Меню

Культурная пятилетка на старте

24.09.2014 12:31 72 (11784)


Вслед за стратегией экономического развития областные власти озадачились планами по развитию культуры. К слову сказать, за последние несколько лет такое пристальное внимание к культуре проявилось впервые. Впрочем, периодически культурному ведомству перепадало «на бедность», как правило, чтобы залатать дыры или не ударить в грязь лицом перед гостями. но изучением и систематическим планированием решили заняться впервые после благополучно забытых советских пятилеток.

Стратегия развития региона в сфере культуры и туризма до 2020 года нацелена на сохранение и преемственность историко-культурных традиций Южного Урала. Речь идет о развитии профессионального и дополнительного художественного образования и библиотечной системы; поддержке музеев и театров; создании условий для выявления талантливых детей и подростков; сохранении памятников культуры.

 
 
Инициатива исходила от губернатора. Исполнение поручили культурному ведомству. В сентябре стратегия была представлена на обсуждение и даже получила одобрение главы региона. Что же мы получили и что нас ждет в итоге ее реализации?
— На самом деле все это было в советское время — планирование, пятилетки. Сначала мы все это разрушили, а теперь восстанавливаем? — вопрос адресую главе культурного ведомства Алексею Бетехтину.
— На определенном периоде страна шагнула в 1914 год и экономическое развитие началось как бы заново. К чему зарубежные страны пришли давно, мы, преодолев стихийный рынок, к этому только подошли. На самом деле в коммунистическом планировании ничего плохого не было, более того, оно было более передовым, чем капиталистическое, — уверен министр. — Если бы мы продолжали жить при коммунизме, у нас сейчас был бы кукольный театр на 400 посадочных мест, концертные залы на 2,5 тысячи только потому, что так положено по нормативам. Когда началось стихийное развитие, стратегия, планирование в принципе отсутствовали, и сейчас это особо ощутимо в связи с введением санкций, а прежде страна была готова пережить любые трудности.
 
 
 
 
 
 
 
 
Хорошо забытое старое
— Что брали за основу при составлении бизнес-планов в культуре?
— Все эти основы на самом деле давно существуют. Планирование строится на четырех постулатах: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В свое время я работал над стратегией предприятия, преподавал менеджмент, поэтому считаю, что для нашей бюджетной жизни такое планирование наиболее актуально, чем для бизнеса. Бюджет во многом проигрывает коммерции, хотя бы тем, что существует большая регламентация бюджетных средств, штатное расписание. Если сравнить бюджетную концертную организацию и коммерческую — это небо и земля. Бюджетные организации более уязвимы, чем коммерческие.

Музыкант дешевле пьяницы
Главная проблема, которая стала камнем преткновения, — как просчитать культурный эффект? На производстве, в коммерции все понятно: вложил, развил, получил — и сколько, и когда. Как определить экономический показатель и перспективу от того, что ребенок ходит в клуб играть на гармошке, а не пьет пиво во дворе на лавочке? Составление планов новой пятилетки по культуре решили начать с исследований.
— Подобные исследования проводились в 80-х годах еще в институте культуры профессором Цуккерманом. В 2010 году ваш покорный слуга посвятил диссертацию этой теме. Теперь подобную задачу поставил губернатор, и мы, наконец, смогли внести в бюджет дополнительные расходы на проведение исследований, — продолжает министр. — Сейчас они возобновились, порядка тысячи студентов и учащихся школ искусств опрошено. Мы берем и сравниваем как успешные территории, где все с культурой благополучно, так и отсталые в этом отношении. В Увелке, к примеру, последние пять лет десять процентов бюджета систематически направляется на культуру. У нас в документах прописано шесть процентов, но никто этого не делает, а там десять — и добровольно. Глава считает, что лучше вложить в культуру, чем потом тратить на противодействие наркомании, пьянству, преступности и прочему.

Без скидок на бедность
Результатом и стала та самая стратегия, обозначившая вполне конкретный набор задач, которых в культуре немало.
— Ну с культурными проблемами мы все знакомы не понаслышке, вот сейчас их записали в документ, что изменилось?
— Прежде всего, изменился подход к финансированию с точки зрения оценки: раньше мы были просителями, которым давали на бедность. О культуре когда вспоминали? На праздники — тогда она нужна всем. Пару лет назад у нас проходила общероссийская «Весна студенческая», и было очень стыдно, когда участники спрашивали, где, в каком музее мы достали эту технику, к которой они никак не могут подключить свои гаджеты. Теперь губернатор хочет знать, что конкретно можно получить от культуры и искусства и в какие сроки. А получить можно нормальную страну с культурными гражданами. Ведь одного преступника поймать стоит дороже, чем спектакль поставить. Приятно, что Борис Александрович это понимает. Во-вторых, появился смысл нашего существования. И к нам уже относятся иначе, как к ведомству нужному и необходимому.
— В таком случае, если культура так сильно влияет на социальный процесс и вроде как это власти понимают, почему до сих пор нет национальной программы по культуре? Как по развитию здравоохранения, сельского хозяйства?
— Национальный проект по культуре не приняли по той же причине — не смогли нас измерить. В здравоохранении и образовании смогли посчитать дивиденды, а в культуре это невозможно. В свое время, кстати, Челябинск должен был стать тестовой областью как раз по этому вопросу. К нам даже приехали молодые московские экономисты, и мы с ними этот вопрос обсуждали: с количеством все понятно, но как определиться с качеством?

Платить искусству и за искусство
— В стратегии мы прописали, чего мы хотим достичь в разных направлениях, — продолжает Алексей Валерьевич. — Понятно, что хотим мы многого: отремонтировать здания, получить музыкальные инструменты, аппаратуру, поставить новые спектакли, модернизировать библиотеки и прочее, прочее: с 80-х годов прошлого века матчасть в культуре практически не обновлялась. На материальную составляющую обращаем внимание в первую очередь. Я сейчас скажу, может быть, крамольную вещь. Мне кажется, если бы те деньги, которые уже второй год направляются на повышение зарплат, вложили в материальную базу, толку было бы больше. И это не мое мнение: мы встречались с работниками различных учреждений, тех же клубов, и они говорили, что для них сейчас проблема даже праздник устроить, украсить, пригласить людей, потому что денег на это нет! А ведь на таких мероприятиях и можно зарабатывать. С другой стороны, опять же к вопросу о зарплатах. Сейчас у нас почему-то совершенно не принято платить артистам за какие-то поздравления, концертные номера. Вот удивительное дело: на угощение, на стол деньги находятся, а заплатить артистам — денег нет. «Вы нам пригласите какие-нибудь коллективы, пусть споют, спляшут, мы порадуемся» — и такое отношение повсеместно. Я глубоко уверен, что за искусство обязаны платить. Но ведь если главе района что-то стукнет в голову, клубные работники придут, совершенно бесплатно отработают и коллективы приведут, даже детские, а ведь они на самом-то деле работают не для того, чтобы развлекать чиновников.

От слов к делу
В общем и целом стратегия рассчитана на ту же самую пятилетку — до 2020 года. Помимо анализа, задач и механизмов предусмотрены и кое-какие реальные результаты. Например, количество музейных выставок должно увеличиться на 20 процентов, на такой же показатель предположительно вырастет количество их посетителей. Количество реставрируемых музейных экспонатов должно составлять не 133 единицы, как сейчас, а 500. Кроме того, в области появится четыре новых театрально-концертных зала, рассчитанных на 2,5 тысячи мест. А доля детей, охваченных художественным образованием, вырастет до 17 процентов.
— Глава региона вашу работу одобрил, а у вас самого есть какие-то конкретные пожелания?
— По идее надо бы разделить искусство и культуру, — отвечает собеседник. — К культуре относятся библиотеки, кино, самодеятельное творчество, клубы — и это большая часть. А искусство — это уже чисто профессиональная часть, сюда надо включать и дополнительное образование, творческие союзы писателей, художников и прочее. Думаю, что стратегии должны быть несколько разными… Хотя в принципе этот раздел мы пытались обозначить и внутри нашего проекта. Ну и сейчас министерство вплотную занимается разработкой стратегии по туризму, а это уже совершенно отдельная статья.
Итак, планы обозначили, осталось воплотить их в жизнь. Первые результаты, как обещают чиновники, станут заметны через пять лет. Что ж, поживем — увидим.