Меню

Дом вместо камеры

18.11.2008 00:00 220 (11102)


Наравне с изменениями в основополагающих законах нашей жизни депутаты прорабатывают и другие, не менее важные. Так, например, поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Если они будут одобрены думским большинством, то 280 тысяч российских заключённых могут покинуть «места не столь отдалённые» и расширится сфера применения так называемых альтернативных видов наказания.

Инициатором этих перемен стал наш земляк первый зампредседателя комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков. Пакет поправок в УПК, вероятнее всего, будет внесён на рассмотрение нижней палаты в январе 2009 года и позволит разгрузить российские тюрьмы на треть.

Говорят, что необходимость в этом назрела. Судя по данным статистики, приведённым Гришанковым, пребывание за решёткой граждан, осуждённых за незначительные преступления, лишь способствует росту рецидивов.

По сведениям депутата, 43 процента бывших заключённых, «отмотавших» даже недолгий срок, вновь совершают правонарушения, в то время как число рецидивистов среди тех, кто отбывал альтернативные виды наказания, составляет лишь восемь процентов.

При этом, заметил Михаил Гришанков, процент оправдательных приговоров в России ничтожно мал, а уровень следствия существенно снижается.

Что такое альтернативное наказание? Среди видов назван домашний арест. Кстати, подобное предложение подготовлено и Минюстом. Проект закона «О домашнем аресте подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в настоящий момент проходит согласование в правительстве перед внесением в Госдуму.

По замыслу разработчиков, пребывание гражданина в домашних стенах может стать заменой его нахождения в следственном изоляторе. Законопроект предусматривает, что домашний арест может применяться в тех же случаях, что и обычное заключение под стражу в СИЗО.

Такая мера должна применяться в отношении подозреваемых и обвиняемых в преступлениях средней тяжести и даже более тяжких, если суд придёт к выводу, что человек, находясь дома, не сможет повлиять на установление истины по делу, скрыться и так далее.

При этом у арестанта остаётся возможность ходить на работу или учёбу — от гражданина будут требовать лишь исправно возвращаться к месту отбытия меры пресечения, то есть домой.

Такой «арест» не только сэкономит государственные деньги (по данным ФСИН, на каждого из «постояльцев» СИЗО ежегодно тратятся 28 тысяч рублей), но и позволит разгрузить переполненные изоляторы.

«Вечёрка» созвонилась с пресс-службой ГУФСИН по Челябинской области, чтобы выяснить загруженность местных СИЗО. Однако нас успокоили: мест хватает всем — и подозреваемым, и осуждённым.

Последних очень быстро распределяют по колониям, а потому свободные места есть в наличии всегда. А вот о перспективах альтернативных видов наказания стражи системы исполнения наказаний пока предпочитают не говорить, но и возможность их не отрицают.

Марина КУДРЯШОВА