Сколько стоят выборы
Публично-правовой обязанностью государства является периодическое проведение выборов. Расходы
на их организацию производятся из федерального, регионального и местного бюджетов. Главными распорядителями денежных средств являются избирательные комиссии соответствующего уровня.
![]() |
И.А. ВАСИЛЬЕВ, член избирательной комиссии города Челябинска |
Избиратели старшего возраста знают, что тема финансирования этих важных общественных мероприятий была всегда закрытой.
Современное избирательное законодательство предусматривает все финансовые аспекты деятельности избирательных комиссий и кандидатов. Порядок открытия и ведения счетов, учёта и отчётности строго регламентирован.
Расходование бюджетных средств избирательными комиссиями проверяется аудиторами контрольно-счётных палат. Фонды кандидатов, образуемые за счёт добровольных пожертвований физических и юридических лиц, контролируются избирательными комиссиями.
Информацию о финансовой стороне избирательных кампаний организаторы выборов обязаны обнародовать.
Впервые в истории проведения выборовв России подробные данные об источниках финансирования и расходования денежных средств стали доступны в ходе предвыборных кампаний кандидатов в президенты.
В 1996 году избирателям было известно, что самый большой фонд у Б.Н. Ельцина — 15 миллиардов 429 миллионов 742 тысячи 400 рублей. Свои личные средства ему пожертвовали 292 человека.
У него была и самая большая сумма «кровного» вклада — 57 миллионов 750 тысяч рублей. Рекордсменом по числу жертвователей и количеству внесённых ими денег стал В.В. Жириновский: 1274 единомышленника направили в его фонд три миллиарда 559 миллионов 810 тысяч 10 рублей.
А вот, например, сведения о только что прошедших федеральных выборах: затраты на одного избирателя на парламентских выборах в декабре 2007 года составили 36,4 рубля, на президентских в марте этого года — 44,4 рубля.
Разумеется «цена» муниципальных выборов иная. Напомню, что челябинцы уже трижды выбирали городскую власть. Первый раз — 22 декабря 1996 года, затем 24 декабря 2000 года и 20 марта 2005 года.
Статьи в смете расходов в основном остаются те же: типографские, канцелярские, информационные, транспортные, почтовые услуги, оплата труда членов комиссий.
Но показатели меняются в связи с ростом цен на бумагу, печатную площадь, эфирное время и так далее. В 2000 году затраты на одного избирателя составили 10,02 рубля, в 2005 году — 19,23 рубля.
Увеличилась и предельная сумма расходов кандидатов. На последних муниципальных выборах избирательный фонд претендента в Челябинскую городскую думу не мог превышать 500 тысяч рублей, на должность главы города — пяти миллионов.
Из 175 зарегистрированных кандидатов в депутаты городской думы у 45 избирательный фонд не превышал пяти тысяч рублей; 34 претендента имели в своём распоряжении от 300 до 500 тысяч рублей.
Из кандидатов на должность главы города больше всего средств на предвыборную работу израсходовал О.А. Голиков — 4 824 903 рубля. Кстати сказать, что в 1996 году на местных выборах ещё не было ограничений на предельные расходы кандидатов.
Конечно, отладить чёткую и прозрачную систему финансирования избирательных кампаний очень непросто. Но, критично оценивая состояние финансовой дисциплины за последние годы как выборов в целом, так и отдельных её участников, можно с уверенностью отметить в этом направлении положительные результаты.
Поделиться
Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»