Меню

Зубная трагедия для стоматологов, муми-тролли для всей семьи

10.10.2014 10:43 77 (11789)


Сегодня, 10 октября, Новый художественный театр стартует в новый сезон. Стартует с дипломом и с выдумкой. Диплом, как мы уже сообщали, театр приобрел в честной борьбе по актерскому мастерству на конкурсе имени Милосердова. Ну а выдумки коллективу не занимать: здесь постоянно что-то выдумывают, создают на радость себе и людям. Вот решили на открытие сезона пригласить коллег, друзей и… стоматологов.

Худрук НХТ Евгений Гельфонд
 
Торопиться не нужно
— Мы открываемся спектаклем «К тебе, земля обетованная!», но у пьесы Грюмбера есть еще подзаголовок — «зубная трагедия». Ну а кто больше всего в этом понимает, как не стоматологи? — улыбается завлит театра Майя Брандесова. — К тому же главный герой пьесы — их коллега, зубной врач. А если серьезно, это подарок нашим потенциальным зрителям в честь открытия.

Премьеру пьесы Грюмбера сыграли в прошлом сезоне, публика приняла ее неплохо, а критики даже дали приз фестиваля «Сцена-2013» за лучший актерский ансамбль. Тем не менее как-то принято сезон открывать чем-то новеньким.

— Да, планировали открываться премьерой спектакля «Нос в белую ночь», — кивает худрук НХТ Евгений Гельфонд. — Но спектакль должен созреть, и торопить его в этом не нужно. Я всегда оставляю определенный люфт для того, чтобы иметь запас времени. Все должно идти своим чередом.

— И когда же мы все-таки увидим ваш «Нос»?
— Чуть попозже, в 20-х числах октября будет сдача спектакля, приходите.
— Как вам работалось с Гоголем? Он позволил воплотить все ваши фантазии?
— Я в принципе никогда не придумываю спектакль в готовом виде. Был разбор материала, это было достаточно давно, чтобы устаканиться — опыты мы делали еще в школе драматического искусства. А потом пришло время, мне показалось, что коллектив готов к работе над Гоголем после Достоевского и Салтыкова-Щедрина. По поводу авторского коварства… Я всегда говорю, что это не режиссер ищет автора, а автор его находит. И мне кажется, что получилось нечто интересное. Над пластикой работала Ксения Петренко, у нее своеобразный, всегда неожиданный подход к теме. Нам было о чем поговорить, поразмышлять, что искать во время репетиций. Ребята, отработав свои сцены, не уходили, оставались наблюдать за коллегами: просто полезно для коллектива, который работает на одно общее дело.
Репетиция спектакля "Нос в белую ночь"
 
Принципиальная позиция
Как уже известно в театральных кругах, в НХТ живут приверженцы литературы. Она и в основе грядущего «Носа» — повести незабвенного Николая Васильевича, и в основе следующей по списку работы, созданной на основе сказок Туве Янссон о муми-троллях.

— Сейчас, к сожалению, утерян такой формат, как театр для всей семьи, — вздыхает режиссер. — Детских спектаклей практически нет, вместо этого повсеместно процветает откровенный, простите, «чес» по школам. И в этом году мы приняли принципиальное решение отказаться от выездов в школы. Все администраторы хватаются за головы, потому что эта форма работы пользуется большим спросом, школы на нее охотно соглашаются, загоняют зрителей классами. Сейчас таких групп, которые ездят по школам, развелось больше, чем театров. И как правило, в большинстве случаев это чистой воды халтура. Мы решили от подобной практики отказаться: в конце концов, не все должно измеряться рублем. Будем делать театральные уроки — то, чем успешно занимаются в Златоусте уже более 25 лет. Пусть это будет меньше, реже, но качественнее. Этическая направленность встреч школьников с театром должна соблюдаться. А безумство со сказками надо прекращать — это провоцирует труппы делать некачественные спектакли на скорую руку. В результате эту халтуру смотрят тысячи детей, которые потом ненавидят театр.

— А проект «Театральная неотложка»?
— Это совсем другое дело. Здесь мы приезжаем к ребятам, которые по каким-либо причинам не могут прийти в театр — в детские больницы, интернаты. Это мы будем продолжать.
Возродить семейные просмотры
Однако вернемся к муми-троллям. Идею подсказали студенты колледжа культуры: режиссер и педагог Римма Щукина поставила учебную работу. В НХТ темой зара-
зились молодые артисты.

— Спектакль предназначен для семейного просмотра. Будет идти по вечерам, чтобы родители могли прийти с детьми. Спектакль рассказывает о взаимопонимании поколений. Мне кажется, что это должно быть всем интересно. Премьера намечена на декабрь.
Еще парочка работ припасена на вторую половину сезона — «Женская гримерка» и «Дети галактики». Первая — чисто женская, на четырех актрис.
— Игровой праздничный спектакль о театре, в нем много юмора, текст написан легко и не пафосно, что встречается достаточно редко, — комментирует Гельфонд.
Ну а вторая пьеска написана современным автором Еленой Поповой и посвященна поколению 90-х.

В итоге: четыре постановки за сезон плюс новогодняя сказка, с которой пока еще не определились. Словом, сезон ожидается насыщенным.

— А что с гастролями? Вас же приглашали и в Молдавию, и в другие города.
— Увы, не получилось у нас поехать на фестиваль в Молдавию, хотя очень хотелось поучаствовать, и в Архангельск тоже не поехали. Причина все та же: нет денег. Сейчас ведем переговоры с сербами, которые приезжали к нам на фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА». Они хотят, чтобы мы показали «Бесов» в Белграде, причем все три части. Не знаю, в один вечер или в три приема, но пока это планы далекие.
Кустурица отказал, но есть надежда
— Раз уж вспомнили о «CHELоВЕКе ТЕАТРА»: обещали, что он будет продолжаться…
— Обязательно! Колоссальное количество заявок поступило уже сейчас — порядка 80, хотя времени еще предостаточно: отбор будет идти до декабря. Кое-что мы уже выбрали, но говорить пока не стоит. Представлено как ближнее, так и дальнее зарубежье: Сербия, Германия, Индия, есть даже заявка из Африки. Спектакли самые разные и самого разного уровня, так что выбор будет непростой.

— Традиционно вы делаете очень правильный шаг — стараетесь привезти в город кого-то из больших мастеров. В прошлом году договаривались со Стуруа, а нынче?
— С Кустурицей созванивались, но вышел казус: звонили директору, а нарвались на самого режиссера, тот был раздражен: «У меня съемки, не могу, все занято!». Возможно, был неудачный момент. Нина Зиновьевна (Нина Мазур, вице-президент Международного форума Монотеатра при Международном институте театра (ЮНЕСКО). — Авт.) обещала с ним переговорить, так что будем пытаться продолжить переговоры.
— Что будет нового на фестивале?
— Сейчас пытаемся продвигать идею с проведением мастер-классов. И еще мне бы хотелось активизировать обсуждение. Обычно на нем присутствуют только участники, но ведь это было бы интересно и студентам академии, колледжа культуры, каких-то театральных студий. Где еще можно послушать мнение и разбор профессионалов? И мне бы хотелось это шоу критиков раскачать, вывести на более массовый уровень.
Театр за колючей проволкой
Всего в третий раз пройдет в городе фестиваль «CHELоВЕК ТЕАТРА», но, судя по всему, организаторы не собираются ждать, когда он войдет в наезженную колею, а тем более начнет почивать на лаврах. Они ищут и выдумывают правильные трудности — те, что помогают и провоцируют двигаться вперед. В этом году решили возродить проект «Театр там».
— В свое время мы ездили со спектаклями в исправительные учреждения, были в Копейске, в шестой зоне, в Атляне, — поясняет Евгений. — Сейчас ведем переговоры, хотим восстановить. Это чисто социальный проект, который мы проводим по своей инициативе.

— Ну и зачем вам это надо?! Когда все вокруг кричат и плачут о том, что на культуру нет денег и что никогда еще не было так тяжело, как в Год культуры.
— Знаешь, я уверен, что в театре нужно постоянно наполнять жизнь каким-то смыслом, не декларировать со сцены про добрые дела, а взять и реально что-то сделать. И это нужно прежде всего для себя, для своей жизни. Следуя Уайльду: «Всякое искусство — бесполезно». С этим трудно спорить, но все равно нужно ниву возделывать.
— Но все эти проекты отвлекают от основной работы. Некоторые наши театры в конкурсе Милосердова не участвовали, мотивируя это занятостью и подготовкой к новому сезону. А вы и здесь успели.
— Нет, это ничуть не отвлекает, — не согласен собеседник. — Я вообще считаю идею с конкурсом актерских работ просто замечательной, актуальной. Есть возможность актерам и режиссерам попробовать свои силы — надо пользоваться! Опыт «Малахитовой шкатулки» удался — это интересная работа, в итоге получился хороший спектакль, который мы поставим в репертуар. Когда коллектив открывает новые грани в профессии, этому надо способствовать, а не мешать. А по поводу подготовки к сезону — это все отговорки «для бедных», оправдание собственной лени и ничего более. А в профессии лениться нельзя.
 
Фото Наиля Фаттахова