Меню

Не так страшен детский сад...

17.10.2014 11:56 79 (11791)


Многие мамы, определившие своих деток в детское дошкольное учреждение летом или в начале осени, уже почувствовали проблемы адаптации. Ребенок больше капризничает, чаще болеет, бьет сверстников или же сам пришел с синяком… Впечатлительные родители могут задавать себе вопрос, правильно ли они поступили, «сдав» ребенка в сад? Так ли нужно было отдавать в детский сад малыша, если есть возможность посидеть с ним дома? А у родителей, которые только планируют начать посещение садика, еще больше вопросов.
С какого возраста начать? Как максимально эффективно адаптировать ребенка к новой обстановке? На эти и другие вопросы ответит психолог Елена ЗОЛОТОВА.

— Самый главный вопрос, который возникает у родителей: нужен детский сад или нет? Ответ однозначен: нужен. Что дают детские дошкольные учреждения? Бесценный опыт социализации, когда ребенок учится взаимодействовать с разными людьми: взрослыми и сверстниками, умными и не очень, разбалованными, замкнутыми и так далее. Он учится взаимодействовать в группе, ходить строем, слушаться старшего — всего этого багажа знаний и навыков ребенок никогда не познает дома. Не стоит списывать со счетов и творческие занятия, которые педагоги проводят регулярно: музыка, лепка, рисование, спорт, объяснение норм и правил поведения в обществе, коллективные игры.

Так что посещать детский сад нужно хотя бы ради того, чтобы первоклассник в школе уже имел опыт социализации, а не впервые встретился лицом к лицу с группой, с которой нужно взаимодействовать. Ребенок, который не приобрел опыт отношений со сверстниками, со старшими, будет сталкиваться с большим количеством вопросов. Однажды он встретится с социумом, не владея наработанными навыками коммуникаций, решения проблем и задач в группе. Для неадаптированного к детскому учреждению первоклашки все школьное окружение будет выглядеть как иностранное. Он может быть сильно развит, очень умен, но это не поможет ему сразу научиться взаимодействовать с остальными. «Садичный» ребенок знает правила поведения, умеет взаимодействовать в группе, может постоять за свои игрушки, да и за себя тоже. В детском саду ребенок получает большое количество разных сюжетов, которых нет и не может быть дома. Они могут быть как позитивные, так и негативные, но они все про жизнь, к которой мы и готовим ребенка.
Готовность номер один
Решая вопрос о готовности малыша к посещению детского сада, мы исходим из реальных условий конкретной семьи. Если в семье нестабильное финансовое положение и необходимо выходить на работу, то дошкольное учреждение — будь то садик или ясли — единственный возможный вариант. Но если мы говорим о готовности самого ребенка, то, естественно, среднестатистический ребенок не готов ходить в ясли. Потребность в длительном общении со сверстниками у человека появляется после трех лет, ближе к четырем годам. В этом возрасте у малыша есть необходимые навыки самообслуживания: он умеет самостоятельно есть, ходит в туалет, может одеться, а также способен донести любую просьбу, ну и постоять за себя. А самое главное — у него есть интерес к сверстникам. Конечно, и годовички тянутся друг к другу при встрече, но это обычно краткосрочный интерес, и эффективное сотрудничество возможно только при участии другого взрослого. Большую готовность к посещению сада покажет ребенок четырех лет, который вполне в состоянии выстраивать отношения и способен занять свое место в группе. Другое дело, что российское трудовое законодательство обозначает более ранний возраст как желательный для выхода ребенка в дошкольное учреждение.
Ребенок трех лет тоже может быть вполне готов к посещению детского сада. Но тут есть один большой подводный камень. В это время малыш может переживать кризис трех лет. И прежде покладистый, послушный и воспитанный ребенок нередко сопротивляется, устраивает истерики, капризничает, кричит, настаивает на своем, соперничает и так далее. Очень часто два кризиса — адаптация к садику и кризис трех лет — накладываются друг на друга, и мы имеем дело с аномальным поведением ребенка, который не «сдается» в детский сад, кричит, вцепляется в родителей и пробует различные методы воздействия, чтобы настоять на своем.

Каждый ребенок индивидуален, и важно точно оценить его готовность. Если у трехлетки сильный тип нервной системы, он адаптирован, хорошо реагирует на чужое пространство, способен обходиться без мамы, умеет выстраивать отношения с другими, то почему нет? Ребенок готов к садику, если у него сформированы навыки самообслуживания, он понимает чужую речь и может сформулировать свои просьбы, достаточно выработано послушание, и когда дома и улицы ему становится мало.

Имейте в виду, что есть небольшой процент совершенно «несадичных» детей. Такой ребенок (неважно какого возраста) чувствительный, астеничный, с большими недугами, слабый, впечатлительный, склонный сильно расстраиваться и переживать, часто плачет, очень зависит от других, не может выдержать весь день по чужим правилам в незнакомом помещении. Конечно, рекомендация домашнего обучения в таком случае на поверхности. Но и здесь важно постепенно, небольшими шагами вести ребенка по пути социализации: приводить на занятия или прогулки к детям и по мере адаптации оставлять ребенка на более продолжительное время.
Здравствуйте, «Марьиванна»
Сейчас родители записывают ребенка в детское дошкольное учреждение чуть не на следующий день после выписки из роддома. Но если есть возможность выбирать, то ребенку можно максимально облегчить вхождение в новую среду.

Итак, в идеале следует остановиться не на вывеске, а на конкретном педагоге, который будет заниматься с вашим ребенком. Малышу будет проще, если воспитательница чем-то похожа на мать: внешность, одежда или манера говорить. Возрастной преподаватель имеет, конечно, огромный опыт, но он может «выгореть» или жить теми детьми, которые были в прошлых выпусках. И молодость без опыта, но с харизмой, любовью к детям и умением вести за собой маленьких подопечных может дать свои плюсы. Значимыми позициями для воспитателя можно назвать доброту, осознанность, умение налаживать и удерживать контакт, разумное сочетание авторитарного и демократического стиля.

Кстати, еще раз о пользе детского сада. Появляется новая группа людей, которую вы презентуете ребенку — «Марьиванна». До этого были мамы, папы, дедушки, дяди, мальчики и девочки, а теперь возник чужой взрослый, к которому следует обращаться по имени-отчеству, который также будет заниматься его воспитанием.

Первое знакомство с педагогом не должно беспокоить родителей. Умный воспитатель сам все сделает: поприветствует малыша, представится ему и установит контакт. Кстати, родителям тоже будет нелишним установить хороший контакт с педагогом. Если ребенок знает, что мама с воспитательницей дружит, ему будет проще с ней оставаться. Поэтому не сепарируйтесь, не входите в конфликт, а наводите мосты, выстраивайте отношения с педагогическим коллективом.
 
Фото Вячеслава Никулина

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АДАПТАЦИИ
Позитивный имидж
Еще до того как вы пойдете в детский сад, можно погулять в той местности, рассказывая ребенку, как хорошо будет там. Задача — сформировать позитивный имидж детского сада. Ребенок пока не знает, каково это — ходить в садик. Какую картинку вы ему нарисуете, с таким настроем он и пойдет. Если в ваших разговорах есть неуверенность, тревога, страх, неприязнь — все это он будет считывать. Если вы говорите о детском садике расслабленно и идете туда спокойно или на кураже, как на праздник, малыш пойдет с такими же эмоциями.
«Метим» территорию
Чем больше вы находитесь на территории детского сада, тем проще вашему малышу ходить туда. Ребенку будет спокойнее, если вы не просто прибежали, сдали его и убежали, а иногда и погуляли на площадке с группой. Привезенный папой песок в песочницу и покрашенный мамой забор будут иметь для малыша огромное значение и помогут ему легче переносить пребывание в садике. Естественно, с этой же целью постарайтесь приносить поделки, которые воспитатели просят сделать дома, игрушки, мультфильмы...
Идем к Васе
Если ребенок понимает слово «садик» и оно вызывает в нем не самые приятные ассоциации, то убираем его из лексикона. Можно говорить с утра не «идем в садик», а «идем к Васе». И добавляем: «У него новая машинка, он обещал тебе дать ее покатать». Или идем доучивать песенку. Или идем играть с Марией Ивановной. Или пробовать запеканку… Находите позитивные якоря: вещи, людей, занятия, которые значимы для вашего малыша, и ориентируйте его на них. Также можно приводить пример, если кто-то (старший брат, сосед, друг по игровой площадке) уже ходит в сад. Для карапуза важным аргументом в пользу сада может стать то, что его друг Миша уже туда ходит.
Расставания без слез
Не допускайте долгих расставаний! Конечно, идеально попрощаться с малышом в тот момент, когда у него хорошее настроение. Но его плач или истерика — не повод оставаться с ним, пока не отпустит. Ни один двухлетка не отпустит маму! Поэтому не допускаем долгих рыданий и подвываний, а сразу решительно уходим. Договоритесь с воспитателем, чтобы тот переключил ребенка на другие занятия, заинтересовал его какой-нибудь игрушкой, вовлек в интересный процесс.
Ключевая персона
В детский сад лучше начинать ходить летом. Кроме того что в это время года карапуз носит меньше одежды, есть еще один важный фактор. Летом выпускаются старшие группы, набираются новые. И лучше прийти в маленькую группу, которая только формируются. В июне может быть 5 детей, а в сентябре — уже 25. Идеально, если ваш ребенок будет ключевой персоной, человеком, который всегда был здесь. И уже к нему будут приходить новички. Попадая в большую группу, где уже что-то происходит, ребенку сложнее сориентироваться и включиться.
Идти или не идти?
Очень важный момент в деле адаптации к детскому саду — уверенность родителей. Неуверенность родителей в том, что ребенку нужно идти в детское дошкольное учреждение, несомненно, влияет на то, как он будет себя чувствовать. Если вы сомневаетесь, то лучше с таким настроем пока не отдавать кроху воспитателям, а посвятить время формированию психологической готовности малыша к посещению детского сада.