Меню

Источники публичного права

30.04.2008 00:00 80 (10963)


Е.С. ЧЕТВЕРТАКОВА,
кандидат юридических наук, член избирательной  комиссии города Челябинска с правом решающего голоса.

Избирательное законодательство Российской Федерации является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся институтов в общей системе публичного права.

Источниками избирательного права Российской Федерации являются правовые акты, устанавливающие содержание конституционного права любого гражданина нашей страны избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также регулирующие порядок осуществления этого права.

Основой для развития всего избирательного законодательства является Конституция Российской Федерации, в которой, с одной стороны, определено содержание избирательных прав, определён круг органов, избираемых гражданами, и установлен уровень их нормативного регулирования, зафиксирован общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан.

А с другой — в Конституции РФ проводится разграничение компетенции между Российской Федерацией и её субъектами по вопросам регулирования избирательных правоотношений и определена мера самостоятельности населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления и проведении муниципальных выборов.

Важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне правового регулирования являются федеральные законы, среди которых центральное место занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку его нормы имеют универсальный характер.

В нём устанавливаются общие для всех выборов гарантии независимо от уровня избирательной кампании, определены стадии избирательного процесса, сформулированы понятия и термины избирательного права, определён порядок защиты избирательных прав граждан и заложена организационно-правовая основа построения избирательной системы нашего государства.

Необходимо отметить, что состав федеральных законов, являющихся источниками избирательного права, не исчерпывается собственно избирательными законами (о выборах президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и так далее).

Кроме них должны применяться и другие федеральные акты, регулирующие отдельные институты избирательного права, в частности о статусе политических партий и других общественных объединений, о деятельности средств массовой информации в связи с предвыборной агитацией и информированием избирателей, об уголовной и административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан и многие другие.

И если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют процедуру выборов во все органы в стране, то законы субъектов Российской Федерации могут определять только порядок выборов в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ и органы местного самоуправления, а также устанавливать дополнительные к федеральным гарантии избирательных прав граждан.

В настоящее время система избирательных законов каждого субъекта, как правило, состоит из конституции (устава) данного субъекта РФ, в которых определяются наименования и срок полномочий выборных органов власти, а также из специальных законов об избирательных комиссиях, о выборах соответствующего органа либо должностного лица, о дополнительных гарантиях избирательных прав.

В ряде субъектов РФ проведена кодификация своего избирательного законодательства и приняты избирательные кодексы.
Особая роль по определению содержания ряда стадий избирательного процесса и избирательных процедур отведена муниципальным правовым актам, которые принимаются на основании федеральных и региональных законов и не должны им противоречить.

Учитывая, что основным нормативным правовым актом муниципального образования является устав, то это достаточно стабильный источник избирательного права, в котором определяются структура, срок полномочий и порядок формирования органов местного самоуправления.

Однако проанализированные нормативные правовые акты не являются принятыми один раз и навсегда. Любые общественные отношения меняются в зависимости от объективных и субъективных факторов, от активности их участников и других обстоятельств, и избирательные здесь не являются исключением.

Поскольку право выступает мощным организующим фактором, вносит особую определённость и устойчивость, источники права также нуждаются в корректировке, что мы имеем возможность наблюдать при подготовке практически к каждой избирательной кампании федерального, регионального или муниципального уровней.