Меню

Особенности сетевого бизнеса

21.05.2007 00:00 90 (10725)

Что такое сетевой маркетинг и кто такие дистрибьюторы? Этот вопрос интересует многих. Одни с подозрением говорят о финансовых пирамидах, памятуя о небезызвестной компании «МММ», для других сетевой маркетинг стал своего рода альтернативой торговле и стабильным приработком.

По статистическим данным, сейчас с сетевым маркетингом сталкивается каждый четвертый россиянин. Несмотря на общую негативную информацию, которую распространяют СМИ, этот бизнес весьма активно развивается, игнорировать его просто невозможно, поэтому и мы решили осветить эту тему в «Банкомате».

Рубрику ведет
Евгений РУМЯНЦЕВ

Признаки пирамиды

Критерии здесь весьма пространные. Зачастую сетевой маркетинг сравнивают с финансовыми пирамидами, и в этом есть доля правды, потому как по своей структуре они схожи. Кроме того, немаловажное значение имеет человеческий фактор, ведь далеко не каждому удается заработать в сетевом маркетинге.

Многие разочаровываются и преподносят новичкам отрицательную информацию. Между тем существуют официальные признаки финансовых пирамид, которые отличают их от обычного сетевого маркетинга.

Так вот, финансовую пирамиду характеризуют отсутствие у компании пользующегося устойчивым спросом на свободном рынке товара, высокий стартовый взнос, выплаты за привлечение новых членов, отсутствие гарантии возврата этого взноса при решении дистрибьютора покинуть компанию.

Следует сказать и о том, что настоящие сетевые компании должны иметь склады и возможность безналичного расчета за товар. Кроме этого, любой уважающий себя сетевик прорабатывает бизнес-план.

Сама торговая деятельность является доступной. То есть можно получить информацию о финансовом состоянии компании и количестве продавцов. Помимо этого есть и другие признаки, благодаря которым сетевые компании отличаются от финансовых пирамид.

Сетевики продвигают товары и услуги не разового пользования, а повседневного, и, ко всему прочему, предоставляют гарантии качества и надежности. Товар, который предлагают сетевые компании, можно, так сказать, потрогать руками. Те же пирамиды продвигают нечто неосязаемое.

Важно отметить еще и тот факт, что дистрибьютор является не только продавцом. Фактически он также и потребитель по-
нравившейся ему продукции, которую рекламирует. По сути, сетевая дистрибуция является франчайзингом, благодаря которому продавец за умеренную плату покупает право пользования той или иной торговой маркой и зарабатывает деньги по имеющейся схеме.

При этом дистрибьютор остается независимым от компании бизнесменом, чей доход зависит не от количества привлеченных в бизнес людей, а от количества прямых продаж.

Заметим, что в солидных сетевых компаниях, и это признают все сетевые продавцы, заработать может любой новичок. Однако не нужно думать, что сетевой бизнес прост. Это тоже кропотливый труд, и результат зависит от собственных желания, умения и времени.

Также хочется сказать о том, что устойчивую, стабильно развивающуюся дистрибьюторскую сеть создать не так-то просто. Поэтому, если сетевики вовлекают вас в свой бизнес обещаниями легких заработков, скорее всего, вам приходится иметь дело с мошенничеством или элементарной неграмотностью.

Однако откуда столько негативной информации о деятельности сетевых компаний? Как мы уже писали выше, во-первых, ее распространяют люди, у которых сетевой бизнес «прогорел». Обида таких горе-сетевиков объяснима, хотя они тоже знали о том, что любой бизнес, даже и не сетевой, сопряжен с риском потери дохода и финансов. Во-вторых, сетевой маркетинг стал серьезным конкурентом традиционной торговле и рекламному бизнесу.

Благодаря этому ярыми противниками сетевого маркетинга стали крупные компании, в том числе, к примеру, фармакологическая промыш-ленность и традиционная медицина, доходы которых уплывают в руки сетевиков. Опять же, несмотря на негативную информацию, сетевой маркетинг развивается. Все чаще на него заглядываются традиционные предприятия, потому как понимают, что прямые продажи гораздо выгоднее и эффективнее.

Преимущества дистрибьюторов

В принципе здесь все довольно просто. Сами наверняка знаете, что сейчас через сетевые компании можно купить практически что угодно. Правда, пока наибольшим спросом пользуется покупка-продажа витаминов, продуктов диетологии, косметики, моющих средств.

Бойко идет торговля журналами, книгами, произведениями искусства, посудой, одеждой и многим другим. Объясняется все высокой эффективностью продаж через сеть независимых дистрибьюторов. Это при том, что не нужно затрачивать усилия и финансы на рекламу и создание традиционной торговой инфраструктуры (магазины, торговые центры, складские помещения). Если говорить еще точнее, то инфраструктура, конечно, создается, но не самой компанией, а продавцом.

Для этого компания возвращает сети до 70 процентов средств, полученных от реализации товара. Эти средства продавцы используют уже по своему усмотрению: либо тратят на личные нужды, либо создают свои представительства и учебные центры, либо покупают новую партию товара.

Здесь все зависит от желания и потребностей продавца. Сама реклама товара осуществляется непосредственно лицом к лицу. Для этого американцы даже придумали термин person to person. Правда, случается, что сетевики рекламируют свою торговую марку с помощью традиционной рекламы, но опять же реклама товара осуществляется только напрямую, непосредственно в разговоре с клиентом.

Социальная политика

Интересно, что сетевой маркетинг направлен не только на личное обогащение. Специалисты давно заметили, что он развивается в условиях экономического кризиса и высокого уровня безработицы. И действительно, если вспомнить 90-е годы прошлого столетия, с этим поневоле согласишься. Врачи, учителя, другие работники бюджетных сфер или попавшие под сокращение начинают заниматься сетевым бизнесом, пытаясь хоть как-то реализовать свои амбиции и возможности.

Следует отметить и тот факт, что, несмотря ни на какие экономические потрясения, сетевой бизнес демонстрирует высокую стрессоустойчивость, потому что без желания самих участников разрушить сетевые отношения и связи просто невозможно.

Более того, сетевой маркетинг предоставляет большую свободу в выборе деловой среды. Обычный бизнес не всегда позволяет это сделать, потому как нуждается в стартовом капитале и обладает высоким риском. Здесь же человек может построить свою жизнь самостоятельно, не обращаясь, к примеру, «к крыше».

Профсоюзное движение

Сами сетевики прекрасно осознают тот факт, что их структура схожа с финансовыми пирамидами. Чтобы обезопасить свой бизнес (ведь мошенников в сетевом маркетинге хватает), они стали объединяться в профсоюзы. Интересно, что он есть и у нас. В 2004 году появился межрегиональный профсоюз независимых дистрибьюторов, который насчитывал всего 17 человек. Теперь в него входят несколько тысяч дистрибьюторов, и их число продолжает расти.

Собственно, профсоюзное движение сейчас снова начинает набирать силу. Те же дистрибьюторы получают юридические и правовые гарантии защиты.
 
Кроме того, уровень экономической и юридической грамотности у нас оставляет желать лучшего, а в профсоюзе как раз проводится разъяснительная работа и семинары по повышению квалификации. Результат говорит сам за себя. Несмотря на ежемесячные членские взносы в размере 300 рублей, местные сетевики покидать профсоюз не торопятся.
 
Кроме того, профсоюз отслеживает и собирает информацию о мошенниках и предприятиях-однодневках. В общем, это удобно, ведь от этого напрямую зависит имидж всего сетевого бизнеса. Выявленные правонарушения сразу отрабатываются с участием правоохранительных органов.

Сами сетевики утверждают, что за их бизнесом будущее. Они считают, что формируют новые экономические отношения. Возможно, они правы. Во всяком случае, то, что сетевой маркетинг у нас в стране начинает быть похожим на цивилизованный бизнес, уже не вызывает сомнения.

История вопроса

Сетевой маркетинг появился около 70 лет назад благодаря тому, что многие посчитали более удобным покупать товары не в магазине, а у коммивояжера. Родиной сетевого маркетинга можно считать США. Именно там в 1934 году появилась первая сетевая компания Nutrilite, которая производила витамины и пищевые добавки.

Основатель компании врач Карл Ренборг был более озабочен повышением качества своего товара, и, когда спрос на продукцию неимоверно вырос, бывший медик предложил потребителям заняться распространением витаминов. Ренборг разработал систему выплат комиссионных, которые включали процент от индивидуальной выручки и процент от объема продаж привлеченных клиентов.

Позже компания была переформирована в фирму Amway, что в переводе звучит как «американская мечта». Еще позже сетевые компании стали распространяться на территории Америки со скоростью света. Во многих странах были приняты законы о сетевом маркетинге. Подобный законопроект существует и у нас в стране, правда пока только на бумаге.

КОЛЛАЖ ЛЮДМИЛЫ МАНУРИНОЙ.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»