В полёт со справкой
С невероятным возмущением, думается, многие россияне восприняли историю о том, как авиакомпания «Сибирь» отказала в полёте слепому пассажиру. Перевозчик сослался на собственный устав и вины за собой так и не признал. И вот теперь Общественная палата России взялась разработать социальные стандарты доступности транспорта. Дело нужное. С чего начнут?
Сегодня, по данным представителей палаты, проблема «враждебности транспорта» особенно остро стоит для инвалидов и пожилых людей.
Помощник руководителя комиссии ОП РФ по социальной и демографической политике Татьяна Лощилина привела в пример всю ту же авиакомпанию «Сибирь», представители которой отказываются регистрировать людей преклонного возраста на рейсы при отсутствии у них справки о состоянии здоровья.
Документ этот требуют ультимативно, отправляя стариков в медпункт аэропорта, где нет оборудования для какого-либо освидетельствования. Эта практика длится уже давно и никем не пресекается, отметила общественница.
Но ведь подобное явно выходит за рамки закона! Никаких ограничений по состоянию здоровья ни в каком возрасте быть не может, и никаких юридических оснований у таких требований нет.
Однако авиаперевозчик при регистрации на рейс запросто может попросить медицинский документ, например, у женщин на позднем сроке беременности. Но это только часть проблемы.
Проблема доступности транспорта сегодня затрагивает 13 миллионов инвалидов. В стране к нуждам людей с ограниченными возможностями приспособлено, по официальным данным, лишь 2 процента транспорта.
Но и эту цифру эксперты считают завышенной. Потому обязательно нужен рамочный закон о транспортной отрасли, который определял бы социальный стандарт услуг, положенных гражданину, и регулировал сквозные межрегиональные доставки разными видами транспорта.
А как быть с международными? На носу сезон отпусков, и доехать, например, до морского побережья хочется всем. Об этом мы спросили менеджера туристической фирмы «Антарес» Наталью Гойдо. Вот что она сказала:
— В нашей практике, к счастью, не было ни одного случая, чтобы туриста авиакомпания снимала с рейса из-за проблем со здоровьем или по причине инвалидности. Правда, в отпуск, как правило, люди с ограниченными физическими возможностями без сопровождения стараются не ездить.
И это правильно: дорога, в конце концов, полна неожиданностей. Последнее время людям приходится объяснять несколько иное: правила провоза спиртных напитков и поведения на борту воздушного судна.
Турист почему-то нашёл для себя самый лёгкий путь борьбы со страхом полётов — чрезмерное возлияние. Отсюда и проблемы, а вот инвалидам-колясочникам трудно в другом — необорудованность местных аэропортов пандусами и туалетными комнатами для колясочников. Но последнее время проблема стала решаться и у нас.
Если же Общественная палата пропишет механизм транспортной доступности для всех, то выиграют все. Равные возможности и толерантное отношение ко всем и каждому — замечательно.
Кстати, ОП уже приступила к разработке социальных стандартов транспортной доступности, которые, хочется надеяться, найдут место в законодательстве и нормативных документах профильного министерства.
Марина КУДРЯШОВА