Меню

Депутатское наследство

02.09.2008 00:00 166 (11049)

Кажется, что они ещё далеко, но время летит так стремительно… Так что мартовские муниципальные выборы уже близко. Пока депутаты Челябинской городской думы проводят рабочие заседания по своим комиссиям, интенсивно готовясь к первому послеканикулярному заседанию. «Вечёрка» побеседовала с некоторыми из народных избранников, и они рассказали о том, чем им запомнились промелькнувшие три с половиной года и какой законодательный задел они оставят тем, кто придёт следом за ними.

Врачи станут ближе

Эдуард РЫБИН, председатель комиссии по здравоохранению:

— Всё то, что наработано депутатами этого созыва, хотелось бы увидеть выполненным. К сожалению, несмотря на все перемены в обществе, медицина и здравоохранение до сих пор финансируются по остаточному принципу.

Первое и главное, что хотелось изменить и сделать более доступным, — это развитие офисной сети врачей общей практики. Челябинцы достойны того, чтобы не толкаться в длинных очередях в поликлиниках, особенно в период эпидемии гриппа.

Врач общей практики — это тот самый специалист, который может и давление померить, и дать офтальмологическую консультацию, и направить при необходимости к узкому специалисту.

Причём подобных кабинетов в городе должно быть немало: за врачебной помощью люди ездить не должны, она должна быть недалеко от дома.

Это даёт возможность разгрузить огромные поликлиники, где обслуживается порой более 100 тысяч человек. Результативность и эффективность подобной практики не заставят себя долго ждать, в конце концов, это очень цивилизованный подход к организации здравоохранения.

Человек, тем более нездоровый, не должен биться в очередях. Вот я и считаю, что законодательную базу под это предстоит ещё подвести.

Подобная практика (офисы врачей общей практики) в Челябинске уже есть, но сделать её повсеместной необходимо. Конечно, это дело финансово затратное, но оно стоит того. Именно этим и должны заниматься депутаты, которые придут вслед за нами.

Квартирно-дворовый мир

Сергей ОВЧИННИКОВ, председатель комиссии по ЖКХ:

— Депутатам из нашей комиссии пришлось, наверное, труднее всех — уж больно стремительно менялись мир и мы. Что уж говорить о законодательстве. Один только новый Жилищный кодекс чего стоит!

В сжатые временные рамки депутаты должны были привести местные законы в соответствие с федеральными, а челябинцы — почувствовать себя собственниками.

Приходилось принимать многие документы в изменённом виде, а потом разъяснять их людям. Прекрасно то, что рядом со мной работали все эти годы люди очень конструктивные и грамотные. За что мне и хотелось бы их поблагодарить.

Среди особо важных вопросов, которые нам предстояло решать, был, например, такой: содержание домов и проведение капитального ремонта. Документы мы направили в ЗСО, а областные законодатели, в свою очередь, — в Госдуму.

Ни один регион, кроме Челябинской области, не сработал так чётко, хотя подобная проблема есть у всех. И, несмотря на все сложности реального воплощения этой задачи, дело всё-таки сдвинулось с мёртвой точки.

Ещё один блок проблем, которые нам пришлось решать, связан с утилизацией и переработкой мусора. Напомню, что сейчас утилизация отходов финансируется из двух источников — средства жителей и бюджетные деньги.

Мы предлагаем задействовать третий источник поступлений, как это делается во всём цивилизованном мире, — средства производителя. Кстати, к решению этой насущной для города-миллионника проблемы мы подключили и иностранных специалистов.

Всем известно, что своими наработками с нами готовы поделиться японские специалисты. Именно в Стране восходящего солнца создана самая стройная система. Там существуют так называемые экотауны.

Челябинск вполне может стать (в очередной раз) примером для других регионов России. Когда концепция развития экотаунов у нас будет окончательно выработана, останется решить, какие именно изменения в законодательство нужно внести. Работа началась, так что результат обязательно будет.

Третий блок проблем, который мы рассматривали и который будет, очевидно, предметом пристального внимания наших последователей, — экологический. Благоустройство наших дворов — что может быть актуальнее и важнее для челябинцев?

Нам же предстоит разобраться с размерами придомовой территории, со стоянками для автотранспорта, с детскими площадками. Всё должно быть законодательно точно выверено, поэтому это самое понятие — придомовая территория — должно быть чётко и рационально закреплено в законе.

Сохранить и приумножить

Наталья БАСКОВА, председатель комиссии по социальной политике:

— Наверное, самое главное, что отличало нас от предшественников, — это то, что нам пришлось работать в абсолютно новых условиях, связанных с принятием 131-го закона — о разграничении полномочий между федеральной, областной и муниципальной властями.

Естественно, изменение «правил» повлекло за собой перемены в законах. Разграничить обязанности, передать или принять полномочия, осмыслить незнакомую реальность — вот что заняло достаточно много времени у депутатов комиссии по социальной политике.

Мы с этим справились, хотя были острые, конфликтные ситуации, приходилось искать выход, договариваться, убеждать. Но главное не процесс, а результат, а он достигнут по многим спорным положениям.

Под нашим патронажем самые человечные области жизни: образование, социальная защита, культура, физкультура и спорт, молодёжь. Оставаться равнодушным при решении вопросов в этих проблемных сферах невозможно.

Не секрет, что финансирования очень часто не хватает: мы живём не по принципу «сколько нужно денег», а по принципу «сколько есть». Однако не могу не заметить, что в городском бюджете любая копейка является социальной.

Градостроительство, дороги или ЖКХ — всё это та же социальная жизнь, требующая вложений. Мы проанализировали бюджет и порадовались тому, что тенденция увеличения бюджетной составляющей и тенденция к увеличению средств, направляемых на конкретную семью, конкретного человека (касаемо системы социальной поддержки), есть.

А значит, есть и возможности для решения насущных для горожан проблем. Вот, например, сегодня уже активно идёт процесс по обеспеченности наших ребятишек местами в детских садах, дополнительно до конца года будет решена проблема более пяти тысяч семей.

Но стопроцентной обеспеченности нет, и до неё ещё далеко. Что может сделать местный законодатель? Предложить альтернативные варианты и согласовать их по всей цепочке законов. То же самое можно сказать и об обеспеченности жильём.

Для большинства бюджетников (при средней заработной плате в 11 тысяч рублей) ипотека так и остаётся недостижимой роскошью. Могут быть другие пути решения квартирного вопроса? Да. Служебное, социальное, корпоративное жильё. Все пути нами уже намечены, осталось только подкрепить законодательно.

Так что сделано немало. Кстати, могу с удовольствием сказать о том, что мы сохранили в городе управление по делам молодёжи, несмотря на отсутствие прямых полномочий.

То же самое можно сказать и о социальной защите ветеранов, детей, семей. Город имеет свою отдельную программу с хорошим финансированием. Замечательно и то, что наша комиссия вышла с инициативой изменения закона о ветеранах.

И эти предложения приняты губернатором Челябинской области Петром Суминым.

Отмечу из положительных фактов ещё и то, что нам удалось сохранить все муниципальные лагеря отдыха для детей и открыть новые («Солнечная поляна» в Каштаке).

Нам также важно сохранить все наработки, созданные в Год семьи. Они обязательно должны иметь своё продолжение и финансирование.

Под надёжной защитой

Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, председатель комиссии по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности:

 — Пожалуй, самым главным и важным итогом работы нашей комиссии можно считать доработку самого важного для Челябинска документа — Устава города. Вместе с ним мы подвели законодательную базу для работы всех муниципальных подразделений, начиная от районных администраций и заканчивая городскими управлениями.

Это был кропотливый и очень серьёзный труд, благодаря которому сегодня муниципалитет работает чётко и слаженно. Второе важное направление — становление управления по гражданской защите населения и программ по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и профилактики правонарушений.

Отмечу, что подобное было сделано в Челябинске впервые. Благодаря этим актам нам удалось обезопасить население и активизировать деятельность правоохранительных структур.

Пункт об административной практике — это то, что помогает решать многие жизненные проблемы горожан, в то время как участковый милиционер занимается непосредственно профилактикой преступности.

Эта программа принималась у нас на три года, весьма неплохо себя зарекомендовала, и сейчас мы уже подготовили её улучшенный и расширенный вариант. Или вот ещё пример.

Кризисный центр был «рождён» нами, но постепенно стал прекрасным подспорьем в работе управления соцзащиты. Теперь мы будем законодательно закреплять и ещё один социальный пласт — защита от домашнего насилия.

Моя коллега Наталья Баскова этот проект предложила, нам его нужно будет закрепить в городе. Это очень важно, поскольку проект взят на вооружение почти во всех городах России.

В программе по безопасности жизнедеятельности нам бы хотелось выделить отдельным блоком вопросы экологической безопасности. Мы знаем, с какой стороны к решению этих проблем подойти и какой результат от реализации должен появиться.

Думается, что заметят его и жители Челябинска, так же как заметили и появление новых пунктов разбора ДТП. Ещё одна задача, над которой предстоит подумать, — это положение о муниципальной милиции.

Во многом у нас и сотрудников в погонах связаны руки — федерального закона о милиции общественной безопасности нет. Но через программы мы многие острые вопросы пытаемся снять. Удаётся.

Из того, что не удалось сделать нашей комиссии… Это мечта, у которой также есть конкретные контуры и пути: очистка реки Миасс, благоустройство набережных.

Зато считаю огромным плюсом депутатских усилий появление в Челябинске публичных слушаний. Конфликты, недопонимание, недоверие между властью и населением всегда были и, наверное, будут.

Но благодаря институту слушаний мы при принятии каких-то градостроительных решений, например, видим более 300 заинтересованных граждан! Люди приходят и высказывают своё отношение к происходящему, строительные компании принимают в штат «переговорщиков», умеющих проблему превратить в консенсус, устраивающий обе стороны.

Есть и другие примеры: Колхозный посёлок отстоял своё право остаться одноэтажно-частным, была остановлена стройка во дворе по Комсомольскому проспекту, 134.

Так сказали жители депутатам, они сообщили мэру, градоначальник с мнением народа согласился. Согласитесь, это эффективнее и современнее, чем обсуждение на уровне КТОСов.

Марина КУДРЯШОВА

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»