Меню

Валентина Дудникова: 40 лет в кино и в профессии

05.09.2014 12:01 66 (11779)


— Погодите минутку, сейчас заряжу, и мы побеседуем, — Валентина Михайловна ловко управляется с компьютером. И кто это сказал, что старшему поколению трудно совладать с современными технологиями? Минута — и мы уже пьем чай в небольшой аппаратной кинотеатра «Знамя», где ее хозяйка, Валентина Дудникова, трудится киномехаником еще с 70-х годов прошлого века.

Сделай себя сам
— И где я только не работала, — собеседница помешивает ложкой чай в большой кружке. — Начинала в «Знамени», потом поработала в «Октябре», он тут недалеко был, тоже на Кировке, потом его снесли, — поясняет Валентина Михайловна. — Работала в «Спутнике», «Дзержинце», «Спартаке», даже в школах крутила фильмы — в советское время было и такое. В первом лицее была собственная киноустановка, мы даже целые кинофестивали проводили, концерты иллюстрировали. Потом в другой школе на Северо-Западе, и даже на Мельзаводе. А уже будучи на пенсии, вернулась в «Знамя», — вот так в нескольких фразах уместила всю свою 40-летнюю киношную судьбу.
Рассказывать о себе она не очень любит: «Чего рассказывать-то?» А вот есть чего. Ну хотя бы то, что самостоятельно освоила свою будущую профессию. Работала молоденькая девчонка в кассе кинотеатра «Октябрь», да все в аппаратную бегала.
— Молодые ребята работали и все время там собирались, а мне интересно, и я к ним бегала. Начальник заприметил, оформил ученицей, три месяца посмотрела, подучилась, сдала экзамены и приступила к работе, — разводит руками героиня. — Потом пошла на курсы в 101-е училище, днем училась, вечером — на работу шла. Первую категорию получила уже на автоматике. Прежде-то фильмы заряжали вручную, и мы так радовались: работы стало меньше, а зарплаты выросли.

Секреты знатного киномеханика
Сейчас в «Знамени» значатся три вида разной техники, так вот Валентина Михайловна на всех аппаратах успела поработать и освоить.
— Нынче работать просто в удовольствие, а вот раньше приходилось пленку перематывать самим. Представляете, огромный, многокилометровый, тяжеленный рулон, и его нужно было перематывать вручную! Но, правда, я уже это время не застала, старики рассказывали. С пленкой достаточно поработала. Тоже были свои проблемы, фильм делился на части, каждая длиной по 300 метров, и мы их склеивали в одну.
— Чем клеили, скотчем?
— Эх, — машет рукой Валентина Михайловна. — Мы его звали липкой лентой, и она появилась уже гораздо позже. А клеили ацетоном. Лезвием «Нева» зачищаешь пленку, потом смажешь ацетоном, и быстро надо прижать оба конца. Ничего, склеивается. Это потом уже клейкая лента появилась, да и фильмы стали приходить готовые.
Пару лет назад перешли на «цифру», и почувствовала себя баба Валя опять в роли ученицы: из Москвы приехали молодые ребята, рассказали, показали.
— Потихоньку освоила, — улыбается механик.
— Когда было труднее: в 80-х или сейчас?
— Хм-м, — на секунду задумалась. — Сейчас работа более ответственная, что ли: вовремя включить, не упустить, хотя чисто физически работы, конечно, меньше.
— А в уходе?
— Вообще, за аппаратом ухаживают инженеры, но, конечно, чистить, смазывать — это мы сами умеем. И старый аппарат поддерживаем в рабочем состоянии, хоть и не работает, смазываем, прокручиваем, все равно пару раз в месяц приходится использовать пленку на разных мероприятиях в основном. Вот не так давно как раз одно прошло, так мы три дня готовились — проверяли технику, пленку, освещенность.

«Золотой век» в кинозале
Если о себе Валентина Михайловна говорит неохотно, зато о кино может рассказывать часами, тем более что застала, как она говорит, золотой век этого самого массового искусства. Причем сначала советского, а в 90-е и западного.
— Я застала самый расцвет кино: вовсю шел «Фантомас», «Мушкетеры», «Миллион лет до нашей эры». Посещаемость тогда была колоссальная, билетов не достать, мы ходили на работу как министры: у нас все время выпрашивали лишние билетики. Вы бы видели, какими глазами на нас смотрели зрители! В советское время зарубежных картин было немного, в основном показывали польские, чехословацкие, гэдээровские, западные просачивались нечасто, а уж попасть на американское кино было настоящим событием. «Большие гонки» — ух! Это было что-то! А уж если какой-нибудь аргентинский фильм! Помню, успела посмотреть «Тарзан», он был трофейный, черно-белый, вот счастье-то!
Показ не делали, если народу меньше ползала набиралось. А сейчас? Хотя бы один зритель придет — придется работать.
Сама баба Валя принципиально смотрит все, что показывает. Она из категории самых преданных, но и взыскательных зрителей.
— Очень люблю детективы и фантастику, Голливуд в этом отношении молодец. А вот молодежные фильмы, типа «Американский пирог», не переношу. У американцев же неплохие мелодрамы, французы в свое время делали прекрасные комедии, сейчас французских лент меньше стало. Люблю фильмы Бергмана, «Амаркорд» — до слез хохотала.
— А из артистов кто ходит в любимчиках?
— Терпеть не могу Делона, а Мастроянни ничего, обаятельный, Бельмондо хорош в авантюрных фильмах. Николсона обожаю, Ван Дама не люблю, люблю Брюса Ли. Джеки Чан — вообще без вопросов. Де Ниро — уникальный актер. Из артисток — Сарандон, Джоди Фостер, Джулианна Мур, Найтли неплохая актриса, а вот к Джоли отношусь абсолютно спокойно.

Еще виточек
О советской эпохе Валентина Михайловна вспоминает с ностальгией и по причине как раз всенародной любви к кино.
— Самый дорогой билет в кино на вечерний сеанс стоил 45 копеек, дневной — по 25 копеек за серию, а детские вообще по 10 копеек шли, представляете? Пирожное и то дороже стоило — 22 копейки. Так что детишек полный зал набивался даже утром.
Кино Дудникова «крутила» не только в городе, летом часто выезжали в пионерские лагеря. Определяли очередность и катались по области, благо штаты тогда большие были. Да и лагеря уже были со стационарной установкой, аппарат на месте, нужно было только проверить да подключить.
— В советское время мы очень неплохо зарабатывали — получали рублей по 110, да еще умудрялись подрабатывать, — вздыхает киномеханик.
— Что происходит сейчас? Почему люди перестали ходить в кино? Интерес потеряли? — пытаю с пристрастием.
— Я вам так скажу: интерес к кино не угас, зритель по-прежнему его любит, изменилось отношение. И еще актеры… Хорошие актеры уходят из жизни. Для меня это трагедия, потому что достойной замены-то нет. Папанов, Миронов, Филатов, Быков, Янковский, Евстигнеев — перечислять можно долго.
24 сентября Валентине Михайловне исполнится 60 лет. Пять лет она уже как пенсионерка.
— На покой идти не надумали?
— Зачем? Мне нравится, свою работу я люблю.
Как-то с сыном решили посчитать, сколько же фильмов Валентина Михайловна показала, сколько пленки промотала? Оказалось, что можно несколько раз обмотать весь земной шар.
— Так что еще виточек надо бы закончить, — загадывает желание юбиляр.
Что ж, бог в помощь, как говорится.