Меню

*****

Сам себе режиссер

08.10.2014 12:48 76 (11788)

Проверка по профессии

Актерские битвы с легкой руки челябинского отделения СТД приобретают популярность на южноуральской театральной арене. Подтверждение тому — новые участники и новые же зрители: актерские состязания проходили при открытых дверях, и желающие могли за ними наблюдать. Желающих оказалось достаточно, чтобы придать конкурсу значительность, а участникам — адреналин.

 

Третий раз актерское братство спорило за пальму первенства. В этом году география расширилась, охватила все театральные города: к Озерску небезуспешно подключились Магнитка и Златоуст. Четыре работы представил верхнеуфалейский театр «Вымысел». В команде областного центра играли профи от Камерного, Молодежного, кукольного и Нового художественного театров. Драма, «Манекен», а заодно и «Бабы» пребывали в оппозиции. Впрочем, это не помешало фестивалю делать свое дело да еще и совершать открытия. Таковых в прямом смысле этого слова и на взгляд пристрастного зрителя в этот раз было сразу два.

 

На III областной конкурс индивидуальных актерских работ имени Милосердова было представлено 11 работ. Приоритеты распределились следующим образом:
лучший спектакль — постановка Нового художественного театра «Малахитовая сказка»;
лучшая мужская роль — актер Камерного театра Виктор Нагдасев;
лучшая женская роль — актриса златоустовского театра «Омнибус» Анастасия Константинова;
лучшая идея — актриса Молодежного театра Елена Исаева;
лучший поэтический спектакль — актриса Магнитогорского театра драмы Елена Кононенко;
лучшая сценическая миниатюра — актриса театра имени Вольховского Елена Блажеева.
 
Е. Блажеева. Театр кукол. "Эх, жизнь!"
Фантазии  на «идиотскую» тему
Честно признаюсь, увидев в программке название «Клим. «АглаЯ. Печальный спектакль», вздрогнула. Вспомнился печальный опыт от «Злого спектакля» того же Клима, прозвучавшего на прошлогодней «Камерате». Да простят меня высоколобые критики: полтора часа искренне молила всех подряд, чтобы актриса просто замолчала. Бесконечные крики и вопли вызвали защитную реакцию моего тщедушного организма, нагло сопротивлявшегося интеллектуальному насилию. Так что по поводу очередного опуса того же автора настрой был определенный.
Но оказалось, тексты Клима не только нужно, но и можно воспринимать. Спасибо Насте Константиновой из златоустовского «Омнибуса». Сумела рассказать эти сложные тексты внятно, чутко, без истерик, но искренне. Непростые вопросы и неожиданные ответы находит автор, фантазируя по следам романа Достоевского «Идиот». Только в центре внимания теперь Аглая — та самая, бывшая невеста Мышкина, которую он бросил ради Настасьи Филипповны. А проблема все та же: «Отчего люди не летают так, как птицы?». Умная, красивая, образованная, воспитанная, благовоспитанная и… несчастная. И в чем оно, это счастье?

Клим готов поспорить со знаменитым предшественником. У Достоевского Аглая — идеал, любимица окружающих. Но ведь идеал не всегда восхищает, чаще вызывает зависть. Таких не любят, их боятся, им завидуют, потому как чувствуют, что им отмерено больше, чем остальным. Таких общество держит в изоляции, одиночество и отчаяние — вот их удел, а не любовь и всеобщая доброжелательность. И такая постановка вопроса не лишена своей сермяжной правды.

Час с лишним Аглая плутает в глубине воспоминаний, тайных желаний, неясных предчувствий, смутных догадок. На сцене практически ничего не происходит: спектакль внешне весьма статичен, тем не менее молодой актрисе большую часть времени удается удерживать внимание зрителя-слушателя. За смелость и искренность Настя поплатилась — получила диплом «за лучшую женскую роль» (впрочем, режиссерская помощь не помешала бы, особенно во второй части. Мог бы получиться неплохой спектакль).
Е.Исаева. Молодежный театр. "Надежда"
 
Искушение Цветаевой
Второе открытие — и опять по женской части (все-таки есть что-то правильное в утверждении, что актерство — чисто женское занятие). Опять молодая красивая актриса и опять неожиданная постановка темы. На этот раз в диалоге с Цветаевой.
Стихи на сцене, как давно и всем уже известно, — камень пре-ткновения. Стихотворный текст, которым излагал диалоги тот же Шекспир или Лопе де Вега, по крайней мере содержит действенность, мысль. Стихотворение же как таковое — поток эмоций, низвергнутый автором на бумагу. И тут важно верно соотнести градус авторской эмоции и исполнительского накала, в противном случае искренность чувств обернется фальшивым пафосом.

Елена Кононенко из Магнитки счастливо избежала подобного искушения. «Ее» Цветаева была сдержанна, в каких-то суждениях строга, а в каких-то даже иронична, что не мешало ей оставаться искренней, с душой нараспашку. Удивительное сочетание женственности и мудрости, ребячества и наивности, грациозности и угловатости.

Известные с детства стихи вдруг зазвучали иначе. «Мой милый, что тебе я сделала?» — каждый раз этот вопрос у Лены звучал по-разному, а не только как упрек и вопль отчаяния.
В жюри бушевали страсти: можно ли так читать Цветаеву? Так иронично и даже однообразно? На самом деле в театре возможно все, если это оправданно и убедительно. Пристрастного зрителя актриса убедила.
Озерский театр кукол. "Жаворонок"
 
Сказка с пирожком
Остальные награды не были неожиданными, но от этого не стали менее заслуженными. Приз за лучший спектакль, так же как и в прошлый раз, достался НХТ. Иную форму, другое содержание, совершенно отличный жанр представила творческая группа Нового художественного. Спустившись с успешно освоенного в прошлом году поэтического олимпа, артисты отправились на Уральские горы. «Малахитовую шкатулку» — спектакль по произведениям Бажова — рассказали-разыграли перед зрителями две сказительницы: Ксения Бойко и Марина Оликер. Очень аккуратно, можно сказать, трепетно отнеслись к авторскому тексту, что уже вызывает симпатию (сценарист — Майя Брандесова), выбрали верный тон, что позволяет общаться со зрителями (как правило, школьниками), но, с другой стороны, не выходить за театральную рампу. К цельности и завершенности спектакля явно приложила руку режиссер Евгения Зензина. Кстати, предыдущая победа НХТ на конкурсе Милосердова также на ее совести.

Наконец, долгожданную победу для Молодежного театра завоевала Елена Исаева. Она практически сама придумала, написала и сыграла целый спектакль «Надежда». И как сыграла!
— Я еле сдерживалась, чтобы не заплакать, — призналась председатель конкурсного жюри Людмила Федорова. — Очень пронзительная работа. Мне кажется, ее нужно обязательно показывать в театре, тем более что грядущий год — это юбилей Победы.

Среди призеров — актриса театра кукол Елена Блажеева и актер Камерного театра Виктор Нагдасев. Замечательный пирог испекла Елена на глазах потрясенной публики, рассказ ее был занимателен и захватывал внимание: актриса попыталась объединить двух авторов — Зощенко и Тэффи. И хотя прием был найден оригинальный, но совладать со стилем разных авторов не удалось.
В. Нагдасев. Камерный театр. "Золотой Дождь"
 
Минус на плюс
Но на самом деле не все было так «сливочно». Нынешний конкурс усилил прошлогоднюю тенденцию к расслоению: с одной стороны, больше было работ, «готовых к употреблению», — законченных спектаклей, с другой — откровенно слабых попыток.

Сразу четыре работы привезли участники из Верхнего Уфалея. Как раз тот случай, когда лучше меньше, да лучше. Обидно даже не то, что ребята не завоевали никаких наград: в конце концов, конкурс есть конкурс. Странным показался выбор репертуара: из списка только Есенин заслуживает внимания, а два современных опуса откровенно слабы. Печально, что именно они привлекли внимание коллектива, который воспитывал (по крайней мере, до смены художественного лидера) свою публику на произведениях Блока, Гоголя, Богаева. В данном случае, поскольку театр непрофессиональный, подсказка режиссера была просто необходима. Впрочем, как и в вопросе готовности к конкурсу, любителям все-таки требуется гораздо больше сил и времени, чтобы сделать качественную работу, а показывать наспех сделанный эскиз — своего рода неуважение к старшим коллегам.

Конкурс, как лакмусовая бумага, обнажил и другую проблему: у ребят, которые появились в труппе в новом сезоне, большие проблемы с речью и не только. В результате разговор с жюри свелся к объяснению элементарных азов профессии.

В СТД обещали этот момент подкорректировать, впрочем, от неожиданностей и ошибок никто не застрахован. Важно другое: желание творить — то, что движет актером, подгоняет его на верхнюю ступеньку мастерства, а наверху не дает забронзоветь, — это желание есть. Значит конкурс пришелся по назначению.
 
НХТ.  "Малахитовая шкатулка"
 
 
Фото Андрея Голубева

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other