Меню

«Заколдованный» курган

26.09.2014 12:04 73 (11785)


Этим летом археологи ЧелГУ провели раскопки на могильнике «Степное-1», расположенном в Пластовском районе, при древнем укрепленном поселении «Степное». Новые находки имеют большую научную ценность, дополняя наши представления о древнем мире. Зачем это нужно? Чтобы понять, откуда и куда мы движемся. Древние люди тоже об этом размышляли, их мысли об устройстве Вселенной передаются в предметах быта, деталях погребений. Руководитель экспедиции учебно-научного центра ЧелГУ Елена Куприянова приоткрывает нам тайны прошлого.

В древности боялись умерших
— Елена Владиславовна, расскажите, пожалуйста, о месте раскопок.

— Это был очень интересный курган. Во-первых, поражала сама мощность сооружения: мы его копали-копали, а он никак не кончался! Усилий было потрачено безумное количество. Что касается географии — это самое северное поселение Страны городов, северная граница синташтинской культуры (ХХI — ХVIII век до нашей эры) и самый большой могильник эпохи Аркаима, известный на данный момент. Согласно дешифрированию аэрофотоснимков, в этой местности 66 курганов; мы раскопали шесть за несколько лет, работы хватит не на одно поколение.
У нашего кургана сложная история: несколько лет назад его пытались раскапывать разные археологи, но он словно не подпускал к себе. В прошлом году мы увидели грабительский шурф над траншеей и ввели охранные раскопки. Этот курган один из самых больших в могильнике — это мощный комплекс диаметром около 26 метров. Возвышение срыто бульдозером лет двадцать назад.
Мы раскопали очень глубокий круговой ров, напоминающий оборонительное сооружение, и могильные ямы. Глубина рва 1,5 — 2 метра, ширина — почти 4 метра, мощнее аркаимских оборонительных рвов вокруг поселений. Видимо, древние люди боялись захороненных в кургане: ров играет роль символической преграды или границы между миром мертвых и живых. Это свидетельствует о значимости личностей, которые были здесь погребены: столько усилий потрачено на сооружение! Во-первых, насыпь очень высокая, во-вторых — громадный ров, а в-третьих, сами могильные ямы — огромные, до шести метров длиной и три — глубиной.
Скорей всего, здесь похоронена элита общества. Ученые сейчас склоняются к версии, что в могильниках аркаимского времени хоронили только элиту. Чем выше курган, мощнее сооружение, тем важнее статус похороненных личностей.

Колесница в мир иной
— На вашей карте мы видим три большие ямы, какие находки они преподнесли?

— Все эти захоронения — коллективные, и это целые склепы. Скорее всего, они использовались многократно: людей хоронили, потом места погребений грабили — и снова хоронили. Во второй яме захоронены четыре человека, в первой — три, а в третьей кости вперемешку, антропологи позже скажут, сколько было погребенных. Все погребения были безумно интересны и преподнесли немало сюрпризов (хоть и были ранее потревожены в той или иной степени).
Например, яма № 2 представляет собой погребение колесничего. В могильнике синташтинской культуры погребение часто воспринимали как символическую колесницу: либо помещали настоящую колесницу, либо в пол вкапывали колеса, и сама яма символизировала колесницу. Здесь мы обнаружили с одной стороны остатки колес — две полукруглые ямки. Сверху, на перекрытии, лежали головы и ноги нескольких лошадей. В середине, между колесами, лежал мужчина — он возничий. При нем найдены большой камень из яшмы (типа молота или наковальни) и остатки конской упряжи — псалии. Это вообще редкие находки, их десятка два найдено на Южном Зауралье, а у нас в кургане обнаружено сразу десять штук! Все разные: косторезное мастерство у древних было очень хорошо развито. Изготавливали псалии из рога, с отверстиями и шипами, чтобы можно было продеть узду и управлять лошадьми.
Далее, за возничим, найдено стрекало с бронзовым наконечником (оно предназначалось, чтобы погонять лошадей), но деревянная часть не сохранилась. Следом располагались деревянные плахи от кузова символической колесницы, а дальше были ребенок семи-девяти лет, судя по зубам, и женщина. И у ребенка в ногах тоже были псалии, и это удивительно! Обычно у детей погребального инвентаря не бывает, а псалии — это очень статусная вещь, их обычно кладут только взрослым.
У женщины были накостные украшения из клыков животных, два набора. Также мы нашли топор — тесло, на котором сохранилась древняя трава, она обронзовела. Соли меди сохраняют органику, когда что-то находится с ними в контакте. Кроме того, у ребенка был колчан со стрелами (тоже очень интересная находка, я подобной не находила). Каменные и костяные наконечники лежали очень плотно, а древки, видимо, были крашеные: сохранилась красная органика. На каменных наконечниках видна струйчатая ретушь — нужно обладать большим мастерством, чтобы ее нанести, это очень сложная техника.
— Почему украшения из зубов животных, а не из камня, например?
— Видимо, это тоже имело символическое значение: человек, который носил такие клыки, как будто брал себе силу диких животных.

Мы приложили титанические усилия
— Сколько лет предметам, которые мы сейчас держим в руках?

— Более четырех тысяч лет, где-то четыре сто.
— Странно представить, что все это было частью живого существа. Что вы испытываете, прикасаясь к таким вещам?
— Честно говоря, до сих пор испытываешь какой-то трепет. Дело же в деталях: когда находишь отпечаток пальца живого человека на сосуде, или вот такую травку, росшую 4 тысячи лет назад, или деревянную рукоятку от бронзового шила, или тряпочку — они должны бы рассыпаться в пыль! Это поражает…
— А у вас нет мистического ощущения? В прессе писали: вот, потревожили гробницу Тамерлана, хотя старики запрещали, — и началась Великая Отечественная война...
— После этого сезона я готова поверить даже в ерунду: он был без-умным! И курган был каким-то заколдованным. Все шло наперекосяк. Началось с аварии при выезде: один из руководителей попал в ДТП и не смог поехать. Потом люди начали болеть и уезжать, потом — ужасная погода: нас заливало две недели. Мы сидели как на острове или в осаде. Был единственный мой автомобиль, и я поняла однажды, что не смогу привезти воды, потому что на дороге вода — по самые окна.
И дождь не прекращается, и уже все вымокли, и не просушиться, и стало понятно, что лагерь надо снимать, нельзя в такой атмосфере работать. Потом думаю: «Ну как же я брошу? Уже два раза копали. Ни фига, не дождетесь!» Детей отправила в Челябинск, а старший состав, восемь человек, остался. Поселились в деревне — нас добрая селянка пустила в дом — и титаническими усилиями выкопали этот курган! Мы провели там полтора месяца, вернулись в середине августа. Устали страшно, докапывали уже на пределе сил и возможностей. Был большой соблазн бросить: домой хочется, сколько можно мучиться! А однажды у нас украли лопаты: пришли на раскоп — лопат нет! И масса была таких происшествий, мелких и крупных неприятностей…
— Вы не подумали, что есть много сил, которые вам мешают?
— Да, кто-то явно не хотел, чтобы мы раскопали, но мы в итоге их победили.
Редкие находки, новые сюрпризы
— И какие версии? Кто же был здесь похоронен?
— Думаю, во всех ямах захоронены люди, явно между собой связанные. Мы нашли одинаковые украшения, которые до этого ни у кого не находили. Они были, видимо, попарно нашиты на накидки, которые женщины носили поверх волос.
— Вы рассказали о второй яме, а что было в первой?
— Четыре скелета, ритуально разграбленные и разрушенные в верхней части. Древние боялись своих погребенных (считалось, что здесь духи ходят) и лет через пять разрушали скелеты. Это ограбление было не с целью забрать вещи, а с целью нарушить могилу. У одного скелета не было черепа, у другого — части до пояса, у третьего одни ноги остались, у четвертого — одни ступни. Также найдены псалии, украшения, шилья с иглами, наконечники стрел. А в третьей яме мы нашли, кроме разрозненных костей, топор, стрелы и золотые украшения.
Кстати, в яме № 1 найден огромный жертвенник — стена, выложенная костями животных. Мы целый день ее чистили, готовили для фотографирования, отошли на десять минут — а она рухнула! Сохранилась единственная фотография. Там более десяти крупных животных, принесенных в жертву людям. В двух погребениях найдены собаки, это тоже редкость.
— Ваши находки имеют, наверное, большую научную ценность?
— Любой курган аркаимского времени имеет большую ценность, поскольку их очень мало. Не при каждом поселении есть могильник, и очень мало исследованных могильников. Раскопанный курган добавляет очень много информации, интересных деталей. Я уже написала статью по новому типу накостных женских украшений. Раньше мы таких не находили: чтобы амулеты были нашиты сзади на покрывала, а тут — сразу три одинаковых украшения в двух ямах.
— Что дальше?
— А дальше будут работать антропологи и специалисты по костям животных. И по костюму будет много интересных данных. Кстати, золото для эпохи Аркаима — тоже очень большая редкость. Тогда не было массового производства золотых украшений. Люди только придумывали, что можно сделать из этого мягкого металла, находя самородки при добыче меди. А золото местное, пластовское.
Мы по крупицам собираем научную информацию, узнаем дополнительные детали быта, схемы погребального обряда. На мой взгляд, эти три могилы символизируют три страты в обществе: жрецы, воины и производители, но это пока гипотеза.
Это один из самых удачных моих полевых сезонов, не каждому археологу так везет, обычно раскопки гораздо беднее. У нас была задача вскрыть весь культурный слой, и мы всю территорию исследовали полностью.

Они ощущают себя единым целым…
— Среди наших находок есть и керамические сосуды. Орнамент одного из них воспроизводит модель Вселенной: в представлении древних есть нижний мир, средний мир, а сверху — Солнце, это мир богов. И эта часть горшка как раз находилась над огнем…
Вы ближе всех к древности, а если перейти к современности: почему история нас ничему не учит? Вот и события на Украине тому подтверждение…
— У нас преподавание истории поставлено не на должном уровне, и часто ее используют в политических целях. Научная информация игнорируется, берется какая-то концепция — нам сейчас удобно, чтобы было так — и внедряется в массы. Я за то, чтобы до людей доносилась истина, научная информация, и тогда они научатся размышлять и думать. Когда им говорят, как надо думать, они думать не научатся. История должна быть далека от политики и идеологии, безусловно.
Что касается древности — ее тоже нужно максимально очистить от политики. Беда Аркаима в том, что начинает муссироваться, арийский это город или славянский. Говоришь: «Ребята, это же эпоха бронзы! Ни ариев, ни славян еще не было в помине! Это были индоевропейцы, предки практически всех народов! И языков, и религии, и культуры современной не было. Этих людей можно объявить предками всей Европы».
— У вас есть размышления, параллели, связанные с современным миром, с происходящим на евразийском пространстве?
— Вот сколько бы ни говорили, что человек не меняется, я с этим не соглашусь. Все очень сильно меняется, даже осознание и понимание своей этнической принадлежности, национальных вопросов. Сейчас этнологи уже говорят, что такое понятие, как этничность, применимо к новому историческому периоду, когда образовались европейские государства.
А до этого этничность была совершенно иной, начиная с древности, если мы говорим об Аркаиме, и фактически до Средневековья. Что такое этничность того времени? Было осознание единства различных народов, разного происхождения, например Золотая Орда или Древняя Русь. Они объединяли и угорские, и тюркские, и славянские народы — и они осознавали свое родство. На данной территории различные культуры объединились, у них единые цели, они ощущают себя единым целым. И вот эти расовые, культурные признаки в древности не играли роли! Люди были более толерантны, чем сейчас, они различия в культуре воспринимали вполне нормально!
Взять тот же Аркаим. На территории Степного одновременно жили высокоразвитые аркаимские племена и более примитивные люди, поселения в двух километрах друг от друга. Одно —
укрепленное, с обрядностью, воинским сословием, технологией обработки металла, а в другом живут люди, которые чуть ли не в шкурах бегают. И эти племена установили какую-то систему взаимоотношений, давали друг другу скот или металл и, возможно, женились друг на друге. Понятно, что культурных больше уважали, они доминировали, но мы не видим признаков какого-то рабства или следов военных конфликтов…