Меню

Миссия оказалась выполнима

01.10.2014 13:06 74 (11786)


«Представитель» звучит солидно и по-киношному загадочно.
По законам киножанра он непременно должен спасти Галактику или весь мир

Александру Раевскому выпало разгребать проблемы в отдельно взятом Чебаркульском городском округе. А как известно, конкретные земные задачи бывают посложнее космических.

 
 
Напомним, в конце июня глава региона Борис Дубровский подписал распоряжение, которым назначил Александра Раевского представителем губернатора в Чебаркульском городском округе. Чиновнику, обличенному высокими полномочиями, предстояло проделать в короткий промежуток времени большой объем работы. То есть все, что не могли сделать за годы, требовалось осуществить за пару месяцев. В первую очередь организовать устойчивое функционирование ЖКХ и инженерной инфраструктуры, подготовить городской округ к отопительному сезону. И уже по ходу работ пришлось уполномоченному осуществлять контроль за целевым использованием финансовых ресурсов, направляемых муниципалитету из областного бюджета. Но главная задача, по словам Александра Раевского, — преодолеть административный кризис на месте.
Спустя два месяца Александр Раевский рассказал журналистам о результатах «ручного управления» городским округом. Миссия оказалась выполнима.
 
Живая конкретика
— В первую очередь понадобилось наладить коммуникативные связи между исполнительной властью Чебаркульского округа и структурами исполнительной власти региона, — отметил Александр Раевский, — для того чтобы нормально участвовать в областных программах социально-экономического развития. Это была немаловажная задача, потому что, когда достоверно неизвестно, в каком состоянии находится та или иная сфера жизни города, его потребности, принимать управленческие решения очень сложно. На момент моего назначения, по сути дела, была утрачена обратная связь с Чебаркулем. Необходимо было установить связь на всех уровнях. Считаю, что в определенной степени это удалось сделать.
Большое спасибо за конструктив всем региональным структурам, к которым пришлось обращаться, за понимание ситуации. Они достаточно оперативно, конкретно помогали.
Александр Раевский рассказал, как шла подготовка инфраструктуры Чебаркульского городского округа к отопительному сезону. Из областного бюджета на эти цели было выделено 12,4 миллиона рублей. На 2,4 миллиона было приобретено четыре котла для трех котельных в поселке Мисяш и санатории «Каменный цветок». Уже в среду котлы прибудут в Чебаркуль. На монтаж котлового оборудования отводится пять дней. Остальные 10 миллионов рублей потрачены на подготовку и ремонт теплосетей, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций в зимний период. Интересно, что отопительный сезон в этом году смогут начать на 10 дней раньше, чем в прошлом. Уже прошло подключение к теплу объектов соцкультбыта в соответствии с графиком. Жилой фонд войдет в отопительный сезон к 1 октября. А ведь начинать надо было с выяснения собственности. Кому принадлежат теплосети в городе, пытались выяснить долгое время.

Не секрет, что в Чебаркуле очень большая очередь в дошкольные учреждения. А сегодня уже прошли торги, связанные со строительством пристроя к детскому саду № 25. Намечено строительство новых детсадов на участках, которые будут переданы в концессию в регион. Один участок уже передан, по двум другим идут процедуры согласования. Это позволит к концу лета 2015 года снять остроту проблемы с дошкольными учреждениями. Но и сам город Чебаркуль давно нуждается в серьезном обновлении. Чем и занялся представитель губернатора.

— На пяти улицах удалось заменить дорожное покрытие, — докладывает Раевский. — Это достаточно серьезный прорыв в городе. Сегодня работы выполнены на 85 процентов. Пришлось заниматься и другими вопросами. Например, поселок Мисяш. Благодаря поддержке губернатора из областного бюджета выделено шесть миллионов рублей на проектно-сметную документацию для строительства газопровода. Жители Мисяша более 30 лет ставили вопрос о газификации поселка. Думаю, к 2015 году эти проблемы тоже будут решены. Необходимо было найти средства для строительства водовода в поселок Куйбышевский. Частично это удалось сделать.
Раевский отметил, что что-то можно было решить в оперативном порядке. Но есть вопросы, требующие более длительного срока исполнения. Например, межевание земель, которые относились к Министерству обороны. А сегодня на этих территориях находится жилой фонд поселков Каширинский, Елагино, Пятихатка, Каменный Карьер и другие. Во всех ведомствах, причастных к этой проблеме, удалось найти понимание и поддержку. До конца текущего года вопрос по межеванию может быть снят. В ряду долгоиграющих проблем оказалось и энергоснабжение. В этой сфере ситуация такая: идут процессы в арбитражном суде, связанные с передачей объектов энергоснабжения от города в АО «Система». Кажется, все решится в пользу города.
 
Казус власти от выборов

— Александр Алексеевич, получается, что главы администраций, которые выбираются на местах, могут перестать взаимодействовать с областной властью, поскольку их невозможно уволить с работы, притом что они свой муниципалитет не в состоянии развивать?
— Но такая проблема характерна для одного-двух муниципалитетов. К сожалению, это как раз про Чебаркульский городской округ. Это абсолютно неконструктивная позиция с точки зрения, что бюджеты муниципальных образований в основном дотационные. И без вливаний из областного бюджета, естественно, решить проблемы невозможно. Нужно искать конструктивное взаимодействие, а не, как говорят, «щеки дуть от своей важности». В основном у нас главы, которые понимают меру своей ответственности перед жителями, которые их избрали.
— Работа с провалившимися муниципалитетами. С кем легче находить общий язык — с главами-«назначенцами» или «выборниками»?
— Сегодня существует три схемы прихода к власти на местах. Либо глава избирается всенародно, либо глава избирается из состава депутатов, и при этом назначается сити-менеджер, либо глава избирается всенародно, и при этом назначается сити-менеджер. На мой взгляд, оптимальный вариант — когда глава города избирается из состава депутатов, а сити-менеджер — наемный работник, который занимается хозяйством и не увлекается политическими амбициями. Не справившегося со своими обязанностями сити-менеджера можно уволить. Впрочем, и глава города, возглавляющий депутатский корпус, на следующих выборах может быть заменен.
Сегодня ведется планомерная работа по выяснению, какая территория проголосует за ту или иную модель управления. Перед принятием областного закона об этом все предложения будут собраны до 10 октября.
— Александр Алексеевич, сегодня стало известно об обысках у заместителя главы Чебаркульского городского округа Сафонова. Вы слышали об этом?
— Мне известно это. Но в рамках какого дела производились эти следственные мероприятия, я не информирован. К сожалению, сложилась такая ситуация, что следственные действия — не новость для Чебаркуля. Месяц назад проходила выемка документации в администрации городского округа. Проблема кадрового подбора.
— Приходилось ли делить власть с главой администрации Орловым?
— Я действовал в рамках своих полномочий. И только. Глава как мог помогал выполнять мою миссию. Практически городской округ управлялся в ручном режиме. Это экстраординарный случай. Но по-другому действовать было нельзя в этой ситуации. Сейчас, когда задачи решены, губернатор отозвал уполномоченного.
— Отчего там возникла такая неразбериха в хозяйстве?
— В Чебаркуле многие решения принимались спонтанно, особенно в части передачи имущества. Два года подряд работа в городском округе была признана неудовлетворительной. Вроде бы был повод для отстранения от должности главы. Но депутатский корпус в Чебаркуле оказался расколот и такого решения не принял.
— А вы знаете, где сейчас находится глава администрации Орлов?
— Знаю. В отпуске. По непроверенным данным, в Таиланде.
— Чем теперь будете заниматься?
— Вернусь на прежнее место работы в министерстве сельского хозяйства.

Сегодня многие эксперты считают, глав муниципалитетов следует назначать. И вот какие приводят доводы пользу этого мнения:
1. Экономия бюджетных средств (не нужно тратить деньги, которых в условиях бюджетного дефицита и так не хватает, на затратные избирательные кампании).
2. Отсутствие прямых выборов глав муниципалитетов не противоречит российскому законодательству и принципам Европейской хартии местного самоуправления.
3. В России равнозначны схемы избрания главы как на прямых выборах, так и представительным органом местного самоуправления.
4. Прямые выборы глав муниципалитетов не гарантируют избавления от коррупции.
5. Основные полномочия (общее образование, дошкольное образование, здравоохранение, соцзащита, инфраструктура и ТЭР) финансируются из регионального бюджета, хотя формально закреплены за муниципалитетом. При этом система контроля над муниципальными финансами со стороны региона не выстроена.
6. Назначаемость глав повысит управляемость регионом, исключит ситуацию противостояния между губернатором и мэрами, а также ситуацию, когда к власти приходят некомпетентные популисты. Будет выстроена система кадровой работы и кадрового резерва на замещение должностей глав.
7. Администрации муниципальных районов давно перестали быть органами муниципального управления, т. к. на 80% обеспечивают государственные функции.
8. Назначаемость глав поддерживали все предыдущие губернаторы при всей разнице их политических убеждений (Вадим Соловьев назначал всех глав с 1991 по 1996 год. Петр Сумин в одном из интервью сказал: «Я бы не возражал против этого. А то кандидат рисует программу за счет областного бюджета, а потом нам расхлебывать»).