Меню

Запрограммированная толерантность

10.04.2009 14:26 65 (11198)


В последнее время слово «толерантность», а попросту «терпимость», произносят часто. Может быть, даже слишком часто. Очевидно, что-то в нашей жизни не так, раз власть призывает нас к милосердному отношению друг к другу. Более того, Общественная палата России начала подготовку программы воспитания и привития
национальной и религиозной терпимости, которая должна в перспективе стать обязательной частью обучения
в школах и составляющей пребывания детей в дошкольных учреждениях. «Вечёрка» поговорила с теми, кому эта тема близка и понятна, кому есть что сказать. Результат получился неоднозначным.

Шовинизм как проблема

Впервые в истории существования российской ОП общественники подняли этот вопрос и выразили надежду на то, что государство, несмотря на кризис, сможет найти средства на финансирование программы по воспитанию толерантности с детства и юности.

Если предложение будет поддержано властями, распоряжаться бюджетом программы наряду с Минобрнауки сможет и Общественная палата.

Решение о выработке программы было принято в конце марта нынешнего года в рамках специального заседания комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести. Заседание было приурочено к Международному дню борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Таким образом в ОП откликнулись на призывы президента России Дмитрия Медведева, обращённые ко всем ветвям власти и к общественным деятелям, о необходимости усилить борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии.

Существование расовой нетерпимости признают сегодня почти все, а опросы общественного мнения регулярно подтверждают факт отсутствия политкорректности между представителями разных культур, наций и вероисповеданий.

Неужели действительно пришла пора нашей многонациональной стране задуматься о существовании шовинизма как проблемы, с которой нужно срочно что-то делать? Но главное — как этим заниматься? Просвещать? Убеждать? Учить?

На чей опыт ориентироваться? Где искать учителей? По мнению членов ОП, многие из проводимых правозащитниками мероприятий неэффективны из-за отсутствия систематичности и регулярности. Но ситуация, по мнению экспертов, взрывоопасная, а потому меры необходимо принимать срочно.

Кстати, основной этап разработки программы начнется с 22 апреля после специального форума, на который ОП собирается пригласить около 150 экспертов.

Программа будет включать в себя «воспитательные моменты на уровне детского сада, школы, а также пропаганду в виде шоу и фильмов на федеральных каналах».

В ОП надеются на поддержку Госдумы и Министерства образования и науки, чтобы программа толерантности стала обязательной во всех дошкольных и учебных заведениях, поскольку соответствует рекомендациям ООН.

Кого «принять за образцы»?

У любого здравомыслящего человека, интересующегося окружающим миром, сразу возникает этот вопрос. Неужели идею внушения всем гражданам толерантности будут ковать по американскому образу и подобию?

Ведь россиянин привык принимать на веру то, что идёт от сердца и души, а замена понятия (негра на афроамериканца, например) у нас вряд ли сработает. Навязчиво внушать терпимость, промывая мозги?

Так у нас уже был такой опыт, и все знают, что из этого получилось. Заставить осторожничать, высказывая свои мысли, под угрозой наказания? Это, конечно, можно. Но когда-нибудь желание высказаться прорвётся так, что мало никому не покажется.

Есть, конечно, такой вариант: нацепить улыбку и абсолютно равнодушно пройти мимо таджикского попрошайки, равнодушно скользнуть взглядом по упавшему на улице инвалиду, никак не обозначить своего отношения к подростку, раскрашенному под гота, да просто не вступиться за обиженного. Нормально — жизнь продолжается. Мы терпимо относимся к миру и его проявлениям, улыбаемся и шагаем мимо.

А что думают по этому поводу наши эксперты?

Наверное, многие видели, как депутат Госдумы от Челябинской области Максим Мищенко ошарашил своих коллег тем, что пригласил в Думу представителей эмо и готов.

Молодые ребята в чёрном смотрелись в стенах нижней палаты парламента странно, но вот разговор с народным избранником у них получился весьма показательным и интересным. П

омня об этом, «Вечёрка» попросила Максима МИЩЕНКО изложить свой взгляд на введение программы по толерантности в детсадах и школах:

— Я думаю, что немногие (даже среди моих коллег) сегодня понимают, что и кто стоит за теми, кто, прикрываясь благими словами о толерантности, несёт нам чужой опыт. На мой взгляд, любая подобная программа приведёт к тому, что наша национальная самоидентификация окажется размытой.

В многонациональной России живут представители разных этносов, но все они россияне, подпитывающиеся из одного культурного источника. Я — за дружбу народов, но против общечеловеческого вектора, предлагаемого глобалистами. Терпимость нужно воспитывать внутри нации, а не возводить на уровень фетиша.

Пусть этим займётся семья, потому как если эти функции возьмут на себя школа, СМИ или телевидение, то это будет уже называться пропагандой. Сегодня важнее обустроить мир вокруг себя, а не призывать к терпимому отношению к африканцам.

Между прочим, с представителями молодёжных субкультур Максим Мищенко договорился: терпеть их можно и нужно, популяризировать — нельзя, а в школу надо в форме ходить. Депутат утверждает, что неформалы с ним согласились.

Внушать по расписанию

Разумеется, все мы наслышаны о том, что представители бывших братских республик в нашей стране и городе становятся то жертвами, то преступниками. А ведь они приезжают семьями... Как обстоят дела в школе?

Ведь именно с подрастающего поколения намерены начать общественники. Этот вопрос мы задали опытному инспектору по делам несовершеннолетних Ларисе ШАХМАТОВОЙ:

— Знаете, я регулярно выхожу в школы и не вижу национальной нетерпимости как таковой. А уж крайних её проявлений — тем более, хотя в школах Курчатовского района учатся разные ребятишки. Нам чаще всего приходится сталкиваться с другими проблемами: в последнее время самая большая беда — это драки, заснятые на камеры мобильных телефонов.

Но дерутся ребята не из-за цвета кожи, а потому, что кто-то завидует, кто-то таким образом решает любовный или личностный конфликт. Это жестокость, но жестокость иного плана, а потому думаю, что заострять внимание на национальном вопросе не стоит.

В чём-то с Ларисой Шахматовой солидарен лидер регионального отделения партии «Патриоты России» Дмитрий СЕМЁНОВ:

— Любые программы, носящие статус обязательности, абсолютно бесполезны. Что изменится, если сорок минут в неделю ребёнку будут внушать мысль о том, как важно жить в мире со всеми народами?

Какой прок от того, что детям будут разъяснять на теоретическом уровне, «что такое хорошо и что такое плохо», если практика иная? Сегодня и взрослые, и дети большую часть информации получают из теленовостей и сюжетов.

Может, с них и стоит начать? Я не отрицаю того, что проблема толерантного отношения к миру существует, но количественно и качественно отследить её трудновато. Прежде чем разрабатывать какую-либо программу, нужно выслушать и оценить не одно экспертное мнение.

А пока нужно всем заинтересованным лицам и власти активно сотрудничать с национально-культурными центрами, встречаться с теми, чьи физические возможности ограничены, привлекать к этому юных.

Это та самая практика, которая любой теории фору даст. Только вот формального подхода к этим вопросам быть не может — дети должны понимать, что мир разнообразен и не всегда прост. Так что внушать что-либо по расписанию — пустое дело.

Найти подход

Странная получается ситуация: об экстремизме говорят каждый день на самых высоких уровнях — в МВД РФ даже создали подразделение для борьбы с экстремизмом, общественники настаивают на создании комплексной программы, словом, существование проблемы никто не отрицает.

Только подступы к её решению все видят разные. Как за истиной в последней инстанции мы обратились всё с тем же вопросом к настоятелю Свято-Троицкого храма отцу Игорю (Шестакову).

— Я не знаю, какой должна быть программа, но точно знаю, что больше всего современный человек боится непонятного и неизвестного. Вроде бы мы живём в информационно насыщенном мире, знаем всё, но в большинстве тем оказываемся абсолютно некомпетентными. Узнал из новостей всё, что нужно, и побежал дальше... Некогда!

Вот на этом американцы и сыграли 11 сентября — воспользовались всеобщей религиозной безграмотностью и превратили ислам в пугало! Мир поверил, не разобрался в суете.

Между тем и национальный, и религиозный вопросы не терпят суетности. А уж отдавать столь тонкую материю на откуп детсадовскому воспитателю или школьному учителю...

Школа должна научить «тонким пёрышком писать». Терпимости должны учить в семье, или браться за это лучше представителям конфессий. Представьте, что учительнице поручают вести такие уроки — а вдруг она идолопоклонница?

Ей нужно рассказать об иконах Рублёва, а она в этом вопросе понимает столько же, сколько кошка в алгебре! Что из этого получится? Просвещать надо — спору нет, но вдумчиво, осторожно, профессионально.

* * * * *

МВД информирует

Подростки требуют внимания

В России живут 98 тысяч подростков-экстремистов. Такую цифру привёл глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью «Российской газете».

Как отметил министр, сейчас на учёте в органах внутренних дел состоят 302 неформальных молодёжных объединения общей численностью свыше 10 тысяч человек. «Около 150 из них мы считаем склонными к агрессивным действиям», — подчеркнул Нургалиев.

Глава МВД считает, что «бороться с этим явлением одними лишь полицейскими, репрессивными методами бесполезно». «В стране есть хорошая база для работы с несовершеннолетними — почти 180 тысяч культурных, спортивно-массовых и военно-патриотических организаций.

Ежегодно их посещают 8,7 миллиона человек», — отметил Нургалиев, подчеркнув, что «это существенно влияет на снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних».

«Принятыми мерами удалось достичь позитивных результатов в профилактике правонарушений среди подростков. В этом году число преступлений, совершённых несовершеннолетними или при их участии, сократилось более чем на восемь процентов», — сообщил Нургалиев.

Однако, по его словам, «в регионах, где таких учреждений мало или нет совсем, криминальная ситуация остаётся напряжённой».

Марина КУДРЯШОВА
Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ