Меню

Навели мосты

15.10.2014 13:29 78 (11790)


Театры Челябинска благополучно стартовали в новый сезон. Он начался довольно бурно: тройными гастролями трех московских коллективов — Малого, театра киноактера и театра «У Никитских ворот». Каким будет предстоящий сезон и не только? Наверное, впервые за последние несколько лет журналистам удалось погрузиться в театральную тему и предметно пообщаться с театралами. Такой разговор состоялся в пресс-центре Челябинской телерадиокомпании.

— Сезон обещает быть насыщенным, — открыл пресс-конференцию и обнадежил присутствующих начальник отдела искусств местного минкульта Антон Токарев. — В год театры вместе с концертными организациями выдают по 4100 мероприятий. Будут премьеры, будут и гастроли — только по области запланировано порядка 70 выездов. Число зрителей, посещающих театры, составляет больше миллиона, а это треть населения области.

Срез новой жизни
Срез новой жизни в новом сезоне для этой трети населения, интересующейся театром, представили театр драмы и Новый художественный. Первый — как крупнейший, второй — как завершающий церемонию открытия.
— Мы открыли уже 94-й сезон, открыли премьерой — спектаклем «Варвары», и вот уже буквально через десять дней у нас грядет еще одна премьера — «Скамейка», — рассказывает директор академического театра драмы Елена Петрова. — Но и это еще не все. В конце ноября мы выпускаем «Дядю Ваню», а к новому году будем репетировать детский спектакль «Летучий корабль». То есть премьеры практически каждый месяц. Опять же, в январе будет готов «Гулливер», а в марте — постановка по Диккенсу. Ну и к юбилею Победы обязательно сделаем новую работу.
Планы меньшего собрата — НХТ — оказались скромнее. До конца года здесь собираются сдать две работы: «Нос в белую ночь» по произведениям Гоголя и «Муми-тролли» по сказкам Туве Янссон.
— Что будет во второй половине сезона, пока не хочется озвучивать. Скажу только одно: фестиваль «Человек театра» непременно будет, и мы ведем переговоры с Эмиром Кустурицей. Если он приедет к нам — будет просто замечательно! — поделился планами худрук НХТ Евгений Гельфонд.
По его словам, театр буквально засыпают заявками со всех сторон — от Москвы до самых до окраин и еще дальше.
— Есть даже из Африки заявка. Сейчас занимаемся отбором, фестиваль стартует 3 марта.

 
 
Проблемы и проекты
— Как так получилось, что практически все театры проводят свои фестивали, а у такого большого и солидного, как театр драмы, фестиваля нет? — вопрос адресован Елене Петровой.
— Слишком большие затраты — мы не можем себе такого позволить, — признается та и в качестве компенсации объявляет, что в театре по-прежнему будут проходить читки пьес.
Кстати, ближайшая состоится в ноябре. Она будет посвящена исключительно челябинским авторам.
— По какому принципу вы работаете с современными авторами и как оцениваете челябинскую школу?
— Работа с драматургом на самом деле непростая, — признается Гельфонд. — Я менее оптимистично, чем мои коллеги, отношусь к современной драматургии: я ее достаточно много читаю, но, к сожалению, вижу очень мало достойных образцов. Что касается челябинской школы… Понимаете, я убежден: чтобы такая школа возникла, во главе ее должна стоять такая яркая и неординарная личность, как, к примеру, Николай Коляда в Екатеринбурге. Не будет Коляды — и школы не будет. У нас его нет.
— Вам не кажется, что сейчас явный недостаток спектаклей для детей?
— На самом деле, из общей цифры, что я назвал — 4100 мероприятий в год — 2200 предназначено для детской аудитории, — аргументирует представитель минкульта.
— Мы в этом году собираемся возрождать такую форму работы, как театр для всей семьи, будем делать вечерние спектакли, на которые ребенок может прийти вместе с родителями. И первый из этого разряда — как раз сказка о муми-троллях, — подхватывает руководитель НХТ.

Конкуренция за зрителя
Часть вопросов касалась общей театральной жизни.
— Существует ли конкуренция между челябинскими театрами?
— Конкуренции между нами нет, мы все вместе стараемся всеми силами привлечь зрителя в театральный зал, — уверяет Елена Петрова. — И это наша общая задача. А зритель вправе выбирать, что ему больше подходит: некоторых интересуют премьеры и они готовы приходить в любой театр, часть публики уже определилась и ходит адресно — такая категория, думаю, есть в любом театре.
— А вы знаете своих зрителей, свою аудиторию?
— Для меня лично публика — это не общая масса, а конкретный человек, который может побеседовать с артистом, высказать свое мнение, поспорить, может быть. И который приходит в наш театр со своими радостями и горестями, со своими вопросами и проблемами, — объясняет Евгений. — Это может быть как совсем молодой человек, так и взрослый, и наша задача — помочь ему в поисках ответов. Я не могу сказать, что мы работаем, к примеру, только на студенческую аудиторию — нет, мы работаем для людей, которые мыслят и чувствуют в одном с нами ключе.
— Что больше нравится нашей публике — спектакли известных московских коллективов?
— Публика любит хорошие спектакли, — заявляет руководитель театра драмы. — На самом деле, не имеет значения, какой коллектив работает — московский или нет. Зритель всегда видит и ценит хорошую постановку, а если те же москвичи, бывает, халтурят на антрепризах, зрители встают и уходят со спектакля. Их не удержит никакой авторитет.
Обсуждали вопросы возможности благотворительных спектаклей в рамках бюджетных организаций, взаимодействия со СМИ, имиджевой рекламы.
— Мне кажется, разговор получился интересным и полезным для обеих сторон, — поделилась впечатлениями Елена Петрова.
— Честно говоря, я даже не ожидал таких дельных, серьезных вопросов, — поддержал коллегу Евгений Гельфонд. — Мы уже привыкли, что у СМИ свой, к сожалению, зачастую достаточно поверхностный интерес к нашей деятельности. Хотелось бы, чтобы такие диалоги происходили чаще.
Что ж, приятно сознавать, что челябинские СМИ не потеряны для серьезных театральных тем.