Меню

Когда вклад превратится в клад

06.08.2007 00:00 143 (10778)


Сегодня, в эпоху относительного благополучия и экономического подъема, оказалась порядком подзабыта проблема банковских вкладов, «сгоревших» в начале 90-х годов прошлого века. За первую половину 1990-х, по данным российского Госкомстата, цены выросли в общей сложности на астрономическую величину —  на 583 394 процента! Как выяснилось, не все готовы простить государству эти «шалости». В Москве, в Пресненском суде, начинается прецедентное рассмотрение подобного дела.

Подсчитали — прослезились

Первое требование группы вкладчиков и их адвокатов — признать незаконным бездействие российского правительства в те годы, сообщает «Газета.ру». Второе — компенсировать потери вкладчиков в полном объеме. Впрочем, что в данном случае понимать под словосочетанием «в полном объеме», не совсем ясно.

Более того, насколько известно, не существует единого реестра обманутых вкладчиков, поэтому цифры весьма существенно разнятся. Кто-то уже получил государственную компенсацию, но по-прежнему считает себя обманутым, кто-то вообще не получил компенсации по вкладам или не хочет ее получать.

В общем, проблема очень запутана и не так проста, как может показаться на первый взгляд. Еще в 1995 году был принят соответствующий Закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ». Он признал вклады клиентов Сбербанка, внесенные до 20 июня 1991 года и обесцененные инфляцией начала 90-х годов, внутренним долгом государства, однако не дал четкой инструкции по поводу того, каким образом пострадавшие граждане смогут получить компенсацию.

Закона не существует и по сей день, что и дает право государству откладывать решение вопроса «на потом». Чего же требуют в суде от правительства вкладчики? Потери населения от обесценивания вкладов, по разным данным, оценивались тогда в сотни миллиардов рублей.

 Общие суммы компенсаций (вклады плюс проценты) могут, по данным независимых экспертов, вообще достигать фантастических выплат в размере 40 миллиардов долларов! При этом неясно, кто именно, как и в каком порядке должен рассчитываться по этим «мертвым» долгам: ведь вкладчики Сбербанка СССР жили и продолжают проживать на территории всех государств СНГ.

Должна ли Россия, как правопреемница Советского Союза, рассчитываться одна по всем долгам — неясный и спорный вопрос. Более того, и в России, и, например, на Украине уже прошла первая серия выплат пострадавшим вкладчикам из государственной казны, но результаты этих компенсаций не удовлетворяют ни российских, ни украинских вкладчиков.

Существуют статистические выкладки, причем почерпнутые из открытых официальных источников. Так, общая инфляция 1991 — 1995 годов, как уже было сказано, оценивается в 583 394 процента. При этом лишь в 1991 году инфляция составила 160 процентов.

 Пиковым периодом был период с 1992 по 1993-й, когда годовой рост цен вышел за пределы в 2510 и 840 процентов соответственно. В 1994 году инфляция «снизилась» до 215 процентов, а через год — до 131 процента. В 1996 году рост цен равнялся 21,8 процента, в 1997-м — 11 процентам.

По оценкам пострадавших вкладчиков из общественных организаций, вклады населения к «стабилизационному» периоду в 1996 — 1997 годах обесценились как минимум в 5834 раза по сравнению с началом 90-х. А впереди был еще, как мы помним, провальный 1998 год, когда по новому поколению вкладчиков, теперь уже из коммерческих банков, был нанесен сокрушительный удар в виде стремительного обесценивания рубля и взлета доллара.

Что такое справедливость

Сейчас вкладчики государственного Сберегательного банка (инициативная группа из 18 человек) требуют признать, во-первых, незаконным бездействие правительства при инфляции и последовавшем за нею массовом обесценивании вкладов.
Согласно принятому закону, в 1995 году потерянные вкладчиками деньги были признаны внутренним долгом государства, но и только. Механизм возврата этого самого долга неизвестен до сих пор.

«Поскольку правительство — единственный орган, уполномоченный заниматься погашением внутреннего долга, мы хотим обязать его разработать такой законопроект», — пояснил адвокат вкладчиков Алексей Орлов. Вторым пунктом в своем заявлении в суд вкладчики Сбербанка как раз и требуют обязать правительство России внести необходимые поправки в бюджет государства 2008 года с предусмотренными в нем компенсациями вкладчикам.

 При этом ни адвокат пострадавших, ни сами вкладчики пока, видимо, не представляют, как это можно реализовать на практике. Как известно, недавно в Госдуме был рассмотрен и принят государственный бюджет сразу на трехлетний период, и теперь внести в него дополнительные статьи расходов будет крайне проблематично.

«Я думаю, правительство ничего выплачивать в полном объеме не будет», — предсказал перед началом процесса известный экономист Евгений Гонтмахер.

Формально российское правительство уже произвело предварительную компенсацию потерянных вкладов в размере одной тысячи рублей для большинства вкладчиков, а людям более старшего возраста вернуло деньги по номиналу из расчета: рубль до 1991 года — 80 рублей нынешних.

 Конечно же, вряд ли подобный компенсационный пакет кто-либо из обманутых вкладчиков может признать справедливым. Ведь тысяча советских рублей совсем не равнялась нынешней тысяче, равно как и компенсация «деревянного» в размере 80 нынешних не может быть признана эквивалентным обменом.

Берите, пока дают?

При подготовке материала редакция предложила прокомментировать происходящее служащим государственных банков, но получила вежливый, но твердый отказ. Судя по происходящему в Москве, проблема обманутых вкладчиков «достала» чиновников и официальных лиц и там.

Действительно, сам вопрос о выплате (возможно, 40 миллиардов долларов, что и составляет полную сумму компенсаций по вкладам и последующим потерям) может подействовать на нервы кому угодно. Между тем один из источников в коммерческом банке, кстати бывший сотрудник Сбербанка, на условиях анонимности поделился своими наблюдениями.

— Посмотрите, что происходит: сразу же после объявления очередной даты выборов — не важно, в государственный парламент, в местные органы власти — начинается ажиотажная возня различных обманутых, умело направляемая извне. Сегодня существуют движения обманутых вкладчиков Сбербанка, обманутых вкладчиков коммерческих банков, обманутых дольщиков и так далее.

 Все это — потенциальный электорат, который кто-то может использовать в своих целях. Что же касается иска в Пресненский суд Москвы к правительству, то я лично не верю, что он приведет хоть к каким-то результатам. Правительство раз и навсегда решило для себя вопрос с выплатами вкладчикам по принципу: берите что дают и мы в расчете. На большее рассчитывать не приходится, — заявил собеседник.

Известно, что в Челябинской области в марте было приостановлено составление списков обманутых вкладчиков, входящих в Челябинскую региональную общественную организацию кредиторов и акционеров.

 Организация занимается проблемами невозврата вкладов в банки, в чековые фонды и прочие структуры, деятельностью которых в 90-е годы остались недовольными широкие слои населения. Впрочем, ни широкой публике, ни журналистам ее работа почти неизвестна, так что с компенсациями по вкладам придется подождать.

Рубрику ведет
Денис ЛУЗИН