Меню

ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ПРАВДЫ

26.09.2014 10:44 73 (11785)


Несколько околонаучных мифов, которые очень популярны в кино

Одна из самых громких кинопремьер недавнего времени — «Люси» Люка Бессона — основывается на популярном утверждении о том, что человек использует свой мозг только на 10 процентов. На самом деле это миф — как и многие из «научных» утверждений, на которых основываются голливудские фильмы. Попробуем проанализировать некоторые из них...

 
 
1. Мозги не работают
Вероятнее всего, миф о том, что наш мозг не используется «на полную катушку», возник в результате неправильного понимания исследований американского ученого Уильяма Джеймса, который утверждал, что люди используют свой мозг не полностью. Это утверждение было основано на изучении феноменального молодого человека, чей коэффициент умственного развития «перевалил» за 250. Конечно, по сравнению с таким уникумом любой профессор покажется недоучкой.
Однако впоследствии изучение мозга с помощью современнейших томографов выявило, что полностью неактивных участков там нет. Просто мозг разделен на отделы, каждый из которых занимается своими функциями. Правда, пока никто не знает, какими. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные области мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет единственного центра сознательной деятельности, что наталкивает ученых на мысль о том, что оно является плодом коллективного труда других отделов.

Вдохновляясь идеей «разогнать» человеческий мозг до стопроцентной эффективности, кинематографисты и создают такие картины, как уже упомянутая «Люси», «Области тьмы» (режиссер Нил Бергер), «Газонокосильщик» (режиссер Бретт Леонард). Примечательно, что во всех трех фильмах «запуск мозга» происходит под влиянием некоего химического вещества — этакого нейрометаболического стимулятора.

2. Как-то быстро похолодало
Стоило появиться утверждению, что глобальное потепление может смениться похолоданием, как сценаристы и режиссеры Голливуда тут же приступили к созданию фильмов-катастроф на эту тему. Наиболее известным примером является «Послезавтра» Ролана Эммериха. По воле авторов картины в результате нарушения экологии климат на нашей планете портится стремительно: из верхних слоев атмосферы спускаются массы воздуха, которые превращают в лед все на своем пути. На самом деле температура воздуха в тропосфере составляет от минус 45 до минус 75 градусов, а приближаясь к земле, воздух всегда и неминуемо нагревается.
Тему глобального похолодания также развивают фильмы «Сквозь снег», «Колония» и «Оттепель» (не наша, американская, режиссер Марк Льюис)

3. Лазер режет все
С лазерным оружием в кино все гораздо проще, чем в жизни. Свойства лазеров таковы, что инженерам приходится ломать головы над тем, чтобы увеличить их мощность и при этом обеспечить надежное охлаждение. Потому лазеры используются, например, в промышленности, где от них не требуется попадание в движущийся объект и его мгновенное разрушение. Деталь никуда не убежит и не спрячется, потому на нее можно воздействовать не торопясь. Однако такие неторопливые темпы абсолютно не по нраву кинематографу, в котором лазерные лучи режут все и сразу. Достаточно вспомнить световые мечи джедаев в эпопее «Звездные войны», которые ярко светятся даже днем (в то время как лазерный луч не виден, а для того чтобы создать с ним шоу, надо, например, хорошо надымить). Они легко отсекают руки-ноги роботов, зверей и людей. Как при этом решаются проблемы питания и охлаждения такого мощного оружия, кинематографистов совершенно не интересует.

4. Доисторических животных можно клонировать
Всем почему-то жаль, что вымерли мамонты. Ученые не оставляют надежды клонировать древних мохнатых слонов... Однако пока технология этого не позволяет. А вот в кино гении прикладной биологии сумели клонировать даже динозавров. На этом основаны все фильмы про «Парк Юрского периода». Там много говорится о том, что удалось найти ДНК древних ящеров. Однако период полураспада ДНК составляет примерно 521 год. Полностью ДНК будет разрушена через 6,8 миллиона лет, а не через 65 миллионов, которые отделяют нас от возможности восстановить самое «свежее» поколение динозавров.

5. Человек — это батарейка
Именно люди являются источниками электрического тока для всех машин, которые захватили власть на планете Земля в трилогии «Матрица». Авторы фильма, конечно, знали о том абсолютно научном факте, что человеческий организм, как и любое живое тело, способен генерировать электрический ток. Однако ток этот недостаточно силен для использования в промышленных масштабах. Для того чтобы генерировать ток посильнее, человек должен съедать огромное количество калорийной пищи — между тем заключенные в капсулы люди в «Матрице» не выглядят жирными... Справедливости ради надо сказать, что работы по использованию человеческого электричества уже ведутся: американские ученые, например, намереваются вмонтировать специальные пьезоэлектрические суперконденсаторы в одежду человека. Их цель — улавливать энергию и осуществлять подзарядку гаджетов (мобильных телефонов, пле-
еров и так далее). До внедрения этой технологии в практику дело пока не дошло.

6. Клоны — это наши двойники
Клонирование человека, как известно, запрещено во многих странах. Но в кино это одна из самых популярных тем. Причем часто человек сражается со своим клоном, который абсолютно его копирует — те же движения, те же привычки, те же воспоминания. Однако клонирование — это не «ксерокопирование» человека. На практике клон должен родиться, пройти этапы детства и взросления, причем не в ускоренном, а нормальном темпе. Таким образом, встреча с клоном одного с вами возраста совершенно исключена. В жизни, но не в кино — вспомним, например, фильм «Шестой день» (режиссер Роджер Споттисвуд), в котором Арнольд Щварценеггер сражался с клоном, которым его героя заменили, думая, что он погиб. Впрочем, таких же фильмов снято уже предостаточно, и в них клон выходит из пробирки уже взрослым, со «встроенными» воспоминаниями и опытом «оригинала»...

7. Вирус превращает людей в чудовищ
Еще одна любимая тема кинематографа — заражение неизвестным вирусом. Зловредные микроорганизмы могут быть либо инопланетного происхождения, либо доисторического, либо синтетического. Заражение происходит практически мгновенно, а его результатом становится превращение человека, например, в зомби (кстати, ни одного такого существа в реальности не наблюдалось). Мутация также происходит очень быстро. Но реальные биологические процессы намного сложнее: во-первых, все вирусы достаточно плохо переносят изменения внешних условий. После космического путешествия вирус может или погибнуть, или впасть в спячку. Проснувшись в иной атмосфере, вирус может как минимум 20 минут (!) только изучать встретившиеся ему живые клетки. Не факт, что его «программа» сообразит, как их использовать — это же не компьютер, где заложены разные варианты, а молекула ДНК, сформированная в результате эволюции в определенной среде. Так что быстрое заражение маловероятно. Что же касается мутации, то быстрое превращение бывает только в кино. А теперь вспомним недавнюю «Войну миров Z» и грустные глаза Бреда Питта...