Меню

Пикеты в Челябинске. Там, где можно кричать

11.04.2016 16:48 - автор Сергей ТАРАН
Что происходит? Приняли закон о капремонте. Народ содрогнулся, и пришлось вводить льготы для отдельных категорий граждан. Но за ними еще побегать надо, собирая справки. Сбор денег за ОДН (общедомовые нужды) продолжает возмущать граждан. Появилась протестная тенденция - уходить из-под «опеки» навязчивых управляющих компаний. Теперь думают, как отыграть назад, чтобы «выпустить пар». Потом появился «Платон». Дальнобойщики поехали перегораживать улицы. Пришлось ослаблять эту налоговую удавку. Налог на недвижимость по кадастровой стоимости ударил по нервам с такой силой, что недовольство в обществе почувствовали на самом верху. Первые лица государства отреагировали: «Давайте все пересчитаем и будем вводить постепенно!» Вот и наши читатели спрашивают: «Что происходит? Почему начальство принимает не совсем продуманные решения, если потом приходится срочно вводить поправки?»
Пикеты в Челябинске. Там, где можно кричать


Может ли это рвануть?

Рост зарплат у населения практически не наблюдается. Зато есть такое ощущение, что началась настоящая охота за кошельком обывателя. Инфляция у нас усугубляется штрафами, ростом тарифов и налогов на все. Фольклор уже подметил: «наступила штрафная экономика».

- Скоро появится налог «Просто так», - смеются остряки и добавляют: - И штраф «Какая разница за что!».

Это про второе повышение акцизов на бензин с начала этого года. А ведь и без того транспортный налог у нас один из самых высоких в стране. И почему в Челябинской области он выше, чем в Свердловской области, где и доходы населения смотрятся предпочтительнее наших? Почему наша гордума принимает решение повысить акцизы по максимуму, хотя есть возможность применить более щадящие ставки? То же самое касается и решения повысить налог на гаражи в 7,5 раза — с 0,2 до 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Понятны последствия: рост акцизов отразится и на стоимости продуктов питания, товаров первой необходимости. Известно, вместе с подорожанием топлива повысятся цены на грузоперевозки. Имеет ли смысл увеличивать стоимость товара при явном снижении покупательской способности населения? Так и всю экономику можно под откос пустить. При этом «игра» с кадастрами может плохо кончиться для беднеющих горожан, когда налог на недвижимость подскочит в 10 - 20 раз. Тогда где взять «двадцаточку» бедному горожанину?

Не секрет, что сегодня около 20 миллионов наших граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума. Только за 2015 год три миллиона наших соотечественников стали жить за чертой бедности. По данным министерства труда и социальной защиты, 70% из этих бедствующих - это семьи с детьми.

Тем временем, как говорили классики, обнищание масс продолжается. Во что это может вылиться? Неизвестно. Но чувствуется, что где-то зреет недовольство, тяжелое, чугунное. Впрочем, недовольство населения — штука переменная. Во всем мире не найдется такого государства, где бы какая-то часть населения не была бы недовольна властью.

Вот прямо сегодня во Франции, читаем мы в новостях, «Около 50 тысяч человек приняли участие в манифестациях против трудовой реформы. В Париже акция переросла в беспорядки. Протестующие жгли автомобили, забрасывали полицейских камнями и бутылками. Пострадали 10 сотрудников правоохранительных органов. Чтобы усмирить толпу, пришлось применять слезоточивый газ. Проект реформы, предложенный министерством труда, направлен на борьбу с безработицей. Но он предусматривает увеличение рабочего времени, снижение выплат за переработку, облегчает процедуру увольнения сотрудников».
Всего-то трудовая реформа - и сразу беспорядки на целую неделю, слезоточивый газ! Чувствуете? Это чего бы натворили французы у нас? Слава богу, наши граждане являются образцом спокойствия и законопослушности. И такой вот «французской» дури в голову не берут.

Есть такое место

Своего Гайд-парка в Челябинске отродясь не было. Традиция публичной демонстрации своих взглядов на российской почве как-то не прижилась. Видимо, на свежем воздухе в благостном расположении духа наш человек не склонен впадать в жанр острой публицистики. А если приспичило, то другое дело. Впрочем, горячие выступления не совсем соответствуют духу Гайд-парка.

Многие помнят 90-е: задержка зарплат изматывала людей, пирамиды, лопнувшие банки. Тогда большие группы учителей и врачей собирались у парадного подъезда губернаторской резиденции. Позже стали появляться пикеты, ощетинившиеся плакатами, возле городской администрации. Собирался народ и на Кировке. Само собой, площадь Революции. Однако с этими топонимическими вольностями власти решили покончить. И объятые протестными настроениями жители Челябинска (и не только) стали регулярно приходить на Алое поле, к памятнику «дедушке Ленину». Кстати, были случаи, когда полиция к «мавзолею» митингующих не пускала. Помню, в сентябре прошлого года собрались активисты движения «СтопГОК». К ним присоединилось большое количество сочувствующих граждан. Но участников мероприятия так и не пустили «к вождю». Народ теснился на дорожках сквера. Однако место все-таки застолбили за городскими митингами, носящими информационно-предупредительный характер.

По данным УВД по Челябинску, полицейские только за три месяца текущего года насчитали около 500 (полтысячи!) различных форм протеста. От одиночных пикетов до полуторатысячного стечения активных граждан. Не исключено, что в дальнейшем протестная деятельность в городе будет только нарастать. Повод всегда найдется. И место, чтобы крикнуть во весь голос.

Против всего

Если оглянуться назад и посмотреть, против чего или ради чего выходили на улицу наши граждане, то можно обнаружить летопись важнейших событий, способную вполне стать историей.

«В Челябинске у здания городской думы состоялся пикет в защиту прямых выборов мэра города. Согласованное мероприятие общественников было приурочено к заседанию депутатов, на котором планировалось принятие поправок в Устав города, отменяющих выборы мэра южноуральской столицы и вводящих должность сити-менеджера. Добиться внимания депутатов пикетчики не смогли, так как парламентарии перенесли дату заседания на 13 мая с.г. (2015)».

«Вчера, 4 октября (2010 г.), одним из активных защитников челябинского городского бора подано в администрацию Челябинска уведомление на проведение 8 октября информационных пикетов по проблеме строительства автотрассы через территорию бора. Общегородской митинг будет проведен 30 октября в том случае, если договоренности с администрацией города останутся лишь словами». Октябрь 2010 года. «Сегодня сразу в нескольких точках Челябинска прошли пикеты, в том числе одиночные, против строительства второго транспортного коридора через Шершневский бор».
«Первый пикет пройдет на Кировке напротив памятника танкистам-добровольцам с 13 до 18 часов. Второй - на перекрестке улиц Доватора - Воровского у входа на мини-рынок с 13 до 18 часов. Распространяться листовки будут по всему городу».
«3 декабря 2010 года в Челябинске пройдет пикет в защиту органного зала»

Там же «Митинг в защиту Байкала».

«20 апреля 2010 работники «дочек» РМК провели пикет в Челябинске. Требуют повышения зарплаты».

За последние 10 лет протестная активность росла от частных проблем к общим. Пикет обманутых дольщиков. Его сменяет пикет против установки колоколов в здании храма. Пикет против жестоких опытов над животными.

Потом против строительства ЧАЭС (были такие планы - построить АЭС на Южном Урале). В Челябинске 10 апреля 2011 года прошел пикет протеста против ГМО. Пикеты в защиту автомобильного училища, в защиту Конституции РФ, за городской бор, против вырубки деревьев в городе. Митинг валютных заемщиков.

Декабрь 2015 года. Женщины, обманутые продавцами косметики, хотят создать общество по борьбе с мошенниками. «Сегодня в Челябинске прошел пикет. На него вышли жертвы сетевого маркетинга. Женщины устроили антипропаганду обманувших их фирм. На Алом поле собралось около 30 человек».
Митинг за создание государственной системы ЖКХ. Митинг против Томинского ГОКа.

«Митинг полицейских на Алом поле. Событие уникальное для России: федеральное законодательство прямо запрещает сотрудникам внутренних дел участвовать в акциях протеста. В Челябинске набирает обороты очередное уголовное дело против полицейского, которое его коллеги считают сфабрикованным. Трое заключенных следственного изолятора в Тракторозаводском районе обвиняют старшего оперуполномоченного Наиля Курманова в передаче им наркотиков в обмен на признательные показания».

«Прошел митинг дальнобойщиков, выступающих против введения системы «Платон». В мероприятии участвовали более 200 человек, которые пришли с заранее подготовленными плакатами. Написанные на них требования дальнобойщики и скандировали: требовали аудиторской и прокурорской проверки Росавтодора и отмены платного проезда по федеральным трассам. У многих были маленькие плакатики с лаконичными надписями: «Нет «Платону».

Как видите, граждане на вызовы жизни реагируют как могут.

Лучше договориться

Эксперты-политологи любят отмечать, что протестные настроения любят «оседлать» политические партии. И это, надо понимать, снижает степень искренности протеста. Трудно с этим согласиться. Ведь «болит-то» по-настоящему. А кто там пришел из солидарности или за политическим очками - не важно. Допустим, больше всех в городе преуспела в уличной политике местная коммунистическая партия. Но ведь никому не запрещено присоединяться к протестующим по общественно значимым поводам.

А они есть. Вот последний митинг на Алом поле 19 марта. Чуть ли не две тысячи участников пришли возмутиться после повышения ставки налога. Гордума 24 ноября 2015 года приняла решение о земельном налоге на территории города с 0,2% до 1,5% от кадастровой стоимости. Сразу членские взносы в гаражных кооперативах в среднем увеличились на три тысячи рублей. Митинг прошел под лозунгами «Пополнение бюджета за счет малоимущих легче, чем за счет богатых», «Где прокурорский надзор за антинародными решениями гордумы?», «Обирать нищих - право правящих?», «Гараж гражданина - не торговая точка». Лейтмотив — «Нас не спросили, принимая такое решение, и почему депутаты не отстаивают интересы члябинцев, а, напротив, их ущемляют?».

И снова: «Митингующие выразили недоверие городской администрации и депутатам Челябинской городской думы, принявшим решение».

Это интересное мнение. Действительно, не торопятся ли слуги народа принимать непопулярные решения даже тогда, когда нет никакого резона оказаться в лидерах среди других регионов. Примеров достаточно.

Недавно стало известно, что в течение 2015 года четыре эксдепутата получили из городского бюджета 1,2 млн рублей доплат, то есть в среднем по 25 тыс. рублей в месяц на человека. Причем постановление гордумы от 24 ноября 2015 года должно было установить такой же порядок и на текущий год. И это при остром дефиците городского бюджета. Хорошо, что Челябинский областной суд постановление думы признал недействительным. В конце концов, хочется думать, что депутаты - за нас, за горожан, а не против. Они говорят, что непопулярные законы принимаются «ради затыкания финансовой дыры».

Недавно известный публицист Виктор Милитарев в статье на «Свободной прессе» попытался ответить на вопрос: что такое внутренняя политика?

По его мнению, это когда в стране есть не просто интересы разных слоев населения, и даже не когда эти слои осознают свои интересы. Внутренняя политика появляется, когда эти осознанные интересы приобретают ту или иную форму представительства и одновременно возникают некие правила игры, при помощи которых представители разных слоев устанавливают тот или иной баланс интересов. При этом к пикетам и митингам не обязательно прибегать. Главное, чтобы те или иные структуры представляли осознанные интересы социальных слоев и чтобы те или иные формальные или неформальные правила взаимодействия между этими структурами позволяли вырабатывать баланс интересов между социальными слоями.

Сказанное представляется вполне дельным. В противном случае большая деструктивная сила, не обращая внимания на место, найдет свое время. А поводы, как мы уже сказали, всегда найдутся.