Меню

Станислав Мошаров: «И у каждого клочка земли появится хозяин»

14.02.2019 17:15 - автор Сергей Таран
На днях в гостях у «Большой редакции» побывал председатель Челябинской городской думы Станислав Мошаров
Станислав Мошаров: «И у каждого клочка земли появится хозяин»


Прихода спикера ждали. И, естественно, вопросов по соцсетям накопилось немало. Активным гражданам всегда интересно узнать о событиях в городе из первых рук. 

Облик по коду

DSC07829.jpg

– Что такое дизайн-код города? Не все в городе понимают, что это такое.

– Дизайн-код — это свод правил о том, каким должен быть внешний вид улиц. Пока мы ограничили действие свода 27 улицами. «Гостевой маршрут» — достаточно условное название. Но это главные улицы нашего города, самые крупные улицы районов. Мы видим, как развивается Челябинск и как — другие города. Надо сказать, что вывески у нас появляются без определенных правил, как и некапитальные объекты неопрятного вида. Поэтому мы приняли решение изменить облик города. И работа эта уже началась.

– Скажите, кто решает: вот этот объект, а вот этот — не опрятный?

– Мы постарались исключить такой подход, чтобы кто-то решал. Все четко прописано в дизайн-коде. Что касается вывесок. Мы видим, что порой исторические здания завешаны устаревшими баннерами. Вывески, названия магазинов закрыли фасады зданий. Мы забыли, как некоторые здания выглядят. Поэтому разработали в соответствии с современными требованиями дизайн-код, в том числе и по вывескам, по названиям магазинов. Никто не покушается на индивидуальный стиль. Главное, чтобы вывеска была определенных размеров, чтобы вывески были на одной линии горизонта. Дизайн-код — это требования к фасадам, остановочным комплексам. С 90-х многое изменилось, но и многое сохранилось.

– Многие переживают, что теперь «Роспечать» уйдет?

– Не уйдет. Кстати, сам муниципалитет будет строить и сдавать объекты в аренду. Этот вариант сейчас рассматривается.

Чем аукнется малому бизнесу

– Станислав Иванович, понятно, что эстетика требует жертв. Как Вы считаете, предприниматели в состоянии сегодня понести новые непроизводственные расходы? Многие в киоски вложили значительные для них средства.

– Безусловно, это очень важный вопрос. И предпринимателям, которые сегодня работают, мы даем возможность доработать срок договора. Но в дальнейшем нужно рассчитывать свои силы. Чтобы были какие-то горизонты планирования, принято решение, что теперь не на пять лет можно взять в аренду остановочный комплекс, а на семь. Это срок, когда затраты должны окупиться. Мы не отвергаем и такой вариант, когда муниципалитет будет строить сам некапитальные объекты и на льготных условиях сдавать их в аренду. Уже существует МУП «Эксплуатация остановочных комплексов». Он будет следить и за состоянием этих объектов.

DSC07677.jpg

Вы же знаете, как у нас появляется повсюду несанкционированная реклама. По новым правилам благоустройства уборка территории вокруг остановочных комплексов будет ложиться на владельца остановочного комплекса. Принят федеральный закон о закреплении территории. Принят областной закон. Теперь мы внесли поправки в наши правила благоустройства. Надеюсь, они заработают, и у каждого клочка земли появится хозяин.

Парковки не навсегда

– Как Вы оцениваете шанс сделать центр города закрытым для автомобилей? Не приведет ли это к коллапсу?

– Здесь надо очень внимательно смотреть. Ведь для этого надо сначала создать условия. Мы говорим о едином парковочном пространстве, платных парковках. Это один из элементов создания условий. Вы видите, что происходит в центре города. Приезжает человек на работу и на весь день оставляет свой автомобиль где-нибудь у магазина в центре. И целый день сюда никто не может подъехать припарковаться. Если мы примем решение о платных парковках, то это создаст условия для строительства многоуровневых парковок, потому что инвестор будет понимать: у людей появится выбор — парковаться за деньги в центре, либо бесплатно, но подальше от центра. С учетом наших доходов цены должны быть соответственными. Должны быть льготные парковки для пенсионеров, для людей, проживающих в этом квартале. Когда мы создадим все возможности, можно подумать, как и для чего закрыть центр города. На мой взгляд, в районе набережной должно быть место для прогулок. Схемы финансирования для этого могут быть разными. Но предварительно сумма для обустройства платных парковок (паркоматы, знаки, система контроля) должна быть около 250 миллионов рублей.

Города-побратимы о нас забыли?

DSC07813.jpg

– Станислав Иванович, вы выступили с инициативой в Совете Федерации об эффективности отношений городов-побратимов. Расскажите об этом.

– На самом деле города-побратимы существуют давно. Но сегодня это никак не регулируется законом. У Челябинска четыре города-побратима: это Ноттингемшир (графство в Англии), Коламбия (США, штат Южная Каролина), Рамла (Израиль) и Урумчи (Китай). Но пока побратимские связи не работают, потому что где-то на правительственном уровне это не узаконено, где-то нет нашей инициативы. Отношения находятся в подвешенном состоянии у большинства городов.

Почему мы вышли с такой инициативой? В прошлом году на федеральном уровне, в «Союзе городов», нам поручили быть операторами российско-германского перекрестного муниципального года. И мы с Германией в течение года очень плотно отработали по многим проектам и увидели, насколько это городам интересно. Интересно не только нам, но и той стороне. Около 60 проектов в рамках этого перекрестного года были награждены грамотами двух министров. У нас интересно развивается проект со школой № 96 с углубленным изучением немецкого языка. Между нашими городами существуют самые разные связи. Много появилось горизонтальных связей между бизнесом.

С учетом того, что сегодня такая политическая ситуация, что мы живем в период санкций, бизнес находит друг друга не через правительственный уровень, а «по горизонтали». Но есть не только положительные примеры. В некоторых городах не все проекты эффективно работают. В Совете Федерации наше предложение принято в работу.

Как снять проклятие маршруток

– На маршрутки все жалуются, но все ими пользуются. Будут ли предпринимать какие-то действия по работе маршруток и выведению их за центр города?

– К счастью, у нас появился 220-й федеральный закон, который регулирует процесс перевозки пассажиров. Тут ведь вопрос не только в законе. Есть вопрос еще политической воли, мобилизации всех структур, в том числе и силовых. Городская дума прописала со своей стороны почти все. Нам осталось доработать еще вопросы по регулируемым маршрутам. Но есть ведь еще незаконные перевозчики. Как победить все эти «экскурсионные автобусы»? В Москве и Казани пока не победили.

DSC07718.jpg  

Сегодня у нас есть возможность выдавать нашим управлениям так называемые маршрутные карты, которые должны предъявлять все участники процесса. Маршрутные карты появляются после того, как конкурс отыгран и маршрут запущен. Он есть в схеме движения. Но после этого надо отлавливать тех, кто сегодня занимается незаконной перевозкой пассажиров. Здесь должны быть правоохранительные органы.

Но если говорить о развитии транспорта, нам нужны автобусы большой вместимости. Через год в конкурсе будут участвовать только те, кто обладает подвижным составом. Мы очень надеемся на федеральную программу, которая поможет нам дальше развивать муниципальный транспорт. Сегодня на маршрутах должно работать около 300 автобусов. А выходит на линию не более сотни. Мое личное убеждение: как только муниципалитет уйдет с рынка, мы получим вообще неконтролируемую ситуацию в отношении цен на проезд, дублирование маршрутов и всего остального.

Территориальное самоуправление города

– Планируют ли депутаты гордумы развивать программы самоуправления?

– Вы знаете, что все эти вопросы отданы районным советам.

DSC07874.jpg

– Можем ли мы откатиться назад, от реформы?

– На мой взгляд, слишком мало прошло времени, чтобы делать такие выводы. Плюсов ведь много. Согласитесь, в маленьком округе депутат реально может работать с жителями, решать вопросы, не имея даже больших средств. Иногда ведь вопрос касается тарифов, приборов учета.

DSC07778.jpg

Интересный есть пример. Я видел переписку представителей власти с жителями трех домов, которые страдали от подтопления несколько лет. Получилось два огромных тома. Люди жаловались, просили построить коллектор. Им отвечали, что коллектор стоит столько-то. Будут деньги — сделаем. И тут приходит кандидат в районные депутаты. За 25 тысяч рублей наняли компанию, которая исследовала местную ливневку. Оказалось, все просто: при строительстве нового дома строители заложили ливневую канализацию кирпичной кладкой. Ее разобрали, подремонтировали... Жители остались довольны. Вот пример, как можно вдумчиво поработать. А если у депутата участок с населением в 35 тысяч, как было раньше? Об этом президент говорил: власть должна быть ближе к народу. А вот выборы — это вопрос другой.

Фото Дмитрия Куткина