Меню

Кто поможет малому бизнесу

09.06.2007 00:00 105 (10740)


Сейчас много рассуждают об экономической роли малого и среднего бизнеса. Однако налоговики подвели итоги декларационной кампании, в ходе которой выяснилась малоутешительная вещь — количество предпринимателей, имеющих свой пусть небольшой, но доходный бизнес, сокращается. Причины тому и налоги, и отсутствие должной поддержки  со стороны банков. Какова же реальная ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса?

Рубрику ведет
Евгений РУМЯНЦЕВ

С наименьшим риском

По данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, сегодня на малый и средний бизнес приходится около 11 процентов численности занятых в российской экономике. Его доля в строительстве составляет ни много ни мало 28 процентов, в проектировании и инженерных изысканиях — 31 процент, в полиграфии — 26 процентов. И, конечно же, вес малого бизнеса довольно велик в сфере потребительских товаров и торговли.

В общем-то, эти данные свидетельствуют о том, что вкладывать деньги в малый и средний бизнес достаточно выгодно, но есть одно «но». Банкиры считают финансовую базу наших предпринимателей крайне низкой. К тому же в банках полагают, что весь цикл производства на небольших предприятиях напрямую зависит от внешнего финансирования, а потому вкладывать деньги в предпринимательство никто, разве что за исключением Сбербанка, не торопится.

Понять банкиров можно — они больше готовы инвестировать крупные проекты, которые могут принести более существенную прибыль, нежели субъекты малого и среднего бизнеса. Челябинские да и российские специалисты вообще считают, что кредитованием малых предприятий должны заняться местные небольшие банки. Подобные институты не обладают широкими финансовыми возможностями, в связи с чем риск потерять «свои кровные» невысок.

Недавно ассоциация региональных банков России провела исследование кредитно-инвестиционной деятельности наших банков в сфере малого предпринимательства. И вот что выяснилось: около половины региональных банков ведут кредитную политику по малому бизнесу.

Причем кредиты выдаются в 83 из ста обращений, а это неплохой показатель, учитывая, что у многих заемщиков нет кредитных историй или они не обладают ликвидным залогом. Размеры выдаваемых банками на развитие бизнеса ссуд везде разные. Если, скажем, в небольших банках минимальная сумма равна пяти тысячам рублей, а максимальная — полумиллиону, то в крупных банках сумма колеблется от 50 тысяч до двадцати миллионов рублей. Средний срок кредита тоже во всех банках разнообразен — от трех месяцев до года и больше.

То есть бизнесмены все-таки несколько кривят душой, жалуясь на невозможность получения кредита. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на наружную рекламу. Что только банки не предлагают, какие только не выдумывают условия для кредитования малого и среднего бизнеса! Кроме этого, специалисты полагают, что небольшие банки более мобильны.

Порой они производят расчеты и платежи в таких глубинках, о которых в крупных банках просто ничего и никогда не слышали. В общем-то, по большому счету, если додумать логически, именно небольшие банковские формирования оказывают существенную поддержку предпринимателям. Закрой такие банки — и бизнесменам придется туго. А, судя по всему, к этому все и идет.

Продаться подороже
москвичам

Опять же по оценкам Министерства по антимонопольной политике, региональным банкам придется несладко. Из-за стойкой тенденции экспансии столичных банков в российские регионы специалисты предсказывают, что через несколько лет среди первых 200 российских банков может оказаться не более десяти региональных. И действительно, в последнее время крупные московские банки активно осваивают российские регионы, открывают там свои филиалы или поглощают мелкие местные банки.

Как объяснил один из работников челябинского филиала одного из крупнейших российских банков, речь сейчас идет только о выживании региональных банковских объединений и о том, как бы подороже продаться москвичам. Выход из этой ситуации может произойти, если небольшие региональные банки сумеют договориться между собой и объединиться.

В этом случае новое региональное объединение сможет противостоять москвичам. Есть и другой, наиболее возможный вариант. Он заключается в том, что крупные столичные банки поглотят региональные. В этом случае бизнесменам действительно будет на что жаловаться, потому как крупные игроки банковского кредитования не слишком жаждут общения с субъектами малого и среднего бизнеса.

Есть и третий вариант, когда региональным банкам, для того чтобы выжить, придется осваивать новые виды кредитования и предоставления услуг для своих клиентов. Что интересно: представители малых банков не унывают, а лишь пожимают плечами — мол, что ж, выживать так выживать.

Кстати, некоторые специалисты вообще утверждают, что с рынка кредитования уйдут даже московские банки. Дело в том, что годовая прибыль многих из них не превышает трех — пяти миллионов долларов. Это сравнительно невысокая цифра. Так вот, некоторые говорят о том, что российские банки вытеснят иностранцы.

О необходимости создания у нас в стране нескольких крупных банков уже несколько лет говорят представители Центробанка и делают акцент на том, что в этой универсальной банковской системе должно найтись место для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса.

«Укрупнение — это нормально»

Все специалисты в один голос говорят о том, что для активизации кредитования малых предприятий нужно создать новый, более эффективный кредитно-финансовый механизм. Предполагается, что это должна быть система гарантирования кредитно-инвестиционных рисков, которая бы включала ответственность государства, банка и заемщика, не имеющего залогового обеспечения.

Также предлагается субсидирование процентной ставки по кредиту, получаемому субъектами малого бизнеса, и совершенствование нормативных требований Банка России, которые были бы направлены на удешевление банковского бизнеса (это позволит снизить процентные ставки по кредитам). Но обо всем этом пока только говорят.

Жизненные реалии свидетельствуют совершенно о другой ситуации — о монополизации банковского рынка несколькими крупными игроками и о том, что малым и средним бизнесом вскоре, возможно, станет просто невыгодно заниматься.

А вот что по этому поводу думает управляющий Челябинским отделением Сбербанка России Алексей Александров:
— Банковский рынок находится в состоянии постоянного укрупнения. Слияния небольших банков и поглощение мелких финансовых структур более крупными — это нормальная тенденция. Вытеснение здесь бессмысленно. Зачем убирать успешно работающую структуру, чтобы потом вновь создавать? Федеральные банки расширяют себя, в том числе и за счет успешно работающих региональных банков.

КОЛЛАЖ ЛЮДМИЛЫ МАНУРИНОЙ.


Новые плюсы ипотеки

Несмотря на то что цены на жилье повышаются, собственная квартира становится доступней для тех, кто берет ее в ипотеку. В рамках рыночной конкуренции банки вынуждены снижать процентную ставку и предлагать все новые преимущества «длинного» кредита. 6 июня произошло сразу два события, которые показали, что ипотека активно развивается.

В главном отделении Сбербанка прошла пресс-конференция, посвященная развитию системы ипотечного кредитования в Челябинске. Теперь на базе строительной компании «Стройком» открыта точка кредитования Сбербанка. Плюсы бесспорны: в одном месте человек может оформить все документы за максимально короткие сроки — аккредитация банком строительной компании уменьшает время рассмотрения заявки. По словам директора ООО «Риэлт-Стройком» Елены Крикун, открытие филиала Сбербанка — лишь первый шаг:

— Мы планируем открыть представительства и других банков, ведь это интересно как строительным компаниям, банкам, так и в первую очередь самим покупателям квартир.

Кроме того, управляющий Челябинским отделением Сбербанка России Алексей Александров заявил, что сниженная до показателя 10,75 процентная ставка еще не предел:
— Если премьер страны говорит, что ставка должна составлять 7 процентов, то надо подтягиваться к этой цифре. Думаю, что к концу года ставка еще понизится.

Настоящая битва за клиентов развернулась на площадке кинотеатра им. Пушкина, где прошла первая областная выставка-ярмарка ипотечного кредитования. Чем только не привлекали потенциальных заемщиков представители различных финансовых структур!

Девушки на входе, пытающиеся выдать сразу всю стопку флайеров, уже давно никого не удивляют. Кто-то поставил в вазочку конфеты, видимо, чтобы показать, что жизнь их клиентов будет сладкой. У другого банка на ура разобрали магниты в виде бабули на велосипеде с надписью «Быстрые бабки».

Александра ГОЛОВИНА.