Меню

Консалтинг в здравоохранении

10.10.2014 10:22 77 (11789)


Как эффективно использовать деньги в здравоохранении и увеличить продолжительность жизни

На прошлой неделе в Челябинске побывала группа федеральных экспертов, которые представили южноуральским специалистам проект «Главная дорога». Его задача — определить эффективные подходы к профилактике и лечению неинфекционных заболеваний, объединить усилия медицинской общественности и органов власти для решения проблем в здравоохранении.
Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, диабет и другие неинфекционные болезни — причина 60 процентов смертей в мире. Россия не исключение. В зоне риска — люди трудоспособного возраста. Это серьезная социальная и демографическая проблема. В стране ежегодно погибают пациенты, которых можно было бы спасти, если бы современные технологии и лекарства стали более доступны. Однако во многих регионах имеют место такие проблемы, как недостаточное финансирование специализированной помощи за счет бюджета субъекта РФ, низкие тарифы системы ОМС, в частности на лечение онкозаболеваний, и ряд других. Где найти дополнительные средства? На чем сэкономить, чтобы оптимизировать финансовые потоки? Что изменить в системе здравоохранения, в том числе регионального, чтобы она работала во благо пациентов и врачей? Как побудить людей заботиться о своем здоровье? Об этом рассказал «Вечерке» авторитетный эксперт в области здравоохранения, фармакологии, директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.

Давид Мелик-Гусейнов: «Каждый рубль, вложенный в здоровье, должен быть возвращен государству»

 
Инвестиции в здоровье
— Давид Валерьевич, вы представили в Челябинской области проект «Главная дорога». В чем суть этого проекта и что дает его реализация в нашем регионе?
— В нашем здравоохранении привыкли работать по советской модели, созданной Н.А. Семашко. Никто не спорит, это была хорошая система. Но сегодня мы живем в реалиях рыночной экономики. А здравоохранение по-прежнему остается системой, которая дотируется государством. Но сколько бы ни выделялось денег, их всегда будет не хватать. Поэтому здравоохранение должно стать инвестиционным. Каждый вложенный рубль должен приносить отдачу. То есть система должна быть замотивирована на результат, чтобы пациент вылечился, вернулся к труду, пополнял ВВП, платил налоги. В этом и заключается инвестиционный подход. Каждый рубль, вложенный в здоровье, возвращается государству. Такой подход применим к целому ряду заболеваний, в том числе онкологических. При этом необходимо обеспечить одинаковый для всех регионов базовый уровень медицинской помощи и доступность ее для каждого. А у пациентов должно быть право выбора: где, как, в каких условиях лечиться, в том числе и за дополнительные деньги.
Проект «Главная дорога» направлен на то, чтобы повысить эффективность региональной системы здравоохранения, определить приоритеты и просчитать, что дадут инвестиции через 10 — 15 лет. В рамках проекта мы говорим о консалтинге в здравоохранении. Для отрасли это новое слово, в то время как бизнес уже на протяжении десятков лет пользуется услугами экспертных консультантов. Консалтинг поможет организаторам здравоохранения принять правильное решение, как с финансовой точки зрения, так и в плане ресурсов, ведь они не безграничны.

Мы готовы показать в Челябинске, как решаются проблемы в здравоохранении других регионов. Сегодня Россия — это не единая страна, а «пазл» из 85 мини-государств со своими правилами. Есть регионы с прогрессивным подходом к решению задач, и есть территории, где не хватает эффективных менеджеров и ресурсов.

— Как бы вы оценили перспективы южноуральского здравоохранения?
— В ближайшие два года федеральное финансирование здравоохранения будет сокращаться. Но в Челябинской области я не вижу таких острых проблем, как в депрессивных регионах России. Область промышленная, с развитой производственной инфраструктурой, бизнесом. А это налоговые отчисления, которые пополняют бюджет. Кроме того, за здоровье населения несут ответственность не только учреждения здравоохранения, но и корпорации, в которых работает немало жителей региона.

Выслушав ваших чиновников на заседании круглого стола, мы увидели: Челябинской области есть чем поделиться с другими регионами. В вашем регионе грамотно организована работа онкологической службы. Несмотря на высокую нагрузку и недостаток ресурсов, пациентам оказывается необходимая медицинская помощь. Хотел бы отметить как один из лучших на территории России опыт проведения эффективных профилактических осмотров, в том числе работу смотровых кабинетов, скрининговые обследования. Эти примеры мы возьмем на вооружение, будем знакомить с ними другие регионы.

В то же время мы привезли в Челябинскую область, на мой взгляд, интересные практики по организации финансовых потоков, переходу от стандартов лечения болезни к более совершенным технологиям оплаты медицинской помощи — клинико-статистическим группам.

Медицинская экономика

— Проект «Главная дорога» работает в России уже два года. Можно говорить о первых результатах?
— Таких результатов очень много. Например, мы помогаем перейти от старых схем финансирования к новым механизмам формирования тарифов — клинико-статистических групп. В восьми регионах (Ставропольский край, Татарстан, Ульяновская область и другие) в этом году начаты пилотные проекты по внедрению новой системы оплаты, в первую очередь за дорогостоящую медицинскую помощь в онкологии.
В некоторых регионах помогаем внедрить систему мотивации врачей за раннее выявление социально значимых заболеваний. В Челябинской области такая программа действовала три года назад. А почему бы эту лучшую практику не продолжить?
Мы помогаем регионам применять фармакоэкономические знания и знания в области экономики здравоохранения. Это молодая для нашей страны, но очень важная наука при принятии решений по внедрению инновационных технологий, лекарственных препаратов.

В рамках существующего закона выгоднее закупить 15 упаковок дешевого лекарства, чем один дорогой препарат. В самом деле, есть эффективные дешевые препараты, при этом не всегда высокая цена на лекарства гарантирует их эффективность. Но в ряде случаев выбор в пользу дорогого аналога обоснован. Тогда у больного не будет осложнений, он перестанет постоянно вызывать скорую, каждый месяц госпитализироваться в стационар, сможет работать, а не сидеть на больничном. Исследования по экономике здравоохранения и фармакоэкономика позволяют на 10 — 15 лет просчитать затраты на лекарства, технологии и эффект от их применения, сделать правильный выбор, что закупать и по какой цене. Без социально-экономических расчетов при планировании расходы на здравоохранение вырастут в разы.


Но сегодня в стране существует проблема лекарственного обеспечения. Речь идет о нерациональном использовании государственных средств. На российском рынке 40 процентов лекарственных препаратов, эффект от применения которых либо незначителен, либо вообще отсутствует. Но ведь государство закупает их, отвлекая средства от решения насущных проблем.

Лекарства — под контроль пациентов

— Лекарственная проблема давно перешла в разряд вечных. Пациенты часто жалуются, что вынуждены платить за медикаменты из собственного кошелька. Есть ли выход из ситуации?
— Государство берет на себя обязательство обеспечить больного самым необходимым, хотя бы самым дешевым препаратом. Если он хочет лечиться брендированным препаратом, за лекарство придется платить. Но сегодня нередко пациент приходит к врачу и требует выписать препарат конкретной фирмы, в красивой упаковке, с запахом корицы. Больной по какой-то причине убежден, что только такое лекарство ему поможет. Диктата пациента над врачом быть не должно.
Речь, конечно, не идет о тяжелобольных, которым по медицинским показаниям положена дорогостоящая специфическая терапия. В этих случаях нужно активно создавать пациентские сообщества, способные отстаивать интересы своих членов. В нашей стране такие объединения только формируются. Но мы понимаем: строить систему здравоохранения без обратной связи с пациентами невозможно.

Пациентские сообщества могут многое сделать. Например, отслеживать, как проходят государственные закупки препаратов для льготных категорий. С 2015 года обсуждение закупок станет публичным. Региональные минздравы будут обязаны привлекать пациентские организации к участию в публичных слушаниях, в обсуждении планов закупок. Сейчас решения принимаются в министерских кабинетах. Чиновники закупают то, что считают нужным, не всегда учитывая потребности пациентов. Чтобы добиться получения дорогостоящих препаратов, больные вынуждены обращаться в суды. Но даже выигрывая их, не всегда получают медикаменты, потому что бюджет ограничен.
В публичном обсуждении закупок будут участвовать главные специалисты, лечащие врачи, экономисты, пациенты. Вместе они смогут оценить все возможности бюджета и прийти к общему решению. Когда процесс станет прозрачным, не будет недовольств и со стороны пациентского сообщества, и врачей и чиновники почувствуют себя комфортнее.

— Помогут ли публичные слушания улучшить обеспечение медикаментами инвалидов и других категорий льготников?
— У федеральных льготников сегодня есть выбор: пользоваться бесплатными медикаментами или ежемесячно получать денежную компенсацию. В России из 17,5 миллиона человек только 3,5 миллиона сохранили натуральную льготу и получают лекарства. Остальные предпочли воспользоваться правом на денежную компенсацию. Понятно, что это происходит не от хорошей жизни. Каждый месяц они получают добавку к пенсии — около 700 рублей. На эти деньги вы не купите препарат для лечения онкологического заболевания или инсулин. Одновременно «отказники» пользуются региональной льготой и три-четыре раза в год ложатся в больницу на профилактическое лечение, где также получают лекарства в рамках стационарного наблюдения. Таким образом, деньги тратятся неэффективно. Мы не решаем проблему качественного лекарственного обеспечения, увеличения продолжительности жизни. Для того чтобы изменить ситуацию, нужно навести порядок в финансовых потоках, в том числе в системе лекарственного обеспечения. Мы предлагаем объединить все льготы в единое целое. Этот вопрос оптимально можно решить на уровне субъектов РФ.

Дорогой нездоровый образ жизни

— Насколько важно, на ваш взгляд, проходить диспансеризацию?
— Одна из задач диспансеризации — выявить заболевание на ранней стадии. Поэтому она должна быть обязательна для всех. Но не формальная, как это бывает во многих регионах, а реальная, с учетом возраста, пола, группы риска и так далее. Если человек не заботится о своем здоровье: курит, увлекается алкоголем, не проходит диспансеризацию, не выполняет рекомендации врача, то в случае заболевания ответственность, в том числе финансовую, он должен взять на себя. Я не говорю, что оплачивать его лечение не надо. Но, думаю, стоит поставить вопрос перед обществом: готово ли оно платить за человеческие пороки?

Интересный эксперимент проходит в Кировской области. Там выбрали пациентов с кардиологическими заболеваниями. Им бесплатно предоставляют медикаменты, медицинские услуги. Но при условии, что они соблюдают определенные правила: не курят, не пьют, посещают врача, проходят диспансеризацию и вакцинопрофилактику. И подавляющее большинство пациентов начали вести здоровый образ жизни, потому что люди поняли: лечиться за свой счет дороже.