Меню

Алексей Лошкин: Топор – не наш метод

27.07.2017 15:00 - автор Александр Патритеев.
Петр Великий, когда прорубал окно в Европу, не только рубил боярские бороды, строил флот и основывал города, но и пытал на дыбе, колесовал и жег огнем государственных взяточников. В некоторых странах Азии и поныне устраивают проворовавшимся чиновникам публичную казнь. У современной России, все больше осознающей себя евразийским пространством, видимо, и здесь – в борьбе с коррупцией – свой, особый, третий путь. По крайней мере, на Южном Урале его очертания заметны. Что это за путь и с чем по нему идти? Об этом наш корреспондент беседует с председателем Контрольно-счетной палаты Алексеем Лошкиным.
Алексей Лошкин: Топор – не наш метод


За кандидатуру Алексея Лошкина на пост главного ревизора законодательной и исполнительной ветвей власти областной парламент проголосовал в декабре прошлого года. Это более чем опытный профессионал, хорошо знающий поле деятельности: 15 лет работы в полиции с последующим уходом в отставку в качестве начальника отдела регионального управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией ГУ МВД, пять лет госслужбы, в том числе в должности руководителя Главного контрольного управления правительства области.

Тонкие настройки

– Алексей Александрович, вы полгода как на новом поприще. Да, не совсем на новом, и все же – поделитесь первыми выводами, которые сделали для себя…

– В Главном контрольном управлении мне приходилось постоянно взаимодействовать с Контрольно-счетной палатой, и работа здесь для меня открытием не стала. Режим, в котором палата работала, соответствует моему пониманию и представлению о том, как это должно происходить. Есть, безусловно, тонкие настройки, которые нужно подкорректировать. Не под себя, а используя уже имеющийся опыт и ГКУ, и сотрудничества с коллегами из других регионов. Так, первое, что меня удивило, когда я заступил на должность, – то, что аудит госзакупок, относящийся к полномочиям КСП, не выделен в самостоятельное направление деятельности.

– Это нужно было делать?

– Это необходимо! Государственные закупки – огромный пласт работы. Внимание, которое сегодня уделяет президент Владимир Путин на различных форумах всероссийского масштаба, говорит о том, что тема госзакупок превалирует. Поэтому мы вышли с предложением к Законодательному собранию о создании отдельной инспекции по аудиту закупок. Кроме того, создали инспекцию для реализации внеплановых контрольных мероприятий, поскольку есть достаточно большой поток обращений, запросов правоохранительных органов, поручений губернатора и Заксобрания. Сегодня инспекция успешно работает.

Самые эффективные в УрФО

– Какие-то реальные подвижки есть?

– Делать выводы нужно будет чуть позже, хотя бы по итогам года. Хотя есть и промежуточные результаты, отмеченные на уровне УрФО. В июне состоялась видеоконференция, которую вел Игорь Холманских. Собрались наши коллеги со всего федерального округа, главные федеральные инспекторы, руководители всех правоохранительных структур. Говорили о борьбе с коррупцией и о повышении эффективности взаимодействия правоохранительных органов с органами государственного финансового контроля. Единственная, кто была отмечена в УрФО как эффективно взаимодействующая с правоохранительными органами, это КСП Челябинской области. Мы единственные, по чьим результатам деятельности в первом квартале текущего года после проведения контрольных мероприятий было возбуждено уголовное дело. А именно в Сосновском районе провели проверку и установили, что детям-сиротам было передано жилье, которое не соответствует требованиям санитарных норм. Исследовали ситуацию, организовали строительную экспертизу, после чего материалы проверки направили в Следственный комитет. К слову сказать, с СК работаем достаточно эффективно: например, создана межведомственная комиссия, в рамках которой разбираем детально материалы, обладающие признаками уголовных правонарушений, работаем до доведения проверки до логического завершения…

– Правильно ли я понял, что Контрольно-счетную палату Челябинской области признали эффективной, тогда как другие КСП в федеральном округе таковыми не являются?

– Ну, конечно же, взаимодействуют все мои коллеги, но в указанном периоде только деятельность нашего органа положительно отмечена как пример эффективного взаимодействия с правоохранительными органами. Остальным было рекомендовано усилить работу в этом направлении и плотнее сотрудничать с данными структурами. Но это не значит, что мы можем расслабиться и свесить ноги.

«Заказчики бьются за специалистов…»

– Алексей Александрович, в одном интервью вы сказали, что заказчиков в сфере госзакупок необходимо научить и только потом можно требовать от них надлежащего исполнения. Долго ли еще будет длиться процесс обучения? Или он бесконечный? Чиновники меняются относительно часто. Каждого вновь прибывшего обучать снова?

– Вообще, принципы формирующихся сегодня трендов (это касается не только органов финансового контроля) заключаются в том, что для специалистов высокого уровня неизбежной характеристикой является самообучение, самообразование, саморазвитие. Нормативные документы меняются стремительно, в том числе и в области закупок, постоянно дополняясь новыми нормативно-правовыми актами. Грубо говоря, они выходят раз в месяц. К примеру, 44-й федеральный закон – это основной закон в сфере госзакупок, но к нему – более ста подзаконных актов, которые дополняют, разъясняют, уточняют. На самом деле работа в этой области требует постоянно держать руку на пульсе. Сегодня заказчики бьются за специалистов в области госзакупок! Если это действительно профессионал, его пытаются переманить к себе. Потому что все понимают уровень ответственности. А она, ответственность, всегда лежит на руководителе.

– Кадры в сфере закупок, как говорится, на вес золота?

– Очень ценны. Политика счетной палаты такова (об этом мы разговаривали с губернатором и с этим определились сразу после моего назначения), что главная задача – обучить заказчиков нормам и правилам, дать им возможность научиться всему закупочному процессу, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок. С другой стороны, если человек обучен, то берет на себя ответственность. Нарушил сознательно – будет наказан. Но пока нам надо обучить, и минимум, что грозит – огласка на совещаниях. Чтобы люди были осведомлены о происходящем в соседнем муниципалитете и не допускали таких же ошибок у себя…

Чиновников – за парты

– Предание огласке. Что-то вроде позорного столба?

– Нами проводятся коллегии КСП, на которых присутствуют руководители правоохранительных структур и главы муниципалитетов, где была проведена ревизия. Участвует в коллегии и вице-губернатор Евгений Голицын. Для него это важно, как для ответственного за внутреннюю политику. Да и итоги ревизий муниципальных образований мы всегда подробно с ним обсуждаем. На коллегии проштрафившихся глав не щадят. Есть еще совещания в муниципалитетах, где мы собираем по кустовому принципу представителей пяти-семи близлежащих муниципальных образований и сообщаем, что, условно говоря, только что проверили Карталинский район, вот выявленные ошибки. Конечно, кто-то может отсидеться в стороне, кто-то посочувствует или даже позлорадствует, но завтра придут к нему и проверят, все ли у него хорошо…

– И чиновники сидят за партами? Охотно сидят?

– Главы муниципалитетов везут с собой замов по финансам, руководителей управлений по имуществу, контрактных управляющих, главных бухгалтеров. Они садятся за парты, и мы детально разбираем по наглядной документации, с презентациями. Такова главная цель. Нет задачи топором порубить... Да, если чиновник злоупотребляет, тогда государственная машина включается на полную катушку, дабы неповадно остальным было. Профилактика – залог наших общих будущих успехов. Если помните, в Советском Союзе в плане здравоохранения первостепенное внимание уделялось профилактике: людей то и дело водили на профосмотры, приезжали врачи на предприятия с медосмотрами, и это во многом предупреждало более серьезные последствия. Выявление заболевания на ранних стадиях позволяет предупредить более тяжелые последствия. То же самое и с бюджетным учетом, с финансами. Мы говорим: «Давайте решать на ранних стадиях. Меньше будет ошибок...»

– И все-таки больше случаев злоупотребления или банальных ошибок по незнанию?

– Никому не льщу, просто говорю объективно, потому что знаю сам. С приходом Бориса Дубровского на пост губернатора вопросам финансовой дисциплины стало уделяться гораздо больше внимания. Когда у руководителя региона есть уверенность, что данной работой нужно заниматься, безусловно, главы, руководители органов власти и подведомственных им учреждений, видя это, начинают относиться к бюджетному рублю более ответственно. Даже что касается обучения, главы муниципалитетов приезжают лично... А некоторые главы и сами просят о внеплановой проверке, когда понимают, что есть некий непорядок и лучше разобраться самими, пока к ним не пришли с обысками.

«Люди указывают на болевые точки…»

– Вы как-то упомянули, что инспекторам надо «идти в народ», пользоваться подсказками населения. Как Контрольно-счетная палата сотрудничает с гражданами? Помогают ли они выявлять нарушения? Доверяют ли обычные люди вашим ревизорам?

– Что значит «пойти в народ»? Допустим, проводится контрольное мероприятие. Есть документация. Какие-то нарушения можно увидеть и по ней, но я ни у одного ревизора контрольное мероприятие не приму, если он не «выходил на место». Возвращаясь к ситуации с детьми-сиротами: по документам все было в порядке, все отлично, сирота жильем обеспечена. Но мы выехали на место – в доме нет отопления, электричество отключено, стены – под рукой кирпич отходит. Как в таком доме жить? Затем внимание – к стоимости объекта. Я всегда говорю своим ревизорам: «Ставьте себя на место обычного человека. Вы должны защищать бюджет так, как если бы защищали собственные деньги…» Да и люди на местах всегда все лучше знают, поэтому – только в разговоре с людьми. По большому счету, не нужны бумаги, ты приходишь – люди указывают на болевые точки. Наверное, если бы им было все равно, то и этих разговоров не было бы. Конечно, доверяют. А тем более, когда видят результат нашей работы...

– Ожидать ли в ближайшее время в Челябинской области разоблачительных дел, связанных с коррупцией?

– Во-первых, я не отвечаю за деятельность правоохранительных органов. Они не обязаны ставить меня в известность относительно своих планов. Во-вторых, все наши материалы однозначно направляются в прокуратуру, и мы по ним взаимодействуем, но… В интересах следствия я не имею права разглашать информацию. Конечно, работа есть…

– Алексей Александрович, в таком случае последний вопрос. Государственные деятели, не понаслышке знакомые со спортом, признаются, что он помогает им в работе – выдержка, тактика, иные навыки. Вам, как мастеру спорта по кикбоксингу, он пригождался?

– Спорт – это всегда дисциплина, нацеленность на результат, чувство локтя, ответственность. Вспомнил один анекдот на этот счет: «Чемпиона мира по боксу после очередной победы журналисты спрашивают: «Вы верите в силу талисманов?» Ответ: «Конечно, верю, иначе бы я не клал себе в перчатку подкову на счастье...» (Смеется.) Это к тому, верю ли я в силу спорта. Верю, конечно. До сих пор тренируюсь, три-четыре раза в неделю...

За первое полугодие 2017 года Контрольно-счетной палатой Челябинской области:
охвачено проверками 3 097 756,1 тысячи рублей;
проведено контрольных мероприятий – 22;
проведено встречных проверок – 81;
направлено протоколов о совершении административных правонарушений – 36;
привлечено к административной ответственности должностных и физических лиц – 21.

Фото Людмилы Потаповой