Меню

Перева Дятлова — легенда Северного Урала

10.09.2014 14:10 67 (11780)


Председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов — человек незаурядный. И увлечения у него более чем незаурядные. Вот,  к примеру, он уже много лет серьезно увлекается экстремальными видами закаливания и экстремальным туризмом. В минувшие выходные Скворцов вернулся из своей очередной «прогулки». На этот раз в аномальную зону —  на перевал Дятлова. Туда, куда вот уже много лет побаиваются заходить очень многие… И что особенно приятно, Вячеслав Николаевич тут же любезно предоставил нам свои путевые заметки, которые мы и печатаем без сокращения.

 
 
55 лет назад (в феврале 1959 года) на Урале произошло таинственное и трагическое событие — гибель всей экспедиции Игоря Дятлова из девяти человек. «Стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии» — таков был вердикт следственной группы. Это заключение таит в себе больше загадок, чем ответов, и не исключает множества версий, гипотез, предположений.
1. «Паранормальная» — версия о неких причинах паранормального характера, которые вынудили людей покинуть палатку, побросав снаряжение и теплые вещи, что и стало причиной их скорой гибели.
2. «Военная, или техногенная версия» — туристы случайно попали в зону испытаний какого-то нового вида вооружения; могли оказаться в зоне падения ракеты или ее фрагмента.
3. «Шпионская версия» — гибель от рук иностранных диверсантов. Эта версия является одной из самых популярных в российском Интернете. Она основана на гипотезе о так называемой контрольной передаче. Согласно этому предположению, как минимум двое участников группы могли быть сотрудниками советских спецслужб и участвовали в передаче неизвестным «представителям зарубежной разведки» фиктивных радиоактивных материалов из советского ядерного центра «Челябинск-40».
4. «Охотники-манси» — эта версия уже в те дни активно разрабатывалась следственными органами. Имелось предположение, что группа могла погибнуть от рук аборигенов — манси. Для последних окрестности горы являются своего рода священным местом.
5. Рассказы манси о странном существе, обитающем в горах. Сегодня большинство ученых убеждено, что снежный человек не более чем вымысел. Но до сих пор рациональных ответов нет.
* * *
Известно собственное мнение о произошедшей трагедии писательницы Анны Матвеевой из Екатеринбурга, лауреата российских и международных литературных премий: «Этот перевал на Северном Урале назван в память о руководителе погибшей свердловской туристической группы из 9 человек в феврале 1959-го. Туристы отправились в пеший поход на лыжах, отклонились от маршрута и пропали. Тело последнего участника поисковики нашли только в апреле. Причина гибели всей группы до сих пор остается тайной. Спасатели отыскали их бивак. Палатка была в трех местах изнутри распорота ножом, то есть ребята покинули ее не через выход, вероятно, в приступе паники или спасаясь от какой-то угрозы. Останки туристов были найдены в самых разных местах, словно они бросились врассыпную, причем некоторые умчались босиком по снегу. Вскрытие показало, что часть группы (среди них — две женщины) впоследствии попросту замерзла. Но у нескольких человек обнаружились телесные повреждения, будто их били или пытали. Версии о нападении на лагерь беглых заключенных (в округе есть таежные исправительные колонии) или мародеров отметаются: не были тронуты ни ценные вещи, ни деньги, ни продукты. Лично я склоняюсь к предположению, что туристы стали жертвами испытаний какого-то психотропного оружия. Или увидели то, что не предназначалось для посторонних глаз. Косвенное тому подтверждение — вскоре в Москве были уволены несколько видных чиновников комитета госбезопасности. Без объяснения причин».
Последнее мнение — наиболее вероятное объяснение, с моей точки зрения. К тому же до 1989 года, со слов старожилов, рядом с местом трагедии лежали останки ракеты.
 
Навстречу приключениям
Наша группа из четырех человек в августе этого года (2014) съездила на Северный Урал, главной целью было посмотреть красоту дикой природы северного края, которой восхищались многие путешественники.

10 августа выезжаем из Челябинска и доезжаем до города Ивдель, последнего оплота цивилизации. От Челябинска до Ивделя 765 км. Ночуем в гостинице «Ивдель». Утром 11 августа на последней на нашем пути заправке в Ивделе заполняем все имеющиеся емкости — по 250 литров бензина и дизтоплива в каждую машину. И вот стартуем в неизвестность. Расстояния измерялись по компьютерному навигатору. Машины показывают разный результат. Расхождения между разными навигаторами незначительные.

Едем на Вижай. До него от Ивделя 83 км. В Ивделе кончается асфальт, и чем дальше, тем хуже дорога. Вижай производит грустное впечатление. Почти всем путешественникам тех мест известен человек по прозвищу Борода — Иваныч. Рассказы бывшего егеря времен северных лагерей можно слушать часами. Он знает Север из собственного большого опыта.

Поселок Вижай, одно из северных поселений в этом направлении, сгорел за минуты по причине лесного пожара. Жители успели только сами выскочить из домов. В один момент люди потеряли все. От поселка остались только торчащие печные трубы…
 
Дорога от поселка Вижай постепенно превращается в сплошной поток воды. Подряд два дня до нашей поездки в районе Ивделя и перевала Дятлова шли проливные дожди. Дождь непрерывно шел и в первые дни нашей поездки. Ехать становилось все интереснее и веселее.
Появились следы «цивилизации» от лагерей — понятно, что не пионерских.

Встречались десятки развалившихся бараков, бывших «столовых», карцеров. На берегу реки Ушмы пять новых домов редкой народности манси. Многое напоминает о страшном прошлом России. Временами ощущается настроение прострации и пустоты.

Из-за дождей все встречающиеся реки (их на нашем пути девять) резко поднялись в своем течении. Ищем броды, чтобы не провалиться в ямы с водой, едем по сплошной воде и начинаем ощущать, что мы остаемся наедине с тайгой, горами и неизвестностью.
Ближе к перевалу Дятлова дорога становится все более непроезжей: сплошные камни (курумник), вода, корни деревьев, непролазная грязь. (Курумник — хаотичное нагромождение камней, образовавшееся в результате разрушения гор.)

Мест для стоянки до перевала Дятлова практически нет, сплошная густая тайга. Есть небольшие стоянки вдоль реки Лозьвы, так называемая База Ильича. Можно остановиться на ночлег, не доезжая один-два километра до поворота в гору на перевал Дятлова, где встречаются полянки, с которых открывается прекрасная панорама.

Но до этих полянок километры временами непролазной дороги.

Для нас такая поездка была привычной. Участие в подобных путешествиях дает опыт выживания в любой ситуации.
От пос. Вижай до перевала Дятлова мы добрались за два световых дня. Это 103 км бездорожья в одну сторону — бродов, болот, грязи, камней и других прелестей экстрима. Из-за дождя раз пятнадцать вынуждены были вытаскивать машины лебедками. Машины наши — УАЗы с повышенной посадкой, большими колесами, усиленной трансмиссией, лебедками и блокировкой колес. Иногда за час проходили всего несколько метров.
 
Гиблое место
Все было прекрасно, но на самом перевале Дятлова, при всей надежности наших машин, неожиданно у самой проверенной машины ломается, как выяснилось потом, задний мост, его главная зубчатая пара…

На перевале, у памятника дятловцам, встретилась группа парней — пять человек на двух машинах. Нас стало вместе девять человек. Мы пошутили, предложили вместе поставить палатки и остаться на перевале. Встреченные нами ребята отказались от такого предложения. Они стали заводить свои машины, но те почему-то не заводились. Только после нескольких попыток им это удалось. Ребята уехали, мы остались своей командой.
Ставим палатки, ужинаем, ложимся спать. Ночь застала нас на перевале Дятлова. Ничего особенного… Вдруг неожиданно начался сильный ветер. Привязываем палатки к камням, чтобы не сдуло.

Ночь. Ветер стих. Кромешная темнота. Мы засыпаем, но вдруг все как один слышим: рядом с палатками раздается многократно повторяющееся, громкое, дичайшее, душераздирающее рычание, больше похожее на истерический крик. Ничего подобно никто из нас не слышал… Звуки постепенно затихали. Но даже при нашем оптимистическом настроении мы неожиданно испытали ощущение какой-то таинственности, чувство, от которого не заснешь.
Утром мы обсуждали ночные звуки, но определить, какому существу они принадлежат, мы не смогли. Говорили, что это медведь, случайно набредший на машины и палатки и раздраженный увиденным. Потом сами это отрицали, так как звуки были слишком необычные. Но, в общем, все это из приятного. Путешествие без экстрима считается несостоявшимся.

Утро расставило все на свои места. Начался поиск решения по ремонту машины. Бывалые из бывалых спокойно шутят. Есть повод для шуток. У нас есть все вероятные запчасти, в том числе и главная зубчатая пара.

Дружный разбор заднего моста подтвердил диагноз. Все шло своим чередом. При сборке моста выяснилось, что «сжевана» распорная шайба для шестерен. Слава богу, что все предусмотрено. Нашелся выход по изготовлению большой шайбы. От нержавеющей лопаты болгаркой отрезаем полоску стали, сверлим дрелью отверстие, обрезаем резаком по периметру, дорабатываем напильниками периметр и отверстие. Шайба получилась как фабричная. В нашем арсенале предусмотрена возможность походной сварки соединением двух-трех аккумуляторов. Всегда с запасом берем с собой десятки приспособлений для ремонта: генератор, дрель, болгарку, в том числе сверла, электроды, абразивные круги и так далее.
Задний мост собран, машина снова в строю.
Одиночество в горах
Пока мой сын с друзьями ремонтировали машину, я пошел в горы. Компас не работал. Навигатор я не взял, считая, что негде заблудиться. Но гора оправдала свое название. Гора Холатчахль, в переводе с мансийского «Гора мертвецов», «Не ходи туда», цепко хранит свои секреты.
Я непонятно каким образом заблудился. Рация не отвечала. Дикий ветер валил с ног.

Мне повезло. Я встретил группу туристов. Они подсказали мне, что я иду в противоположную сторону от перевала. На перевал Дятлова туристы предпочитают идти пешком, оставляя за 20-30 км свои машины. Славу богу, здоровье не подвело, и я быстрым темпом смог поздно вечером добраться до справедливо ругающих меня друзей, которые к моему возвращению уже отремонтировали машину.

Вторую ночь пришлось ночевать снова на перевале. Но почему-то не было ни ветра, ни страшных звуков. Было впечатление, что перевал принял нас. Мы уснули крепким сном после бессонной ночи. Я искупил свою вину приготовлением вкусного ночного ужина. В путешествия мы берем холодильник и имеем возможность готовить из натуральных продуктов. Берем продукты с большим запасом, так как были непредвиденные случаи, когда неделями приходится искать выход из положения.

Мы продолжали свое путешествие. Спустились за перевал Дятлова. Коварное место для обратного возращения. Если до перевала есть деревья, за которые можно зацепиться лебедкой, то с обратной стороны одни камни с грязью и подъем покруче. Перевал пустит в одну сторону, а обратно может не выпустить. Обратно мы цепляли тросы за камни. Они выворачивались. Мы поняли, что надо брать с собой приспособление типа якоря для того, чтобы цепляться за камни. К счастью, погода стала солнечной. Мы смогли, но с трудом, подняться обратно на перевал.

Вырвавшись из объятий мифического места, поехали по дебрям Северного Урала. Посетили красивейшую гору Чистоп, озеро Ушминское, прекрасную базу рыбаков со строениями неповторимого дизайна из дерева без единого гвоздя. Советую после проливных дождей воздержаться от поездки хотя бы день-два. Около пос. Ушма, когда мы пробирались на Ушминское озеро, переезжая реку Ушму, двигатель у нашей машины оказался под водой. Вышла из строя автомобильная рация, приборы. К счастью, двигатель не заглох от холодной воды. Трамблер и электропроводка к двигателю были обработаны изоляционной жидкостью.
Раньше через реки были мосты, сейчас остались их останки с названиями, такими, как Чертов мостик. Порой вместо дороги приходится пробираться по устью рек.
Об этом можно рассказывать долго. Были и посиделки, обсуждали маршрут, пили чай, и не только. Глядя в таинственное звездное небо, мы шутили, обсуждали увиденное, планировали следующие путешествия. И самое прекрасное — все больше ценили жизнь.

В путешествиях всегда есть место для мыслей и приключений. То УАЗик ложится на бок, тянем лебедкой со страховкой за стойку к дереву. То что-то ломается. То потеряешь дорогу. То теряется связь компьютера со спутниками, что часто бывает на Севере. Но самое главное, ты получаешь новые впечатления от многообразия природы и ее дыхания, от посещения таинственных легендарных мест и понимаешь: если ты идешь, то новый шаг будет более твердым.
Могу сказать, что встречающиеся нам экстремалы из Озерска, Екатеринбурга, Ханты-Мансийского округа, Башкирии и других мест России отличаются крепкой дружбой, взаимовыручкой, жизнерадостностью, смелостью. С такими ребятами можно на край света. Ни один из них не позволит оскорбить человека, оставить после себя мусор, нанести вред природе. Я не видел ни одного экстремала, который позволил бы цеплять трос за дерево без приспособлений для сохранения коры. Любовь к жизни, людям и природе — отличительная черта этих путешественников.
* * *
Родные места встречали нас проливным дождем с грозой. Как сообщили новости, в эту ночь на трассе Екатеринбург — Челябинск были серьезные аварии. Конечно, неприятно видеть, когда автомобиль уходит под фуру со всеми жуткими последствиями. Для себя мы предпочитаем правило: ночью на трассе в дождь надо останавливаться. На этот раз мы сделали исключение, так как до дома оставалось чуть больше 200 км. Мы доехали, но в будущем постараемся соблюдать простые советы поведения на дороге.

После возвращения всегда испытываешь некоторое щемящее чувство бесконечной интересной дороги, встречи с прошлым и прекрасным новым миром. Все больше утверждаешься в мысли: жизнь дана не для дивана…

ХРОНИКА СОБЫТИЙ
 
 
 
Ребята хотели пройтись по лесам и горам Урала
 
 
 
Игорь Дятлов
 
 
 
Начало пути
 
 
 
Обнаружена палатка погибших
 
 
 
Она изрезана изнутри. Снаряжение, обувь, верхняя одежда лежали в палатке.