Меню

Президент под зонтиком и другие персонажи Альберта Растяпина

17.10.2014 12:59 79 (11791)


У всякого художника — свой источник вдохновения. Кто-то вдруг останавливается, увидев будущую картину в давно знакомом пейзаже, кто-то компонует цвета, краски и фигуры, подчиняясь необузданному воображению... Альберта Растяпина вдохновляют люди и события, которые ему не безразличны, будь то музыканты прошлых лет, падение метеорита или присоединение Крыма...

 
"В.В. Путин в Крыму"

Школа плаката и рекламы
Окончив художественное училище с красным дипломом, Альберт Растяпин долгое время работал в жанре наглядной агитации.
— Я рисовал плакаты, оформлял для предприятий информационные стенды и доски почета, делал росписи стен, — рассказывает художник. — В общем, занимался работой, которая постепенно сходила на нет. Со временем предприятия стали оформлять помещения по принципу «чем проще, тем лучше», заказов становилось все меньше — и я решил уйти в рекламу. Начало 90-х годов, когда в нашем городе появились первые рекламные агентства, было совершенно особым временем. Сейчас трудно поверить в то, что многие огромные рекламные щиты, которые появлялись тогда в нашем городе, были нарисованы вручную. Художники работали кистями и красками на основе из ДВП или даже фанеры. Получались достаточно увесистые полотна, которые не всякое здание могло выдержать. Потом начала стремительно прогрессировать широкоформатная печать, и постепенно компьютерные технологии пришли на смену оформительским приемам.
Однако работа с броскими, привлекающими внимание образами не прошла напрасно.
— В рекламе очень важно удержать взгляд зрителя, чтобы он заметил ваш продукт, — говорит Альберт Растяпин. — Считаю, что и для любого художника это важно: ведь в конечном счете мы пишем картины не только для себя, но и для публики. Потому я решил, что мне надо отличаться от остальных участников художественных выставок. Если посмотреть на посетителей вернисажей, то становится заметно: мимо привычных портретов, пейзажей с березами и соснами они проходят, почти не останавливаясь. Но если картина посвящена какой-то злободневной теме или отличается индивидуальным стилем, рядом с ней обязательно можно заметить людей, которые ее рассматривают, по нынешней традиции — фотографируют. Словом, хотят сохранить память об этом впечатлении.

Метеорит, музыканты и президенты
— Мне очень нравится наивный стиль, напоминающий и русский лубок, и картины разных неформальных сообществ типа питерских «митьков», — продолжает Альберт Растяпин. — Потому я стараюсь в своих портретах не просто добиться сходства с человеком, но и показать мое отношение к нему. Так возникли, например, портреты великих музыкантов — Луи Аромстронга, Майкла Джексона... Есть у меня и серия портретов политических деятелей — Михаила Горбачева, Бориса Ельцина. И это не просто лица известных персонажей — рядом с ними изображены события, которые остались в памяти со времен перестройки или лихих 90-х.
Однако знаменитым художника сделала его работа, посвященная падению челябинского метеорита.
— Я сразу понял, что картина должна быть большой, — говорит он. — Действительно, триптих получился длиной более четырех метров. Работа над этим полотном заняла почти год, и это было связано, например, с тем, что я хотел изобразить как можно больше реальных людей и реальных историй. Приходилось договариваться с персонажами, которые соглашались рассказать о своих впечатлениях, но позировать отказывались. Однако в большинстве случаев все получилось. Картина уже выставлялась, и некоторые увидели в ней даже подражание «Последнему дню Помпеи». Однако я считаю, что такое сопоставление лестно для меня: до Брюллова мне так же далеко, как пешком до Китая...
Еще одна заметная работа Растяпина — президент Путин на берегу в Крыму.
— Конечно, лицо Владимира Владимировича я срисовывал с фотографии, — признается художник. — Однако позировать с зонтиком в руках попросил своего знакомого — чтобы поза на портрете получилась более живой. Кстати, в Интернете очень мало фотографий нашего президента с зонтиком в руках. Кроме того, хотелось написать не просто портрет, а выразить свое отношение к такому событию, как присоединение Крыма. Потому Путин изображен на фоне крепости, напоминающей ту, что расположена в Судаке, а своим зонтом он как бы защищает светлое облако в форме карты России от черных туч.
Сейчас художник работает над полотном, которое условно называется «Журналисты в плену».
— Сейчас журналисты, работающие в горячих точках, нередко попадают в плен, подвергаются пыткам, — говорит Альберт Растяпин. — Причем не только в Украине. Казни журналистов — тоже, к сожалению, факт недавней истории. Потому мне хочется написать картину на эту тему, причем без конкретной привязки к географии — показать отношения людей в плену и тех, кто их удерживает.
 
Персональная выставка — в будущем
Работы Альберта Растяпина уже выставлялись в челябинском зале Союза художников, в ближайшее время триптих «Метеорит «Челябинск» отправится в Москву. Но персональную выставку художник пока только планирует:
— Я считаю, что нужны еще две-три большие работы. Тогда можно уже подумать и о выставке...


Фото предоставлены художником