных и легальных процедур, которые позволяют найти компромиссное решение для заемщика. «Возвратить» можно практически любой кредит, вопрос в расходах на процедуру такого рода.

ИХ УЖЕ СЕМЬ МИЛЛИОНОВ

Как известно, кредитные истории российских заемщиков стали собирать этой весной. На сегодняшний день их количество превысило семь миллионов — столько титульных частей накопилось в центральном каталоге кредитных историй Банка России.

Как говорится в сообщении Центробанка, крупнейшими являются «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз» (ГПКС), Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и «Инфокредит». Всего в России создано около 50 кредитных бюро, но на тройку лидеров приходится более 90 процентов кредитных историй.

Национальное бюро кредитных историй, созданное в марте 2005 года под эгидой Ассоциации российских банков, собрало около 2,25 миллиона записей. «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз» создано банком «Хоум Кредит энд Финанс», который является одним из лидеров в секторе потребительского кредитования через торговые сети.

На начало июля объем базы данных превысил 2,75 миллиона кредитных историй. Учредителем и основным владельцем «Инфокредита» является Сбербанк. Как известно, Сбербанк занимает более 50 процентов рынка кредитования физических лиц. По данным банка, в «Инфокредите» собрано уже более 2 миллионов записей.

Оптимисты надеются, что в ближайшем будущем развитие кредитных бюро позволит банкирам избежать нежелательных рисков и сэкономить значительные средства, заглянув в кредитную историю потенциального клиента. А «положительные» заемщики, чьи истории будут внушать доверие, смогут брать кредит на любые цели в короткие сроки и по льготной процентной ставке, в которую уже не будут закладываться риски, связанные с неплательщиками.

МЕСЯЦ — НЕ СРОК

Впрочем, не факт, что людям с запятнанной кредитной историей откажут в займе. Все будет зависеть от банка и решаться в индивидуальном порядке. Даже если выплаты по кредиту были несколько раз задержаны, скорее всего, в кредите такому клиенту не откажут. Разве что процентная ставка для него будет чуть выше.

Так банк себя подстрахует. Но это не значит, что даже пара дней просрочки платежа будет иметь значение. Банки договорились задержку платежа на один месяц вообще не принимать во внимание и не сообщать об этом в бюро кредитных историй.

Кстати, около 10 процентов (или 220 тысяч) кредитных историй, собранных в базе данных НБКИ, содержат сведения о заемщиках, допустивших просрочку более 30 дней.

КСТАТИ

В систему кредитных историй входят бюро и Государственный центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). Это подразделение Центробанка России. Там хранятся только титульные части кредитных историй: фамилия и имя должника, его паспортные данные и указание, в каком кредитном бюро хранится досье в полном виде. Таким образом, центральный каталог хранит не сами кредитные истории, а лишь некие ссылки на то, где их можно найти.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Кредитная история состоит из трех частей. Первая — имя, паспортные данные, ИНН и номер социального страхования. Вторая, основная часть, — сами кредитные данные: как погашали кредит, какую сумму брали, не допускали ли просрочек. Третья часть закрытая: в каком банке брали кредиты.

Эта часть доступна только самому заемщику и банку. Кроме того, в кредитные досье будут добавлять сведения, как своевременно человек платил за коммунальные услуги, не было ли у него долгов по оплате за телефон… Но любая информация может быть передана в кредитное бюро исключительно с согласия заемщика!

Рынок России перспективнее европейского

Россия является одним из самых перспективных банковских рынков среди стран Центральной и Восточной Европы. Таков вывод ежегодного исследования о деятельности международных крупнейших банков в Центральной и Восточной Европе, проведенного банковской группой UniCredit.

— Банковский рынок России процветает, — заявил член правления UniCredit Андреа МОНЕТА. — По этой причине мы будем расширять свое присутствие в России. В качестве первого шага мы удвоим количество наших отделений до 50 к концу этого года и откроем свыше 100 к 2008 году.

По мнению главного экономиста группы UniCredit по странам Центральной и Восточной Европы Деборы РЕВОЛТЕЛЛА, с 2005 по 2008 год уровень доходности банковского сектора России составит в среднем 21 процент (до налогообложения). Согласно исследованию, наиболее стремительный рост ожидается в области розничного кредитования.

В России он составит 56 процентов, что почти в два раза превышает рост, достигнутый в странах Центральной и Восточной Европы. Объем потребительских кредитов в России может увеличиться в три раза в течение ближайших трех лет. В настоящее время только 51 процент российского населения имеет банковский счет. Эта цифра указывает на огромный потенциал.