Меню

*****

Фонтан под куполом цирка

03.10.2014 10:57 75 (11787)

Новый аттракцион в честь юбилея

Открытие нового сезона в Челябинском цирке ознаменовалось новой программой и новыми надеждами.
В сентябре в город приехал знаменитый цирк Юрия Никулина, тот самый, что на Цветном бульваре в Москве. Приехал не только с артистами, животными, но еще и с собственными фонтанами! «Шоу Воды, Огня и Света» появилось недавно, а премьера в Челябинске стала символичной: ее сыграли в юбилейный год 95-летия российского цирка.

День рождения круглый год
Правда, официальный день рождения состоялся несколько раньше — в конце лета. Но, как известно, в нашей стране много праздника не бывает. Для начала отметили в Волгограде, отметили необычно и с размахом.
— 26 августа, как раз на день рождения цирка, мы провели кавалькаду — в Волгограде это произошло впервые за последние 30 лет, — рассказывает руководитель проекта, заслуженный артист России Анатолий Сокол. — Пришли 3,5 тысячи зрителей на площадь, приехали цирковые коллективы и студии со всей области, около 200 артистов приняли участие в шествии.
— А в Челябинске почему не сделали кавалькаду? — обиделись местные СМИ.
— Мы бы с удовольствием, так ведь холодно у вас, — поежился Анатолий Олегович.
Вообще, на самом деле цирк гораздо более древний, еще по Киевской Руси кочевали цирковые артисты — скоморохи, а первое здание цирка появилось в 1827 году. Но историю российского цирка начали считать с 1919 года, когда все цирки были национализированы новоявленной советской властью и стали государственными. И на сегодняшний день государство, отказавшись в пользу богатых от многих благ, тем не менее крепко держится не только за РЖД и РАО ЕЭС, но и за цирк.
— Продолжительность циркового сезона 10 месяцев, за это время в общей сложности артисты выдают семь тысяч представлений, — доложил журналистам и.о. директора Челябинского цирка Рихард Илгач.
— А есть в каких-нибудь региональных цирках собственные труппы или работают только московские?
— Дело в том, что цирк работает как конвейер: труппы постоянно передвигаются по стране и артисты набираются на определенную программу. Постоянную труппу имеют всего два цирка — как раз Никулинский и Большой Московский, — поясняет Сокол.

Надежда на президента
В юбилейный для цирка год особенно грустно видеть ободранные кресла нашего цирка, унылые стены, выцветший и поблекший купол. Да, кое-что удается подправить, замазать, подремонтировать, но это проблему не решает.
— Не надо отчаиваться, — успокаивает московский гость. — Президент обещал, что до 2020 года должны отремонтировать все цирки. Я знаю, что и Челябинский должен был закрыться на ремонт, но решили все-таки открыть сезон, уйти позже.
Цирковая проблема для Челябинска больная. В очередной раз интерес к ней вспыхнул не далее как в марте, когда в город приезжал Эдгард Запашный. Тогда руководство обещало журналистам, что ремонт начнется уже летом. Лето прошло, и что?
— Сроки ремонта сместились, поскольку были технические неувязки с проектной организацией, — объясняет Рихард Илгач. — Сейчас проект согласован, проходит экспертизу. В него внесли некоторые изменения: пандусы для инвалидов, лифты. Начало ремонтных работ планируется в 2015 году, объем серьезный: полностью обновить фасад, зрительный зал, заменить коммуникации, обшивку купола.
— Сколько требуется денег и времени, чтобы все привести в порядок?
— Ориентировочно ремонт про-
длится около года, а сумма составит порядка 460 миллионов рублей.
— Когда начнутся ремонтные работы и будет ли цирк функционировать?
— Нет, цирк мы закроем на время, но это произойдет ближе к лету, где-то в мае. Зимой строительные работы проводиться не будут.
Ну что ж, до 2020 года, обозначенного президентом, у нас еще уйма времени, подождем.

Создать праздник
Лучше насладимся новой программой. Вот уж действительно есть что посмотреть. Цирк в Челябинск приезжает регулярно, и в том, что в России самые лучшие артисты, наши зрители убеждались, и не раз. Но в этот приезд публику удалось не только удивить (цирк призван удивлять и поражать), но и восхитить. Изначально, даже в нашем убогом зале, гостям удалось создать атмосферу красочного праздника: роскошный алый занавес нависал над ареной, портьеры прикрыли особо пострадавшие от времени детали интерьера, из колонок звучал знакомый голос Юрия Никулина, а с помощью света невзрачное помещение превратилось в волшебную страну.
Каждый номер — отдельный маленький спектакль и, что интересно, со своим названием: «Кокетка», «Матадор», «Пижоны»… Забавные три толстяка весь вечер на арене то удили рыбу, то проводили кастинг со зрителями и снимали кино. Смешно, а самое главное, совсем не пошло, чем, случается, грешат некоторые забавники. Как водится, маленькие зрители визжали от восторга от обезьяньих ужимок, мартышка с рогами в образе быка — такого еще даже в цирке не было. Карликовые свинки вызвали вторую волну умиления.
— Какие, однако, умные животные, — девочка в очках хлопала с удивлением и восторгом.
Артисты тоже отличились, потому что они все делали не так, как все: жонглировали, но шляпами или, качаясь на хлипкой с виду ленте, прыгали и кувыркались в воздухе, но без лонжи (да чтобы не запутаться в головокружительных пируэтах).
Фокусы сейчас вообще в цирке показывают достаточно редко, а ведь это настоящее чудо. Когда Сокол, как дракон, дыхнул в публику огнем, девчонка-соседка в страхе отшатнулась, а в глазенках так и плясали язычки пламени.
Но гвоздем программы стало красочное шоу фонтанов. Конечно, это, в принципе, уже несколько иной жанр, но зрители были в восторге. Все дружно следили, лизнет ли купол центральная струя, и вытирали мелкий дождик, рассеивающийся от ее щедрот.

Гвоздь программы
— Почему вдруг фонтаны? Как родилась идея? — спрашиваю у автора и вдохновителя аттракциона Анатолия Сокола.
— Я как-то был в Большом Московском цирке, и мне понравился номер, в котором работала Вероника Тесленко. Кстати, она сама родом из Челябинской области, занималась в студии Коркино. Она воздушная гимнастка и сделала потрясающий номер на ремнях и в фонтане воды. Мне очень понравилось, а ночью меня осенило: надо делать фонтаны. И почти год мы потратили на то, чтобы сделать аттракцион.
— Во время представления мы все время гадали, достанет струя до купола или нет…
— Вообще, струя поднимается на 30 метров. Впервые опробовали как раз в Волгограде, четыре года назад. Там высота купола метров восемнадцать. Когда настраивали оборудование, немножко не рассчитали, в результате на несколько раз помыли купол, — смеется Анатолий. — В Челябинске купол значительно выше — 25 метров, но мы сделали струю чуть поменьше — 20 метров.
— В финале вы поднимаетесь на ленте под купол цирка…
— Ой, вы знаете, на самом деле этот номер делает мой сын, но он сейчас в отъезде, и мне пришлось его заменить. Вообще, я жду не дождусь, когда он вернется. Все-таки 100 кило веса, тяжеловато, сами понимаете, — улыбается артист.
В Челябинске цирк пробудет до 19 октября. А дальше отправится в родной город Сокола — Тюмень. На память артист увезет с собой фотографию 1977-го года, на которой его отец, также во время челябинских гастролей, воспоминания о теплом приеме челябинцев, а также о теплых комнатах в цирковой гостинице, которые уже отремонтировал, правда за свой счет, директор нашего цирка.
Что ж, начало новой жизни положено.
 
Фото предоставлено цирком


Заслуженный артист России Анатолий Сокол родом из цирковой династии. Недавно ее представители отметили 100-летие основателя династии. Настоящая фамилия — Садоха, а псевдоним Сокол был придуман для Анатолия его дедушкой. Прабабушка иллюзиониста была придворной артисткой бухарского эмира. Мама, Флора Минина, — потомственная дрессировщица в шестом поколении. Сын Алексей работает вместе с отцом в цирке.


Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other