Меню

Президентские тезисы

27.02.2008 00:00 36 (10919)


Кампания по выборам президента страны вступила в решающую стадию. Каждый из КАНДИДАТОВ предлагает свою программу развития России в ближайшие четыре года и на отдалённую перспективу. Кто из претендентов и что обещает россиянам?

В Европу с Богдановым

Кандидат в президенты и лидер Демократической партии России А.Богданов идёт на выборы с партийной программой «12 шагов в Европу: ориентиры на десятилетие».

Её положения активно пропагандировались в СМИ ещё в период парламентских выборов 2007 года. В программе заявлено, что «стратегической целью Российской Федерации должно быть полноценное вхождение в состав Европейского союза (ЕС)».

Для её достижения предлагается сосредоточиться на решении 12 задач (шагов) на ближайшее десятилетие, в том числе:

политическое и экономическое сближение России и ЕС; вхождение России в Шенгенскую зону; 
переход к зарплатам и пенсиям европейского стандарта;
профессиональная армия и легализация откупа от службы;
ужесточение экологического законодательства;
решение проблем инвалидов;
реформа науки и образования (в том числе участие в Болонском процессе);
развитие и поддержка малого и среднего бизнеса;
борьба с коррупцией и защита прав человека;
свобода слова, поддержка независимых СМИ;
развитие гражданского общества.

В числе мер по реформированию государства Богданов предлагает перенести федеральные органы власти из Москвы в регионы (правительство — в город Одинцово, Государственную Думу — в Нижний Новгород, Совет Федерации — в Казань), а также объединить Москву с Московской областью.

Предложенная Богдановым полная интеграция России в ЕС теоретически возможна, но практически нереальна по ряду причин. Прежде всего потому, что членство в ЕС предполагает лишение государством части своего суверенитета.

Российская элита вряд ли согласится с тем, что её политику будут определять в Брюсселе небольшие государства Европы. Другим условием вхождения в ЕС является практически обязательное членство в НАТО.

В этом случае против вступления России в НАТО будут выступать США, которые доминируют в этой организации. Им не нужно в альянсе сопоставимое по ядерной мощи государство, которое подорвёт их главенствующую роль.

Понимая это, А.Богданов считает, что нужно добиться членства России в НАТО, исключив из этой организации США. Правда, рецепта того, как сделать это на практике, он не даёт, поскольку очевидно, что без США данный блок нежизнеспособен.

Против нашей евроинтеграции будут и новые члены ЕС, наши бывшие союзники из стран Восточной Европы и Прибалтики, которые считают, что, вступив в ЕС и НАТО, они защитили свою независимость от возможных угроз со стороны России.

Кроме того, сейчас уже сложилась практика взаимодействия России и ЕС по всем направлениям в виде программ и договоров, которые затрагивают и ряд названных выше задач.

Например, Россия активно реформирует систему образования как участник Болонского процесса. Вступило в силу соглашение об упрощённом визовом режиме для ряда категорий граждан России, въезжающих в страны ЕС.

Другие задачи из программы Богданова перекликаются с официальным курсом действующей власти (в частности, развитие гражданского общества, переход к профессиональной армии).

Предложение о переносе органов власти из Москвы в регионы идёт в унисон с перемещением Конституционного суда из столицы в Санкт-Петербург. Однако реализация этой идеи сего-дня политической элитой даже не обсуждается.

Советы от Зюганова

В программе Г.Зюганова упор делается на социальную справедливость и народовластие. Отправной точкой в ней является вывод о том, что властью в России наделён не народ, а «союз «трёх толстяков» — буржуя, бюрократа и бандита».

При этом парламент, правительство и президент — «лишь доверенные лица на службе этого союза». В данной связи Зюганов предлагает свой альтернативный курс России, конечная цель которого — «передать власть трудовому народу».

Первыми семью шагами в достойное будущее россиян, по мнению Зюганова, должны стать национализация, народное государство, развитие производства, народовластие, независимость страны и безопасность граждан, человек как высшая ценность в политике.

Заключительным, седьмым шагом будет переход власти к Советам трудящихся через принятие референдумом новой Конституции России.

20 шагов

Зюганов определил 20 первоочередных шагов, которые сделает в качестве президента для выполнения своей программы. В экономической сфере он планирует национализировать природные богатства и стратегические отрасли экономики, вернуть средства Стабилизационного фонда в Россию.

Ряд мер касается развития производства: снизить налоги на производство и стимулировать его наукоёмкость, пресекать искусственное банкротство предприятий и их рейдерский захват.

Зюганов обещает увеличить финансирование села в течение двух лет до 10 процентов расходной части федерального бюджета, а в дальнейшем — до 15.

При этом он делает ставку на поддержку крупных коллективных хозяйств. Для развития и решения накопившихся проблем регионов Зюганов предлагает оставить им 60 процентов собираемых в бюджет налогов.

Коммунистические льготы

В социальной сфере Зюганов обещает колоссальный объём льгот для населения. В частности, ввести госконтроль над ценами на товары первой необходимости и топливо, установить прожиточный минимум на уровне 10 — 12 тысяч рублей в месяц, ограничить коммунальные платежи суммой до 10 процентов от совокупного дохода семьи, восстановить вклады, сгоревшие в годы реформ.

Гражданам, покупающим жильё, он гарантирует ипотечные кредиты не выше 5 процентов годовых, погашение 25 процентов кредита при рождении первого ребёнка, 50 — при рождении второго, всей суммы — при рождении третьего ребёнка, само пособие по рождению ребёнка увеличить до 25 тысяч рублей.

Целый ряд мер Зюганов адресует семьям со скромным достатком. Прежде всего он обязуется освободить от уплаты налогов граждан, чей доход составляет менее 10 тысяч рублей в месяц на члена семьи, и повысить подоходный налог для богатых до 30 процентов, обложить налогом предметы роскоши и элитную недвижимость, пересмотреть все законы, ухудшившие материальное положение граждан, позволяющие грабить природные ресурсы страны...

В вопросах образования Зюганов предлагает меры, противоположные проводимой властями политике. В частности, он обещает отменить единый госэкзамен в школах, остановить переход вузов на двухуровневый «болонский стандарт» («бакалавриат — магистратура»), восстановить систему профессионально-технического и среднего специального образования.

Народовластие

В политической сфере Зюганов планирует перейти к подлинному народовластию через многопартийность, развитие форм прямой и представительной демократии, свободных и честных выборов.

Он предлагает создать открытую избирательную систему и провести всеобщие перевыборы в органы власти, сократить число чиновников в госаппарате и поддержать различные формы народного контроля его деятельности.

Восстановить выборность Совета Федерации. Принять решительные меры для подавления коррупции и преступности. Отменить мораторий на смертную казнь за особо тяжкие преступления.

Во внешней политике Зюганов считает важным противодействие силам агрессии на международной арене, сближение народов СССР и добровольное восстановление союзного государства.

Программа Зюганова в целом деидеологизирована. В ней нет упоминаний о строительстве и преимуществах социализма и коммунизма. Исключение составляет тезис о передаче власти Советам трудящихся.

Однако суть такой системы советов Зюганов не раскрывает. Если это возврат к советам времён КПСС, то все помнят, какой они были декорацией для реализации монопольной власти компартии.

Если речь идёт о советах ельцинского периода правления, то их громоздкость, некомпетентность и неэффективность привели к их ликвидации. На практике и та и другая модель советов показали свою нежизнеспособность.

К тому же сегодня Зюганов уже может начать этот процесс. Например, провести в парламент по спискам КПРФ депутатов-трудящихся. Однако во фракции КПРФ почему-то доминируют партфункционеры, интеллигенция, но не рабочие и крестьяне.

Поэтому есть все основания считать, что данный лозунг использован Зюгановым с сугубо агитационной целью.
Все другие задачи в программе Зюганова направлены на повышение уровня жизни рядовых граждан и перекликаются с курсом нынешних властей.

Предложенного им резкого роста благосостояния, бесспорно, желают все. Думается, что и Путин сделал бы это незамедлительно, если бы имел реальную возможность.

Зюганов считает, что средства для этого есть в Стабфонде РФ; кроме того, их ещё можно получить после национализации главных отраслей промышленности, особенно добывающей.

Как показывает практика, даже мизерное повышение пенсий и зарплат бюджетников незамедлительно вызывает рост цен на товары и

услуги. Всю прибавку в доходах населения практически сразу съедает инфляция. Теперь представим, что станет с ценами, если рост доходов будет кратным. Дело в том, что экономика России пока не является рыночной.

В ней прежняя госмонополия замещена диктатом естественных монополий и региональных игроков рынка. Поэтому в условиях, когда отсутствует реальная конкуренция, любой рост доходов населения будет немедленно изъят монополистами через цены.

Вертикаль с воеводами

В программе Жириновского ставка сделана на укрепление государства и региональную политику. Он предлагает изменить территориально-государственное устройство, а именно поэтапно преобразовать Россию из федерации в унитарное государство без национальных республик.

Это можно сделать, по его мнению, путём объединения мелких субъектов РФ в 30 — 50 крупных краёв. При этом каждый край подразделить на воеводства вместо нынешних районов путём их сокращения до 500.

Так, считает Жириновский, можно воссоздать традиционную для России схему управления — «вертикаль власти». В ней президент назначает губернаторов и градоначальников, а те — воевод. Воеводами станут главы отдельных населённых пунктов.

Жириномика

В экономической сфере Жириновский делает акцент на переход от сегодняшней политики «торговых, быстрых операций» к политике «по наращиванию капитала в стране».

Для этого, по его мнению, нужно развивать экономику на основе долгосрочного — на 20 лет — прогноза с широким набором социально-экономических показателей.

Создать систему прогнозирования в стране и на базе долгосрочных планов принять 10 — 12 крупных национальных программ по ключевым проблемам развития страны с механизмами их конкретной реализации под контролем правительства.

При этом Жириновский считает главным средством для спасения экономики России глобализацию внутри России и развитие малого и среднего бизнеса.

Под термином «внутренняя глобализация» он понимает «укрупнение регионов, создание ассоциаций, холдингов, объединений отечественных товаропроизводителей».

По замыслу Жириновского, такие объединения должны быть созданы в самолётостроении, автомобильной промышленности, машиностроении, сельском хозяйстве, жилищном строительстве.

Они должны работать с правительством для создания и реализации программ, крупных инвестиционных проектов, с одной стороны, а с другой — объединять усилия предприятий по созданию конкурентоспособного производства.

Дать, забрать и посадить

В качестве приложения к своей программе Жириновский предлагает ряд первоочередных мер, которые он собирается принять, будучи президентом. По сути, их условно можно разделить на реально выполнимые, открыто популистские и «экзотические».

К числу реальных мер можно отнести борьбу с бедностью, закрытие казино и наркопритонов, введение госмонополии на алкоголь, табак и сахар, бесплатное подключение населения к газоснабжению, организацию в городах ночлежек и обедов для бездомных, бесплатное лечение от бесплодия и выделение спецавтомобилей для инвалидов, введение
льготных билетов для проезда на Дальний Восток, перевод экспортных поставок на мировые цены, запрет на ввоз в Россию низкокачественного продовольствия.

Открыто популистскими обещаниями Жириновского, на мой взгляд, можно назвать следующие: посадить незаконно разбогатевших и коррупционеров, ввести расстрел за фальшивые лекарства и водку.

Дать жильё в течение трёх лет служащим силовых ведомств, а беднякам — бесплатно по 0,5 га земли. Простить долги по квартплате, за электричество, по потребительским кредитам, долги всех сельхозпроизводителей; выплатить долги по алиментам из бюджета.

Открыть магазины с торговлей по твёрдым ценам для всех пенсионеров в каждом городе и селе. Сделать трудовые коллективы собственниками своих предприятий. Отменить вступительные экзамены в вузы.

Запретить все левые и прозападные организации на территории России. Вернуть всех русских и всю эмиграцию в Россию.
Жириновский не обошёлся и без «экзотических» обещаний, а именно: сделать главным национальным проектом хорошее настроение у всех россиян; обеспечить граждан чистым воздухом и чистой водой; дать всем подросткам России из бедных семей велосипеды; всем мальчишкам обеспечить возможность учиться в суворовских училищах, а девушкам — призываться в армию.

В целом программа Жириновского не несёт ничего принципиально нового. В частности, в вопросах государственного устройства повторяется его давняя идея о российском унитарном государстве без национальных автономий.

Все остальные подходы в радикальной форме развивают ту политику, которая проводится действующим президентом. Например, идея укрупнения субъектов РФ уже реализуется. На сегодня созданы Пермский, Камчатский, Забайкальский края и укрупнены Красноярский край и Иркутская область.

Предложение о создании крупных холдингов и ассоциаций товаропроизводителей тоже отражает тенденции, имеющие место в российской экономике.

Сегодня в ней доминируют такие мощные компании, как «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», и государственные корпорации в промышленном секторе экономики.

Перечень первоочередных мер сформулирован Жириновским явно с учётом их пропагандистского эффекта. Как мастер политического пиара он учитывает психологию российского обывателя, который всегда мечтает, чтобы все проблемы решала власть, и желательно без его непосредственного участия, а также неиссякаемую тягу к бесплатному.

Медведев и «План Путина»

Особое место среди программ кандидатов в президенты принадлежит программе Медведева. Её ключевые положения базируются на известном «Плане Путина» — программе долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, тезисы которой были изложены действующим главой государства 8 февраля 2008 года.

Такой подход Медведева закономерен по ряду причин. Во-первых, потому, что он идёт на выборы как преемник политического курса Путина. Во-вторых, Медведев выдвинут официально от партии «Единая Россия», которая на последних парламентских выборах победила именно с президентской программой действий («План Путина»). Однако программа Медведева отражает и его личный подход к решению ключевых проблем современной России.

Эффективное государство

Политические и социальные приоритеты своей будущей политики Медведев обнародовал в докладе на Общероссийском гражданском форуме (21 января 2008 года).

В нём получили развитие базовые положения «Плана Путина», хотя сам этот термин не упоминается. В частности, ставится задача формирования дееспособного гражданского общества в России.

Его Медведев считает одним из главных факторов становления в России демократии и правового государства. При этом он делает упор на развитие базовых институтов гражданского общества, а именно политических партий, местного самоуправления, неправительственных организаций и независимых СМИ.

Так, по его мнению, можно усилить влияние общества на власть. Развитие партий «усиливает парламентскую, представительную составляющую всей системы государственной власти, а это хорошо».

В свою очередь, независимое и самодостаточное местное самоуправление позволит гражданам самостоятельно решать свои локальные проблемы «без указаний и распоряжений сверху».

Неправительственные организации, по его мнению, должны сыграть ведущую роль в контроле за строительством власти, ответственной перед людьми.

Другую задачу из «Плана Путина» — строительство эффективного государства — Медведев предлагает решать на фундаментальной законодательной основе.

Он считает, что такое государство должно быть правовым, если «мы хотим стать цивилизованным государством». Его внешняя политика, полагает Медведев, должна быть самостоятельной, сбалансированной, прагматичной и базироваться на соблюдении принципов и норм международного права.

При этом он считает логичным поддержание отношений с так называемыми проблемными государствами (имеются в виду такие страны, как Иран и КНДР).

Четыре «и» преемника

Всю экономическую часть своей программы и ряд политических задач Медведев изложил на экономическом форуме в Красноярске (15 февраля 2008 года). Она получила название «Четыре «и» Медведева».

В ней он предложил сконцентрировать усилия на четырёх основных направлениях: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях — и в их рамках сформулировал семь задач, которые собирается решить в свой президентский срок.

Первая задача — преодоление правового нигилизма путём радикального изменения ситуации в правоприменении. Для этого Медведев предлагает создать механизм проверки необоснованно возбуждённых уголовных дел, развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров, повысить качество законодательных актов, принять антирейдерские законы и признать итоги приватизации.

Требуется, по его мнению, качественно изменить и саму судебную систему, для этого обеспечить подлинную независимость судов от исполнительной и законодательной власти, искоренить практику решений «по звонку» или «за деньги», обеспечить возмещение гражданам и организациям потерь от неправосудных решений и волокиты в судах.

Вторая задача — радикальное снижение административных барьеров. Для этого все административные процедуры предлагается закрепить в регламентах работы органов власти.

Большинство процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса, заменить с разрешительных на уведомительные. Пересмотреть функции, исполняемые государственными органами, и значительную часть из них передать на реализацию в негосударственный сектор. Это, утверждает Медведев, позволит значительно сократить численность чиновников и муниципальных служащих.

Третья задача — снижение налогового бремени в целях стимулирования частных инвестиций в человеческий капитал. Этого можно достичь, считает Медведев, путём перехода на единую пониженную ставку НДС с возможностью его замены на налог с продаж.

По налогу на прибыль дать налогоплательщикам право более гибко определять амортизационную систему, а также ввести механизмы стимулирования научных разработок и их внедрения.

Кроме того, устанавливать налоги и экспортные пошлины таким образом, чтобы они стимулировали глубокую переработку природных ресурсов.

В результате этих мер у бизнеса появится больше возможностей инвестировать в производство и работников, увеличить свою социальную ответственность.

Чтобы стимулировать такую политику бизнес-сообщества, Медведев предлагает частные расходы на образование, здравоохранение и пенсии отнести на затраты предприятия, а также освободить их от ЕСН и НДФЛ в разумной и максимально возможной степени.

Аналогичный порядок он распространил и на случаи софинансирования компаниями выплат процентов по ипотечным кредитам своих сотрудников.

Четвёртая задача — построение мощной и самостоятельной финансовой системы и превращение рубля в одну из региональных резервных валют.

Для её решения, полагает Медведев, требуется запустить инструменты долгосрочного рефинансирования банковской системы, подготовить набор инструментов поддержки банковской системы в кризисных ситуациях, стимулировать переход на оплату в рублях при экспорте сырья и в биржевой торговле.

Он считает важным скорректировать управление бюджетными и валютными резервами таким образом, чтобы не только их сохранить, но и активно использовать в российской экономике.

Пятая задача — модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры, создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего. Здесь Медведев делает упор на строительстве дорог.

Для этого планируется создать акционерное общество, принадлежащее государству, которое, выполняя функции государственного заказчика, будет координировать вопросы строительства и эксплуатации дорог.

В сфере современных телекоммуникаций Медведев считает важной политической задачей обеспечить людям доступ к информации с использованием цифровых технологий. Речь идёт о телерадиовещании и Интернете.

К инфраструктурной проблеме Медведев отнёс и положение дел в энергетике, считая, что состояние этой отрасли не позволяет реализовать многие инвестиционные проекты. Он предлагает изменить ситуацию путём строительства станций и линий электропередач по последним технологиям.

Шестая задача — формирование основ национальной инновационной системы. По мнению Медведева, она является ключевой проблемой экономики, которую необходимо решать путём усиления поддержки фундаментальной науки, реализации мегапроектов на прорывных направлениях развития технологий, «чтобы не остаться за бортом цивилизации».

При этом, считает он, для новой экономики нужен принципиально иной подход — «экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив».

Седьмая задача — реализация программы социального развития в стране. Медведев предлагает изменить приоритеты в социальной политике, а именно: «главным её объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы, а каждый гражданин, каждая отдельная семья». Вокруг них и должны выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки.

В системе образования Медведев предложил перейти от количественных к качественным показателям оценки деятельности образовательных учреждений.

Результатом работы в этой сфере должна стать система непрерывного образования, доступного для каждого человека. В здравоохранении стратегию охраны и укрепления здоровья людей, с точки зрения Медведева, необходимо направить на значимое снижение смертности и инвалидности от заболеваний.

При этом деньги должны прийти к врачу только через пациента, который сам будет выбирать себе клинику. Сама медицинская среда должна становиться конкурентной.

В жилищной политике Медведев делает акцент на строительстве комфортного жилья. Достичь этого можно только при реализации крупных проектов, что позволит обеспечить новые жилые районы современной и удобной транспортной и социальной инфраструктурой.

В результате этих мер он рассчитывает, что доля граждан, имеющих возможность купить жильё за счёт личных средств и ипотечных кредитов, должна составить в 2012 году не менее 35, а в перспективе дойти до 60 — 70 процентов.

К этому же году ставится задача вплотную подойти к строительству не менее одного квадратного метра жилья на одного человека в год.

При этом в планах Медведева предусмотрена помощь в решении жилищной проблемы молодым специалистам, военнослужащим и малоимущим гражданам.

В целом программа Медведева подтверждает его приверженность либеральным ценностям. Однако принципиально она отличается от программ других кандидатов двумя моментами.

Прежде всего тем, что является частью общей политической программы развития страны, которая реализуется сегодня и планирует осуществляться до 2020 года. Это подчёркивает не только Медведев, но и сам Путин.

Действующий президент, говоря о программном выступлении Медведева в Красноярске, заявил, что оно «является продолжением, по сути, той стратегии, которая изложена была мною (В.Путиным) на расширенном заседании Госсовета.

Его выступление будет дополнять, конкретизировать, развивать эти предложения по развитию страны не на ближайшие десять лет (как в докладе Путина. — Авт.), а на ближайшие четыре года».

Другим отличием программы Медведева является отсутствие в ней обещания масштабных социальных льгот. Это и понятно, ведь обещать не значит сделать, а ему, как вероятному победителю, придётся отвечать за свои слова делами.

*  *  *

Программа каждого кандидата учитывает прежде всего интересы его электората, и в этом особенность такого рода документов.

Вместе с тем ряд проблем является для них общими, а именно: повышение уровня жизни россиян, развитие экономики и борьба с коррупцией.

Избиратель, идя голосовать, должен сам для себя решить, какой из предложенных кандидатами путь решения накопившихся проблем реально приведёт к успеху, а значит, и к лучшему будущему для всех нас.

Виталий ИВАНОВ,
доктор политических наук.