Меню

Финансовая классика ПИФов

14.01.2008 00:00 5 (10888)


На дворе январь, и многие горожане получили свободные деньги в виде годовых премий и тринадцатых зарплат.
Часть этих средств пойдёт в ПИФы, причём многие пайщики отдадут деньги управляющим впервые. Многие почти наверняка наделают ошибок. Как их избежать?

Несмотря на бурное развитие индустрии коллективных инвестиций, большинство вкладчиков принимают решение о покупке паёв навскидку.

Об этом свидетельствуют данные консалтинговой группы MarketUp, которая в августе опросила целевую аудиторию фондов, чтобы выяснить, как устроен процесс выбора ПИФа и чего граждане ждут от управляющих.

Оказалось, что разницу между банковским вкладом и паевым фондом большинство представляют смутно. На прямой вопрос, отличаются ли ПИФы от депозита, ответ был утвердительный, но стало очевидно, что понимания продукта у большинства нет.

Около 26 процентов потенциальных пайщиков избегают паевых фондов из-за нехватки информации.

Обозначить цель

Начинающему пайщику стоит задать себе несколько вопросов. Необходимо обозначить инвестиционную цель. Это не обязательно должна быть конкретная задача, — например, накопить на образование или крупную покупку.

Идея сохранить и приумножить свой капитал тоже подойдёт. У гибкого целеполагания есть преимущество: у инвестора нет никаких гарантий, что управляющая компания (УК) к часу X заработает ему требуемую сумму.

Профиль клиента определяется двумя особенностями: психологической готовностью к риску, которая является производной от ожидаемой доходности, и способностью нести временные потери при неблагоприятной ситуации.

«Вы купили лотерейный билет за 900 рублей. Какой приз вы выберете: 100 000 рублей с вероятностью 0,05 процента, 4000 рублей с вероятностью 50 процентов или 1000 рублей наличными?»

Это цитата из теста о психологической склонности к риску, разработанного Национальной лигой управляющих. Пайщику надо быть готовым к потерям и трезво оценивать степень риска, который он готов на себя принять.

Искать доходность

Лучший фонд редко будет лидером за какой-то небольшой промежуток времени. Скорее он будет постоянно входить в пятёрку, но за длительный период времени его накопленный результат окажется лучшим.

Вместо того чтобы «покупать» фонд с самой высокой доходностью, показанной год назад, стоит оценить результат управления за длительный период. Фондов, которые демонстрируют стабильные результаты управления, довольно мало.

Хороший накопленный результат демонстрируют фонды, давно работающие на рынке и принадлежащие известным УК.
Вместо репутации лучше обратить внимание на срок работы УК с ПИФами и стоимость чистых активов её фондов (СЧА).

Оптимальный размер фонда — от 500 миллионов рублей до одного миллиарда. Маленький фонд не обеспечит диверсификации активов, а слишком большой будет неповоротливым.

Считать издержки

Стоит отметить, что доходность ПИФа и доход пайщика не одно и то же. В официальной стоимости пая скрыты «организационные расходы» — вознаграждение УК, оплата услуг аудитора и тому подобное.

Эта сумма рассчитывается от среднегодовой величины СЧА и может достигать 10 процентов. Крупные УК могут сократить эти издержки до трёх — пяти процентов. Размер расходов зависит и от стратегии.

У ПИФа облигаций комиссия за управление невысока. А если предлагается фонд акций с активным управлением, плата за управление будет выше.

Если прирост стоимости пая составляет 40 — 50 процентов, то комиссия, съедающая примерно шестую часть прироста, не очень ощутима, чистый доход будет не меньше 30 процентов.

Но если на более зрелом рынке прирост составит 20 процентов, то те же пять — семь процентов комиссионных урежут результат на треть и оставят пайщику около 15 процентов годовых.

Помимо регулярных издержек пайщик несёт расходы, связанные с покупкой и погашением паёв: скидки и надбавки. Не все УК приводят конкретные цифры в своих буклетах, ведь сама УК и её агенты устанавливают разный размер скидки.

Он зависит и от сроков инвестирования. Проанализировав эти издержки, заранее можно сэкономить несколько процентов от суммы инвестиций. Консультанты советуют инвестировать в ПИФ регулярно, примерно равными суммами. Это снижает риск неправильного «входа в рынок».

______________________________________________

Комментарий эксперта

Начальник отдела клиентского обслуживания «Профинвестсервиса» Яна ГОРДЕЕВА:

— Сейчас паевые инвестиционные фонды очень популярны, в том числе и в нашем городе. Приходит всё больше вкладчиков, открывается всё больше управляющих компаний, появляется всё больше точек продаж.

Сохранится ли эта тенденция, покажут показатели доходности прошлого года, когда управляющие компании опубликуют отчёты по приросту.

Если ПИФы покажут неплохую доходность, вкладчиков придёт больше. Но, к сожалению, до сих пор многие горожане не знают о таком финансовом инструменте, как паевой фонд.

_____________________________________________________

Перспективы

Темпы снижаться не будут

Экономические перспективы у Челябинской области не могут не внушать оптимизм. Большинство базовых отраслей экономики работают на уровне и даже выше среднероссийских показателей.

Наиболее заметные успехи достигнуты в сфере услуг, торговли, промышленного производства и роста благосостояния населения.

«Высокий рост доходов населения стимулировал развитие потребительского рынка. Оборот розничной торговли в городе в первом квартале 2007 года увеличился в сопоставимых ценах на 25,4 процента и составил 57,7 процента всего розничного товарооборота области.

Платные услуги населению выросли в сопоставимых ценах на 18,5 процента», — сообщил заместитель главы Челябинска по экономическому развитию Пётр Конарев.

Согласно данным губернатора Петра Сумина, в прошлом году в Челябинской области было введено в эксплуатацию один миллион 600 тысяч квадратных метров жилья. Для сравнения: в 2000 году построено 669 тысяч «квадратов».

Губернатор сделал прогноз и на этот год: в 2008-м запланировано построить один миллион 800 тысяч квадратных метров жилья.

Стоит отметить, что в Челябинской области развита система ипотечного кредитования — занимаем шестое место по количеству выданных кредитов. За год эта цифра составила порядка 27 тысяч.

Уровень инфляции в 2007 году остался в пределах 12 процентов. Согласно официальным данным Росстата, за весь 2007 год потребительские цены выросли на 11,9 процента, тогда как в прошлом году уровень инфляции составил девять процентов.

Александра ГОЛОВИНА
alexagolovina@mail.ru
КОЛЛАЖ ЛЮДМИЛЫ МАНУРИНОЙ