Меню

В мутной воде

19.04.2017 09:01
Челябинск видел многое. Пережил еще больше. И появление в окружении телохранителей, врача, юриста и западных журналистов очередного политика вряд ли нас удивит. Субботний вояж Алексея Навального в наш славный город не стал исключением из правил.
В мутной воде


Начался визит с конфуза. Представители диаспор обратились к нему с просьбой не разжигать межнациональную рознь в нашем спокойном и мирном месте. Навальный от просьбы открестился, а его сторонники в социальных сетях стали издеваться над этой просьбой. Разошлись так, что потом удаляли свои комментарии: не приведи бог стать фигурантами уголовных дел за разжигание межнациональной розни. Но это так, к слову, дабы вы, уважаемый читатель, почувствовали атмосферу этого визита.

Первым делом Навальный открыл свой избирательный штаб, поскольку намерен принять участие в выборах президента. Наверное, именно поэтому получилось как-то неорганизованно. Куча охраны и строгий фейс-контроль ситуацию не спасли, поскольку желающих узнать, кто такой Навальный, было маловато, но слишком много для такого маленького помещения.

Так кто такой Навальный? Дважды судимый по так называемым делам «Кировлеса» и «Ив Роше». Если в первом случае приговор был отменен Верховным судом, то во втором вступил в законную силу. За мошенничество и легализацию денежных средств, полученных преступным путем, Навальный получил 3,5 года условно. Юридически имея одну судимость, Навальный, видимо, решил, что вправе претендовать на авторитет в российском обществе, и заявил о своем желании стать президентом России. У нас вкратце о Навальном всё.

Итак, ранее судимый политик порадовался за Челябинск, заявив, что город занимает четвертое место в России по числу волонтеров. То есть тех, кто готов бесплатно выполнять команды тех, кто получает за это деньги. И тут же поделился новостью: его штаб планирует собрать на выборы аж 40 миллионов рублей. И сразу же, по всей видимости, дабы не обнадеживать волонтеров, посетовал на дороговизну аренды и прочие неизбежные расходы. Ну да ладно, в конце концов, это внутренняя англосаксонская кухня либерального толка, и нам с нашим византийским мировосприятием ее тяжело понять. Давайте лучше обратим свой взгляд на другое событие — экологический митинг.

++17523602_1864974700408281_3358088454423482224_n.jpg

Вот тут организаторам приезда Навального надо отдать должное. Видимо понимая, что сам по себе политик много народу не соберет, подгадали под его приезд проведение митинга против строительства Томинского ГОКа. И пригласили ранее судимого Алексея Навального выступить на нем. Но и тут вышла неувязка: часть активистов, выступающих за экологию, отказались ассоциировать себя со скандальным политиком. Как только он появился, митинг стали покидать пришедшие на него. Понятно, что штаб Навального и сочувствующие ему интернет-пользователи обвинили в этом власти. Якобы именно они устроили эту провокацию. Так ли это? Вот как объяснил уход большой группы казаков Михаил Лонщаков, председатель регионального отделения Союза казаков — воинов России и зарубежья:

— Движение «СтопГОК» — это самое массовое общественное движение в Челябинской области. Так как это казачья земля и строить хотят на казачьей земле — душа болит, и мы активно участвуем в этом движении. Причем движение это не политизированное, в нем находятся люди, которые и в «Единой России», и в КПРФ, и в ЛДПР. В то же время активисты «СтопГОКа» работали со всеми представителями партии. Казаки вне политики. Более того, я считаю, какие бы политические взгляды ни были у человека, он живет на этой земле. Город и так окружен экологически опасными производствами. Мы стоим за здоровье людей и экологию. Но появление Навального — это уже политический акт. Поэтому казаки собрались в круг (а решение круга обязательно для всех) и дружно покинули митинг. Однако мы не успели довести до митинга свою позицию, поэтому атаман Сосновского района, конкретно из Полетаево, остался там как наш представитель и все-таки довел нашу позицию. Казаки против ГОКа, но не за Навального. Мы считаем, что экологическое движение ни в коем случае не должно быть политическим.

Позиция казаков, четко сформулированная атаманом Михаилом Лонщаковым, понятна. Ее разделяют многие. Часть тех, кто остался, постарались дистанцироваться от скандального политика не только на митинге, но и накануне визита, сделав соответствующие заявления.

Итак, ранее судимый Алексей Навальный улетел, оставив множество вопросов. И еще он оставил после себя смятение и раздрай среди тех, кто уже забыл, за что он борется и против кого… или за что.

Челябинск видел многое. И любителей мутить воду тоже. Только вот поймать золотую рыбку еще никому не удавалась. Дырку от бублика, выражаясь словами Глеба Жеглова, или драный сапог, говоря сермяжным языком, — можно. Рыбу — нельзя. Экология у нас такая…


КОММЕНТАРИИ

Александр МЕЛЬНИКОВ, политолог:

— В чем смысл турне Алексея Навального, предположить несложно: с учетом не самой простой социально-экономической ситуации в стране и предстоящих менее чем через год выборов президента он активизировался в расчете перейти из разряда популярного протестного блогера-расследователя в лигу выше — на уровень серьезного политического игрока, с которым считаются.

Однако в Челябинске несистемная оппозиция слаба да к тому же весьма разношерстна — это, мягко говоря, не шибко крепкая опора для Навального. Поэтому неудивительно, что он решил зайти на самую раскрученную в регионе тему и площадку — вступил в контакт со «СтопГОКом» и принял участие в экологическом митинге. Зачем на этот шаг встречно откликнулись организаторы митинга — не знаю, возможно, была какая-то личная мотивация, возможно, отчего-то полагали, что это даст какой-то новый импульс экологическому движению.

Год назад на аналогичный митинг вышли примерно пять тысяч челябинцев, которых волнуют проблемы экологии и которые хотят каждодневно дышать чистым воздухом. Сегодня на митинг собралось менее тысячи. А если отбросить людей с посторонней мотивацией: свиту Навального, желающих поглазеть на него, желающих выразить свое резкое несогласие с политическими взглядами заезжего гостя плюс организаторский актив митинга, — остается не больше трехсот простых горожан, пришедших поговорить об экологии, несмотря на политическую приправу к ней. В двадцать пять раз меньше. Да и те сопровождали речь Навального на трибуне настороженным и недовольным гулом, фиксируя, что этот митинг вне политики.

В общем, попытка скрестить ежа с ужом провалилась. За Навального беспокоиться нет смысла: он приехал и уехал, сам со своими стратегиями и тактиками разберется, а вот действительно тревожно, что сегодня прошло по скользкой грани и могло быть отчасти скомпрометировано местное экологическое движение.

Если же говорить о содержательной составляющей визита, то Алексей Анатольевич ничего особенного для челябинцев не припас, отработав все встречи в своем узнаваемом популистском стиле. А-ля «не нравятся маленькие зарплаты и пенсии (разбитые дороги, грязный воздух и т.д.) — голосуйте за меня, и зарплаты с пенсиями станут большими (дороги ровными, воздух чистым и т.д.)». Сейчас, конечно, и в западных демократиях высокий спрос на популизм, но там хотя бы предлагаются более сложные популистские конструкции — с программой действий, набором (не важно, исполнимых ли) конкретных решений. Навальный, на мой взгляд, пока на этот уровень креатива не особо вышел в принципе и точно не подготовил ничего подобного эксклюзивно для обсуждения проблем в Челябинске.

Фото Вячеслава Шишкоедова.