Меню

Когда потекут молочные реки

28.01.2009 14:11 15 (11148)


Полгода назад депутаты Госдумы приняли технический регламент на молоко и молочную продукцию. Он стал первым в статусе федерального закона. 1 января нынешнего года абсолютно все производители молока должны были проявить сознательность и законопослушность — по-честному перемаркировать упаковку и информировать потребителя о составе продукта. Получилось? «Вечёрка» присмотрелась к полкам магазинов.

Порошковая суть

Техрегламент «О молоке и молочной продукции» упорядочил понятия.

Оказывается, есть молоко, молочная продукция, молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, вторичное молочное сырьё, побочный продукт переработки молока, сырое молоко, цельное молоко, обезжиренное молоко, питьевое молоко, молоко топлёное, молоко пастеризованное, молочный напиток, молочный напиток обогащённый, концентрированное или сгущённое цельное молоко, концентрированное или сгущённое обезжиренное молоко, сгущённое молоко с сахаром, сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, немолочные компоненты, сливки и другие продукты — всего 102 наименования вплоть до заменителя молочного продукта, который представляет собой пищевой продукт, произведённый в основном или полностью из немолочных компонентов и используемый в тех же целях, что и молочный продукт.

Привыкнуть к этому трудновато, но знать, что появляется на нашем столе, нужно. А стало быть, на пачках и пакетах должно быть указано, из чего именно мы варим кашу или печём блины.

Законодатель был суров и твёрд: нельзя писать на упаковке: «Молоко», если при изготовлении продукта использовалось сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. Очевидно, только то, что непосредственно «дарит» нам корова, и должно называться привычным всем словом.

На что рассчитывали

О необходимости подобного закона говорили давно, и вот он появился. Расчёт был прост и понятен — технический регламент сократит поток импорта и поддержит отечественного производителя.

Причём не только крупные сельхозпредприятия, но и фермеров, испытывающих постоянные трудности при реализации своей продукции. Более того, ещё никто не забыл скандала с китайским сухим молоком, густо замешенным со смертельным меланином.

Тогда опасную для жизни добавку обнаружили даже в популярных шоколадных батончиках, а потом и в посуде. Кстати, тех, кто допустил сей вопиющий факт, в КНР приговорили к смертной казни.

У нас подобной меры нет и все знают, что российский закон проявляет принципиальность весьма избирательно. Вот, к примеру, довольно много было разговоров о том, что российского покупателя нужно информировать о генно-модифицированных ингредиентах (ГМИ) в продуктах.

Кто из нас видел подобное предупреждение? Честно сказать, даже соевые добавки не всегда афишируются.
Но вернёмся к вступившему в силу техническому регламенту. Спорили в июне прошлого года об этом немало.

Одни говорили, что после введения столь суровых мер главный и любимый продукт значительно вырастет в цене и станет недоступным для социально незащищённых слоёв общества, другие возражали: пусть люди выберут сами.

Третьи парировали, что в регионах, где нет собственного молочного стада, настоящего продукта и не увидеть — привезти туда можно только стерилизованное молоко, а оно дешёвым быть не может, потому что высоки транспортные издержки. Но наша область, к счастью, к таким регионам не относится, значит, и проблем возникнуть не должно.

От коровы до кружки

Бесспорно, именно такая цепочка идеальна во всех отношениях, но нам, детям урбанизации, она чаще всего недоступна. Но это вовсе не означает, что в одинаковых (на первый взгляд) пачках должно быть написано одно и то же знакомое с детства слово.

Молоком «в законе» считается с 1 января только тот продукт, который на пути от бурёнки к вашему стакану не подвергался глубокой переработке. Порошковые смеси и прочие суррогаты должны именоваться в соответствии со своим содержанием.

Точно так же нельзя выдавать за натуральную сгущёнку, творог, масло те продукты, в составе которых находятся заменители. Сегодня покупатель уже не обязан гадать у прилавка — он должен знать точно.

Не только название, но и условия производства и маркировки. Это мы должны решать, что положить в свою корзину: натуральный продукт или его заменитель.

Особые требования — к молочным продуктам детского питания. Так, например, они должны производиться только из натурального молока (допускается содержание не более 20 процентов немолочных компонентов) и не могут содержать ГМИ, искусственные красители и ароматизаторы.

Выпускаться такие продукты должны строго в герметичной упаковке.
Маркировка продуктов детского питания, предназначенных для детей раннего возраста, должна содержать следующую информацию:

- рекомендации по использованию;
- условия хранения и приготовления;
- возраст детей, для которых продукт предназначен.

Говорить о ценности и полезности такого продукта, как молоко, можно бесконечно. Вдаваться в научные дебри не стоит — каждый знает о необходимости кальция и фосфора для наших костей.

Но мало кто знает, что превращение молока в порошок не проходит бесследно для некоторых компонентов этого природного напитка. И самое неприятное происходит с холестерином.

Все наслышаны об этом веществе, в умеренном количестве содержащемся в молоке. Как ни прискорбно, но под воздействием высоких температур, неизбежных при производстве сухого молока, значительная часть холестерина окисляется и превращается в опасные оксистеролы, чреватые онкологическим диагнозом.

Так что новый регламент имеет и медицинское значение. Существенное вытеснение сухого молока из производства молочных продуктов может улучшить здоровье наших соотечественников.

На прилавках

После новогодних праздников мы внимательно приглядывались к магазинным  полкам… Сплошное молоко! Странно, ведь за полгода производитель мог бы и подготовиться: поменять упаковку, убоявшись закона или предупредительного письма от главного санитарного врача России Геннадия Онищенко.

Этот документ в свободном доступе имеется в Интернете и довольно жёстко предписывает требования закона выполнять. Для прояснения ситуации «Вечёрка» обратилась в пресс-службу челябинского Роспотребнадзора. Оказалось, что пока никаких проверок и ревизий наших магазинов не проводилось.

— Сегодня всё на совести производителя. Вот предпишет нам Онищенко проверить и наказать — выйдем, проверим, накажем, — был ответ.

Наверное, в подобных ведомствах инициативу проявлять не принято, забота о потребителе идёт сверху.
Может, действительно стоит воззвать к совести производителей.

В конце концов есть же такое понятие, как репутационный риск. Авторитет и покупателя можно потерять раз и навсегда, особенно в нынешнее сложное время.

Ещё один пристальный взгляд на полки — и вот чудо… На белом пакете надпись: «Молочный напиток». Наблюдаем за покупателями — смотрят, берут. А рядом изобилие таких же пакетов с надписью: «Молоко»… и с тем же процентом жирности.

Вот незадача: пачка с честной надписью произведена в Московской области, а на всех местных упаковках по-прежнему гордо красуется: «Молоко». Справедливости ради послушаем производителя.

Юлия ЮДИНА, главный технолог Челябинского городского молочного комбината (ЧГМК):

— Мы проинформировали наших потребителей о том, что ЧГМК не изменяет технологию приготовления своей продукции, а она и так соответствует всем требованиям нового закона.

У нас имеется хорошая сырьевая база, достаточная для того, чтобы производить продукты из чистого молока, без сои, консервантов и прочих добавок.

Так что надписи: «Молочный напиток» — на наших упаковках быть не может, мы производили и производим молоко, соответствующее стандарту. Тем не менее планируем поменять упаковку, впрочем, изменения будут незначительные.

На пакетах с молоком уберём клише: «Маложирное». Вместо этого будет указание точной массовой доли жира. А на упаковках с кефиром добавится надпись: «Количество дрожжей не менее 10 в четвёртой степени».

Комментарий специалиста

Дмитрий ЕРЁМИН, председатель Челябинского регионального отделения ассоциации юристов России:

— Новый федеральный закон — технический регламент на молоко и молочную продукцию — очень важен. Он призван защитить потребителей от псевдобизнесменов, которые выдают за настоящий продукт суррогат.

Раньше молоком называли всю молочную продукцию, в том числе сделанную из порошка. Конечно, проще и дешевле смешать порошок с водой, чем производить настоящий продукт из натурального сырья.

В результате производители натурального продукта оказывались в заведомо невыгодных условиях. Новый закон не запрещает производить молочный напиток из порошка, но требует, чтобы на упаковке и надпись стояла соответствующая.

А не спешат производители потому, что до сих пор не разработана методика определения наличия в молоке и молочной продукции сухого молока, растительных жиров, меланина и так далее.

Ситуация парадоксальная: закон действует, а проверить, выполняют ли его производители, невозможно. Предусмотренные меры наказания — штраф, изъятие продукции — не применяются, так как недобросовестность таких бизнесменов абсолютно недоказуема.

Когда будет разработана необходимая методика, сказать невозможно. Нашим политикам должно хватить воли и желания, чтобы воплотить закон в реальную жизнь.

Это тем более важно, что основные потребители молочной продукции — дети и речь идёт о здоровье нации, которое должно быть выше коммерческих интересов.

анекдот в тему

Секретарь райкома, обрадованный достижениями в надоях, спрашивает передовую доярку:
— Скажи, Маня, а 50 литров от коровы в сутки можешь надоить?
— Могу...
— А 75?
— Тоже могу...
— Ну а 100 литров, Маня, сможешь?!
— И 100 смогу... Но будет уже одна вода.

Марина КУДРЯШОВА
Фото Вячеслава НИКУЛИНА