Меню

Новое качество жизни зависит от ЖКХ

19.09.2014 10:44 35 (247)


Холодная война коммунальщиков и собственников продолжается. На отказ установки счетчиков ресурсоснабжающие организации поднимают стоимость норматива. В ответ собственники устанавливают счетчики и «хитрые» магниты. Вслед инженеры выпускают новейшие антивандальные средства учета. Жители попросту перестают платить. Им перекрывают канализацию. Хозяин дома достает вантуз. Его перестают выпускать за границу. Когда и чем закончится это противостояние, обсуждали в минувший вторник, 16 сентября, участники пресс-конференции «ЖКХ — новое качество. Перспективы развития».

 
 
 
 
Знание — сила
 
— Все права и обязанности собственника и управляющей компании прописаны в утвержденном в 2005 году Жилищном кодексе, — начал Александр Кочерещенко. — И современная ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства является лишь продолжением всех мер по развитию ЖКХ. Все современные нормативно-правовые акты объединяет одна общая идея — на собственников ложится больше ответственности за содержание своего имущества. Это и контроль за всеми мероприятиями, которые проводятся в доме, и выбор управляющей организации, и выбор совета дома, и распоряжение общим имуществом дома: земельным участком, нежилыми помещениями, рекламными местами, и многое другое.
Как отметил уполномоченный по правам потребителей в сфере ЖКХ Анатолий Вершинин, сейчас собственников жилья поставили в такие условия, когда им самим нужно контролировать качество услуг, которые им предоставляет управляющая организация. Однако большинство южноуральцев не имеют для этого достаточно информации и элементарных знаний в данной весьма специфичной сфере. Тем более что даже специалисты в сфере жилищно-коммунального хозяйства тратят годы на познание тонкостей профессии и постоянно совершенствуют свои знания.

— Люди просто не умеют контролировать состояние общедомового имущества и не знают, как это сделать, — констатировал Анатолий Сергеевич. — Кроме того, у многих осталась привычка, что их собственность — лишь квартира. А кровля, подъезд, подвал вроде бы тоже является собственностью, но раз она общая, значит — ничья. И пока люди не поймут, что каждый из них не только отвечает за целый дом, но и оплачивает из своего кармана все его потребности — отношение к своему жилищу не изменится.
К примеру, за последние месяцы собственники должны были определиться, каким способом они будут собирать средства для грядущего проведения капитальных ремонтов. Жители ТСЖ «Медик» большинством голосов выбрали накопление денег на специальном счете.
— К сожалению, пока нет информации, каким образом необходимо создать данный спецсчет, — уточняет управляющая ТСЖ «Медик»
Галина Топычканова. — Но как только она появится, мы начнем собирать средства на капитальный ремонт. И я абсолютно согласна с коллегами, что необходимо повышать грамотность жителей. Часто бывает, что люди смотрят телепрограммы или читают газеты, не до конца понимая то, о чем сказано. И после этого приходят с вопросами и даже претензиями ко мне. Приходится разъяснять каждому специфику работы ЖКХ и тонкости законодательства. При этом люди склонны не верить, не слышать и не слушать всех, кто как-либо относится к жилищно-коммунальному хозяйству, считая, что мы им враги, воруем и ничего не делаем.
Коллег поддержала руководитель управляющей компании «Вариант» Ольга Быховец. По ее мнению, каждому собственнику необходимо доносить всю необходимую информацию. И на любое обращение, будь то в устном или письменном виде, нужно обязательно дать исчерпывающий ответ, либо направить в соответствующую профилю вопроса организацию.
— Если житель обратился к нам с письменным заявлением или через диспетчера, сотрудники обязаны провести дополнительное обследование и выяснить все нюансы проблемы, — рассказала Ольга Павловна. — Так мы находим обоснования для проведения ремонта и планируем свою дальнейшую работу. Если проблема входит в рамки текущего ремонта, управляющая организация полностью берет ее решение на себя. Если необходимы работы капитального характера, то мы уведомляем собственника о стоимости и сроках проведения работ. При этом мы всегда идем навстречу жителю и стараемся урегулировать все вопросы, связанные с решением его проблемы.
Отметим, что под управлением УК «Вариант» находится далеко не самый лакомый кусок челябинской недвижимости. Это почти 90 домов постройки 40 — 60-х годов прошлого века: так называемые сталинки, хрущевки и брежневки, практически все старые дома по улице Российской. И на средства, собранные по графе квитанции «За обслуживание и ремонт», успешно обслуживать дома практически невозможно.
— Мы прекрасно понимали, что далеко не все здания и дворы могли попасть под действовавшие ранее программы капитальных ремонтов. И когда проблема стала очень острой, а денег на ремонт жители еще не успели собрать, у нас просто не осталось выбора. В первый раз мы прибегли к сбору дополнительных средств собственников в 2012 году. Тогда возникло сразу несколько аварийных ситуаций, когда срочно понадобилась замена бойлера и капремонт крыши. Мы составили смету и обратились к собственникам для того, чтобы они сами решили, будут ли они жить без горячей воды и с текущей крышей или смогут собрать деньги на ремонт собственного дома. Мы со своей стороны гарантировали полную прозрачность всех расходов, качество проведения работ, соблюдение всех сроков и возможность проконтролировать лично все ее этапы. Именно такие договорные отношения и обеспечили нам успешное решение всех насущных коммунальных проблем. Наши сотрудники смогли найти взаимопонимание с жителями и разъяснили все нюансы Жилищного кодекса РФ. Самый главный из них заключается в том, что «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества» (статья 30 ЖК РФ). При этом жители сами заинтересованы, чтобы у них как можно быстрее появилась горячая вода или перестала протекать кровля. И когда наши жители начали осознавать, что без их участия дом сам по себе не отремонтируется, — проблемы начали решаться. Только за счет дополнительных средств собственников наша управляющая компания смогла эффективно реализовать необходимые ремонты.
Помогают работе с собственниками недавно созданные советы дома. Они функционируют во всех домах УК «Вариант» согласно 161-й статье Жилищного кодекса. Активисты и просто неравнодушные жители, которых сами собственники выдвинули в качестве ответственных людей, представляющих их интересы, рассказывают соседям, что необходимо сделать, чтобы улучшить их жизнь, доносят информацию от сотрудников управляющей компании, разъясняют тонкости постоянно изменяющегося законодательства доступным языком.
— Нам стало гораздо проще и удобнее работать, — признается Ольга Павловна. — Собрать всех собственников и принять одно верное решение бывает практически невозможно: у людей есть дела, у всех свое мнение. А совету дома люди доверяют и информацию от него воспринимают гораздо лучше. Конечно, все решения жильцов мы выполняем и всегда идем им навстречу.

Ситуация действительно начала меняться благодаря созданию советов многоквартирных домов. Однако многие жители после выбора ответственных граждан отходят от решения проблем в сторону, предоставляя инициаторам самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность перед всеми собственниками. К тому же эта работа сейчас никак не оплачивается, а отнимает много времени и сил.

— Я считаю, что для управленцев на каждом доме необходимо создать особый механизм оплаты труда, — продолжил Анатолий Вершинин. — За их труд должны платить именно собственники, так как он представляет только их интересы. Если управдому будет начислять зарплату управляющая организация, то его решения могут не выражать волю жильцов.
Потребляем, но не платим
Как рассказала Галина Топычканова, ТСЖ «Медик» обслуживает всего один дом, в котором находится 315 квартир. Большинство из жильцов — медицинские работники, часть квартир сдается. И двое из пяти собственников не платят за жилищно-коммунальные ресурсы.

— ТСЖ имеет только обязанности, — возмущена Галина Сергеевна. — Прав у нас никаких! В нашей стране совершенно не работает служба взыскания долгов. Обяжет суд неплательщика вернуть долг, он принесет 100 рублей и опять по полгода не платит.

Управляющая ТСЖ расстраивается не просто так. На создание настоящего оазиса в центре Тракторозаводского района у нее ушло восемь долгих лет кропотливого ежедневного труда. Теперь вся территория дома огорожена со всех сторон от проезда автомобилей. Поэтому ребятня может спокойно рисовать на чистом и ровном асфальте, бегать, играть, кататься на роликах или велосипеде. Да и родители настолько уверены в безопасности своих чад, что зачастую отпускают их гулять без присмотра. За детьми круглосуточно следят десятки видеокамер, расположенных как по периметру дома, так и во дворе, и даже в каждом лифте. Во дворе — отличная детская площадка, красивейшие клумбы, тренажеры, столик для домино, альпийская горка, ночная подсветка. И за все эти удобства жителям не нужно платить дополнительные средства: деньги на замену лампочек, оплату видеонаблюдения, обслуживание шлагбаумов и новую инфраструктуру двора берутся из обычной для всех челябинцев графы квитанции «За обслуживание и ремонт». Но и их товарищество недополучает.

— Долги копятся, взять с жильцов деньги не можем, войти в жилье, естественно, тоже, а поставщикам коммунальных услуг все деньги платим в полном объеме, — продолжает она. — Средства берем из тех, что входят в статью «Содержание и текущий ремонт», которая, кстати, уже три года не индексировалась. А добровольно увеличивать квартплату никто не хочет. И когда нам понадобится экстренный ремонт, например, на заделку массово протекающих в этом году межпанельных швов, то нам может попросту не хватить на него денег.
На это заместитель начальника управления жилищно-коммуналь-ного хозяйства администрации города Челябинска Александр Кочерещенко заметил, что есть разные способы борьбы с неплательщиками. — В целом по Челябинску за жилищно-коммунальные услуги не платят четыре-пять процентов жителей, — рассказал он. — И все управляющие организации, равно как и поставщики энергоресурсов, борются с ними по-разному. Современные технологии при строительстве новых домов уже предусматривают вынос всех стояков на лестничные площадки, что обеспечит в будущем возможность оперативно влиять на должников методом отключения коммунальных ресурсов. Но уже сегодня инженеры придумали новые счетчики для
электроснабжающих организаций. Они автоматически удаленно отключают у неплательщика электроэнергию. МУП «ПОВВ» уже некоторое время применяет технологию перекрытия должнику канализационного слива. Вода в квартиру поступает, а вот только уходить ей некуда. И когда в раковине, ванной и унитазе начинают копиться стоки — должник идет платить.
Однако такой метод не поддержал Анатолий Вершинин. По его мнению, заглушку на канализационном стояке можно удалить обычным вантузом. Также немаловажно, что многие неплательщики являются асоциальными элементами, которым все равно, что у них сточные воды текут на пол. В итоге от антисанитарии страдают не только жильцы, но и их соседи. Анатолий Сергеевич считает, что на такую группу неплательщиков можно влиять только угрозой выселения. А вполне платежеспособные жильцы хорошенько задумаются, стоит ли затягивать с оплатой по счетам, когда их начнут заворачивать в аэропорту при попытке выехать за границу.

— По моим наблюдениям, некоторые должники являются людьми с активной жизненной позицией и любят отдыхать за пределами России, — отметил Анатолий Вершинин. — Поэтому такой метод вполне окажет на них влияние. Но пока это остается только предложением.
Лицензирование не пройдут

С 1 января 2015 все управляющие организации должны получить лицензию на деятельность. Для этого УК необходимо доказать, что подопечные им дома содержатся в соответствии с существующим законодательством, а сотрудникам управляющей компании надо сдать специальный экзамен. Проверкой управляющих компаний и выдачей лицензий займется Государственная жилищная инспекция Челябинской области.

Как отметил Александр Кочерещенко, администрация Челябинска уже составила список из трех сотен хорошо зарекомендовавших себя компаний. Еще порядка 30 УК этот отбор не прошли, но могут заявиться сами. Планируется, что первые лицензии управляющие компании, подтвердившие свою благонадежность, получат уже в мае 2015 года.
В самом конце пресс-конференции Александр Кочерещенко добавил, что отопление во всех домах Челябинска планируется включить уже на следующей неделе.
 
Фото Наиля Фаттахова