Меню

Рекомендации к ограничению

18.03.2013 08:46 9 (169)


Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации было направлено информационное письмо ФСТ России (от 06.03.2013 № СН-2164/5) с методическими рекомендациями об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году (к поручению Правительства РФ от 01.03.2013 № ДК-П9-1327). Рекомендации разработаны с целью обеспечения едино-образного подхода субъектов РФ к решению вопросов по тарифам. Сравниваются показатели в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 года.

Следуя этим методическим рекомендациям, плата граждан за коммунальные услуги в 2013 году может вырасти не более чем на 6%. С учетом ее неувеличения в I полугодии текущего года максимальный рост во II полугодии может быть на уровне не выше 12%. В муниципальных образованиях с преобладанием в структуре совокупного платежа населения услуг электроснабжения и газоснабжения прирост платы не должен превышать 15%.

В военных городках (бывших военных городках, инфраструктура которых передана в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность) и муниципальных образованиях, в которых сложилась существенная (более чем в два раза) разница между тарифами на коммунальную услугу по отоплению, действовавшими ранее в системе Минобороны России, и тарифами, установленными в среднем по соответствующему субъекту РФ, индекс изменения платы за коммунальные услуги во II полугодии текущего года определяется с учетом предварительного согласования с ФСТ России.

Отметим, что сумма денежных средств, которая была внесена гражданами в период с 1 января 2013 года до даты установления ограничений на 2013 год, должна быть возвращена потребителю коммунальных услуг или удержана в счет оплаты коммунальных услуг в течение текущего года.

В рекомендациях указано, что уровень платежей определяется в условиях без учета перехода на применение в полном объеме с 1 сентября прошлого года норм Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Плата граждан за коммуналку зависит от набора предоставляемых потребителю коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ тарифов на указанные ЖКУ и нормативов потребления этих услуг (или определенных в соответствии с показаниями приборов учета объемов потребленных коммунальных ресурсов). Кроме того, на величину платы за коммунальные услуги оказывают влияние выплачиваемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления целевые или адресные субсидии.

Ограничение применяется в отношении начисляемых платежей при соблюдении принципа сопоставимости условий. Под сопоставимостью условий понимается неизменность набора и объемов предоставляемых коммунальных услуг в среднем за период сравнения. При этом при переходе от оплаты за отопление по нормативам потребления в течение отопительного периода к равномерной оплате за потребленную услугу равными долями в течение года расчет ограничения платы за коммунальные услуги должен осуществляться исходя из равенства интегральных объемов поставки услуги, определенных в соответствии с утвержденными нормативами потребления.

На сегодняшний день уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ уже приняты все решения по утверждению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2013 год и соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг.

Для целей снижения размера платы за коммунальные услуги могут быть применены такие механизмы, как применение бюджетного субсидирования населения дополнительно к уже функционирующей системе адресной защиты населения (соответствующее решение должно быть принято на уровне субъекта РФ, при этом необходимо предусмотреть в бюджете субъекта объем финансовых средств и определить порядок начисления соответствующих субсидий), пересмотр утвержденных с 1 января 2013 года нормативов потребления коммунальных услуг и (или) изменение порядка начисления платы за отопление (переход от оплаты за отопление по нормативам потребления в течение отопительного периода к равномерной оплате за потребленную услугу равными долями в течение года), или снижение платы за коммунальные услуги путем пересмотра установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом норм действующего законодательства, в том числе определяющих основания для досрочного пересмотра установленных тарифов в течение периода регулирования.

Для обеспечения неукоснительного выполнения требований действующего законодательства о порядке начисления платы граждан за коммунальные услуги региональным командам рекомендовано усилить жилищный контроль за исполнителями коммунальных услуг.

Принятые решения по ограничению роста платы граждан, а также информация об изменении платы граждан за коммунальные услуги в I и II полугодиях 2013 года в разрезе муниципальных образований и о принятых мерах по обеспечению социальной поддержки граждан должны быть сформированы и направлены региональным правительством в адрес ФСТ России и Минрегиона России до 25 марта текущего года.

Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на совещании оперативного штаба Межведомственной рабочей группы, на котором обсуждалось принятие мер в целях недопущения роста платы за коммунальные услуги сообщил, что в Челябинской области рост тарифов за отопление составил 169%. Однако это не соответствует действительности.

Михаил Юревич прокомментировал информацию о резком росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которую озвучило Министерство регионального развития РФ. Ошибка в данных Минрегиона, по словам главы региона, уже устранена. А возникла она из-за перехода нескольких территорий Челябинской области на другую систему расчета за теплоносители:

— Ряд территорий области перешел на оплату услуг по факту. То есть в период, когда есть отопление, за него платят, когда нет — не платят. Поэтому в этих территориях в данный момент был зафиксирован рост. Но подчеркну — по итогам года стоимость теплоносителя осталась такая же. Вообще с 1 января стоимость теплоносителя в Челябинской области практически не повышалась, — пояснил Михаил Юревич.

Тем не менее, губернатор дал указание соответствующим службам еще раз проверить тарифы на услуги ЖКХ в муниципалитетах Челябинской области и отреагировать на каждый случай их повышения. Таким образом, можно смело говорить, что на Южном Урале тарифы держат в ежовых рукавицах.

Мониторинг Минрегиона на местах показал, что рост платы за отопление был отмечен в 15 субъектах Федерации. Максимальные значения зафиксированы в Ленинградской области (160%), Санкт-Петербурге (135%), Камчатском крае (132%). Основная причина — увеличение норматива потребления, в первую очередь, в связи с переходом к оплате услуги в течение отопительного периода, отметили в пресс-службе Минрегиона.