Меню

Щуки с заповедного озера

26.09.2014 11:25 73 (11785)


Вечером, когда оранжевый блин солнца купался в верхушках вековых сосен, наша бригада въехала на кордон заповедника Большое Миассово. Гравийная дорожка шмыгнула за шлагбаум и, попетляв среди вечнозеленых исполинов, вывела нас на берег залива Инышко, который является своеобразным водоразделом между озерами Малым и Большим Миассово. Едва мы выбрались из авто, как нашему взору открылась удивительная картина: белая дымка клубилась у горных вершин и легкой сединой перемешивалась с синевой неба, а внизу на вечернем солнце сверкала озерная сентябрьская бирюза и граничила холодным контрастом с морем изумрудной тайги. Небо, озеро, горы, тайга — все это напоминало волшебную мозаику, придуманную и сложенную очень талантливым, неземным художником.

Тянет неспроста в заповедные места:
Мое детство босоногое навсегда осталось там…
(Юрий Лоза).
Из двух озер Миассово Малое доступно всем, Большое — только медведям и лосям: заповедник, однако! Мы здесь по приглашению, хоть и с удочками, но не за рыбой. Сегодня «Вечерний Челябинск» здесь, чтобы поведать о сердце нашей природы — заповеднике, который от нашей городской цивилизации чутко хоронится среди тайги и Уральских гор.
Итак, на место мы прибыли. Залив Инышко мирно дремал под осенним бледнеющим солнцем, и только всплески крупной рыбы изредка морщили его спокойные воды. Наши рыбачьи команды, радостно засучив рукава, тут же взялись накачивать лодки, чтобы отснять на камеру вечернюю красотищу, а заодно что-нибудь поймать на уху. Мы же с моим приятелем стали готовиться к ночи: мангал, палатки и прочее. Темнеет здесь быстро, поэтому «сопли развешивать по деревьям» некогда! Вскоре вспыхнул костер, и котелок с водой стал дожидаться ушедших на воду друзей…

— Как думаешь, наши рыбачки что-нибудь привезут? — мариновал сочную свинину Сергей Шохин — большой любитель таежных походов (собственно, по его наводке мы и оказались в этом краю). — Если уха будет, зачем много мяса замачивать?!

— Много — не мало! — подбросил я древесной пищи в костер. — К тому же, кроме Валерки Ледманна, остальные рыбачки — аховые! Им только кузнечиков на лужайке ловить…
Малое Миассово, которое находится возле деревни Верхние Караси, известно всем — благодаря не только пресноводным хищникам (щука, окунь, налим) и почти полному семейству карповых, но и базам отдыха, своими ступеньками сбегающим к самой воде. Противоположный берег — это запретная зона, в которой находится озеро Борауз, также входящее в заповедный озерный состав. Большое Миассово с Малым соединяется широкой протокой, поэтому рыба там та же, разнятся только количество и, разумеется, размер. Еще бы, если ее никто не ловит! Вокруг заповедника в местах доступа к воде — кордоны, остальное — непролазная чаща, так что на запретный водоем без разрешения самостоятельно не попасть.
…Солнце окончательно скатилось за лесистую гору, и с той же горной верхушки сползла чернильная темнота. Вскоре у берега захлюпали весла, и в свете костра появился улыбающийся Ледманн, который держал в руках кукан из нескольких щук.

— Ну что, поварешки, котел для ухи готов? — пристроив добычу на сук дерева, наш кинорежиссер протянул озябшие руки к огню. — К сожалению, съемка у нас быстро закончилась (сел аккумулятор), да и бог с ней, зато вдоволь заповедной ухи поедим…

Хорошо в кругу компашки после первого стакашка, хотя и без него тоже хорошо!
Мангал зря топили — шашлык в горло не шел. Видимо, организм, вкусив здешней атмосферы, мясо на подсознательном уровне отторгал: находимся в заповеднике, поэтому все, что летает и бегает, нужно не кушать, а охранять и беречь. Зато уха, приправленная водочкой и дымком, да еще под пряный аромат нависшей сосновой хвои, за ушами «пищала», как добрая сотня мышей!

Раннее таежное утро холодной рукой выволокло нас с приятелем из походной гостиницы-трейлера, в котором мы обычно перевозим моторную лодку, а заодно и почиваем, когда природные температуры стремятся к нулю. Брр, совсем не жарко, даже черпак в котелке замерз! У наших дружков в спальных мешках тоже оказались «горошины», так что все болотные «принцессы» в лодки усаживались одновременно, предварительно позавтракав и выпив горячего кофе.

Весь мелководный залив Инышко (глубина 2 метра) хоть и не мал, но почти сплошь затянут травой. Однако в дальнем конце есть большие чистины, позволяющие спокойно работать с резиной на джиге или блесной. Именно в этих местах Ледманном была поймана вечерняя рыба — 3 щурогайки под килограмм. Сегодня в наших раскладах — выход в большое озеро (заповедник), но еще слишком темно, поэтому будем пробовать здесь — на мели.

Несмотря на наличие мотора, шли на веслах: очень хотелось согреться. Рыба за ночь тоже «замерзла» — на темной воде не было ни всплеска, ни боя малька. Махнув рукой нашему «Тарантино», расходимся по сторонам и берем курс на дальний залив…

Взмах — и «божья коровка» (желто-оранжевый в горошек «Мэпс» № 4), мягко хлюпнулся в 30 метрах от лодки и, включив свою «ядовитую» лопасть, вращаясь, начал движение в обратном направлении. Эй, «зубы», вы где?
Едва забрезжил рассвет, случился первый удар по
блесне. При хватке мелкая щучешка (800 г) выпрыгнула из воды и, взбудоражив поверхность, ринулась в свои травяные вотчины. «Куды ты, мамаша? Хоть и мелка, но ты наша!». Еще немного — и заповедная рыбешка вместе с пучком водорослей перекочевала из озера в нашу «баржу».

Все поклевки были вприглядку (когда движение вращающейся блесны было видно издалека). Из-за травы приманку приходилось вести у самой поверхности, поэтому озерные хищники, целясь в нее, выскакивали из воды, словно «худые ракеты». Иногда щука промахивалась, но тут же (на этой же проводке) очередную попытку делали ее сестры и братья, и складывалось впечатление, что здесь собрался целый зубастый косяк! Но вот незадача: при частых поклевках куканы особенно не наполнялись, потому как с крупных блесен «ящерицы» сходили, а на мелкие вообще не хотели клевать. Одним словом, «процесс», да и только! Хотя все правильно: на то он и заповедник, чтобы общаться с матушкой-природой.

…На большую воду, в заповедник, мы так и не вышли, потому как там случился какой-то аврал и егеря кордона срочно вызвали по делам. А куда без хозяина? Без него в заповедник никому не попасть. Так что Большое Миассово с зубастыми монстрами, которых не трогали десятилетиями, так и осталось для нас недоступным. Что ж, бывает, что и заряженное ружье не стреляет! Главное, дорожку мы натоптали, а потому пробиться к желаемому заповеднику будет уже попроще. Теперь, похоже, на первый лед…