Меню

ИГРЫ «НЕНОРМАЛЬНЫХ»

22.02.2007 00:00 33 (10668)
По сигналу мы подбегаем к «маякам» и окружаем их. Затем, обнявшись, стоим две минуты и быстро расходимся. Обнимашки, или «близкий» моб, — такой флэш-моб-акцией горожане встретили День ...
ИГРЫ «НЕНОРМАЛЬНЫХ»

или Флэш-моб в большом городе

По сигналу мы подбегаем к «маякам» и окружаем их. Затем, обнявшись, стоим две минуты и быстро расходимся. Обнимашки, или «близкий» моб, — такой флэш-моб-акцией горожане встретили День святого Валентина. В их числе оказался корреспондент «Вечернего Челябинска». И хотя таинственные мобберы не общаются с прессой, нам удалось разузнать секреты прошлых акций у одного из них.

Обнимашки на Кировке

Ровно в семь вечера мы вышли на четную сторону проспекта Ленина и от улицы Советской направились в сторону «Детского мира». На груди у нас висели мигающие сердечки, и, поскольку уже стемнело, их было видно издалека. Навстречу с разных сторон шли юноши и девушки с точно такими же сердцами. Затем на горизонте мы заметили еще много «горящих» сердец. «Наших» становилось значительно больше. Вдруг появился человек-«маяк» (см. словарь мобберов). Он сунул мне в руки какую-то бумажку и исчез, ничего не объясняя.

Это была инструкция следующего содержания: «…ровно в 19.30, подойдя с разных сторон к пересечению улиц Карла Маркса и Кирова, вы увидите двух обнимающихся «маяков» по середине перекрестка. Как только они будут вами замечены, вы подходите и обнимаете их. Так мы создаем толпу обнимающихся людей. Простояв две минуты, быстро расходимся».

Поначалу обниматься с незнакомцами не очень-то хотелось. Зато когда к «маякам» с разных сторон побежали мобберы, мы невольно последовали их примеру. Спереди, сзади, по краям стояли совершенно неизвестные люди… Это было необычно, непривычно, но очень забавно. Прохожие не понимали, что творилось и чем мы занимались. «О-о-о, а че это они тут делают?» — пробубнил какой-то парень. «Вот ненормальные! — слышался женский голос, — устроили тут …!»

Возможно, кто-то подумал, что это какая-то секта проводит свое собрание. Мобберам этого и надо: чтобы «кузьмичи» (на языке мобберов — случайные прохожие) обратили свое внимание. Хотя в первую очередь участники подобных акций стараются для себя: получают огромный позитив и избавляются от негативных эмоций.

Наполеоны завоевывают мегаполис

Флэш-моб в России появился не так давно: года четыре назад в Москве, а в Челябинске — спустя еще год. Совсем скоро, в марте, челябинские мобберы будут отмечать свое трехлетие. На двухлетний юбилей они водрузили флаг на здании ЮУрГУ. Никакой организации у мобберов нет.

На общероссийском сайте www.flashmob.ru  представлены разные регионы, в том числе и Челябинск. В маленьких городах такого явления пока нет. Флэш-моб — порождение мегаполиса. Жители больших городов, в которых все куда-то постоянно спешат и на каждом шагу подкарауливает стресс, ищут мирные способы выплеснуть накопившуюся негативную энергию.

 На форуме сайта идеи предлагаются, обсуждаются и потом разрабатываются сценарии. Когда сценарий посчитают готовым, его утверждают и рассылают мобберам за 3 — 4 дня до акции.

В рассылке, которую мы получили, нас предупреждали: «не приставайте к мобберам с глупыми вопросами и попытками брать интервью». Действительно, эти люди не любят общаться с прессой и раскрывать свои карты. Тем не менее нам удалось найти одного из них, который согласился рассказать на условиях анонимности, как живет моб в Челябинске. Будем называть его «наш моббер».

Первая челябинская акция флэш-моба называлась «Пультики». С помощью пультов люди пытались переключить большой экран на площади Революции. Такие действия повергали прохожих в шок — тогда о флэш-мобе не было известно ничего. Сначала в акциях участвовало около десяти человек.

Это хоть и маленькая, но уже толпа. Одна из самых массовых акций прошла в 2005 году. Тогда около восьмидесяти человек вышли в треуголках из газеты, с подзорными трубами и стали выкрикивать «Виват Франция!» Так они изображали Наполеона и искали противника.

Флэш-моб происходит от англ. flash — вспышка и mob — толпа. Дословно это переводится как «вспышка толпы», «мгновенная толпа». Люди, сговорившись по Интернету, внезапно появляются, что-то делают и тут же исчезают. Каждая флэш-моб-акция особенна. Чтобы она запомнилась надолго, ее стараются больше не повторять. Идеи, считают мобберы, неисчерпаемы.

— Раньше заранее сообщалось, где будет проходить моб, — рассказывает наш герой. — Об этом узнавала милиция и «пингвины» (люди, специально приходящие просто посмотреть на акцию), что смазывало эффект толпы и внезапности. Теперь, когда есть предмобья, лишние люди отсеиваются.

В акции к Дню влюбленных предмобье длилось 10 минут. Именно в это время мы получили инструкцию и отправились к пункту проведения акции. Вряд ли сотрудник милиции надел бы мигающее сердце для того, чтобы узнать место флэш-моба.

А с ним у мобберов отношения непростые. Раньше служители порядка особенно активно пытались препятствовать проведению различных мобовских акций, но потом сдались. Беспокойство милиции всем участникам понятно: любая толпа должна быть подконтрольна властям. Никто ведь не знает, что эти странные люди придумают делать завтра.

Теперь уже большинству понятно, что мобберы не представляют собой угрозы. Все, что милиционеры могут сделать на флэш-мобе, — это проверить документы. На этот случай паспорта у мобберов всегда при себе — одно из условий участия.

Среди них даже ходит такая шутка: на территории действия моба купюра, вложенная в документ, не являющийся удостоверением личности, не делает его удостоверением личности. При этом на флэш-моб нужно приходить обязательно в трезвом виде.

Все акции выверяются с юридической стороны, и строго соблюдается, чтобы они не нарушали Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и просто спокойствие граждан. Не допускается здесь политическая и рекламная символика. Поэтому поймать моббера за какое-то нарушение трудно. Возможны попытки пресечь действо. Тогда нужно уметь отстоять свое право на подобные акции.

Если бы к нам подошел сотрудник милиции и поинтересовался, чем мы занимаемся, рассуждать надо было примерно так: «Могу я оказаться на Кирова с «мигающим сердцем» на груди? Могу. Откуда я знаю, почему другие их надели? Могу обняться с человеком, пусть не знакомым? Могу, и они тоже могут». Милиции в этот раз не было.

И рассуждения, и паспорт не пригодились. Акция с сердцами, которую придумал некий Tosha (таким ником активист подписывает свои интернет-сообщения), оказалась спокойной, мирной и не очень большой: обнимались около двадцати человек. Среди них были влюбленные пары.
 
Пробег невесты

Мобы бывают разные. Кроме собственно флэш-мобов, устраиваются лонг-мобы, смарт-мобы, арт-мобы.
Лонг-моб может длиться как целый день, так и две недели. Например, однажды в несколько киосков с мороженым люди приходили и спрашивали несуществующий сорт.

А в другой раз две недели подряд мобберы расклеивали плакаты с надписями типа «Человек человеку свет». Над такими словами еще и задумаешься. Каждый писал то, что хотел.
Очень эффектно проходят постановочные акции — смарт-мобы. У всех участников заранее определены роль и задача. Пожалуй, самая нашумевшая сцена — «Сбежавшая невеста».

Невеста в свадебном платье и жених в костюме подходят к Вечному огню, и вдруг невеста пускается в бега. Она несется по Кировке, а за ней — гости в не менее нарядных костюмах. «Марина! Остановись! Куда же ты?» — кричат ей вслед. Тут появляется второй жених и увозит невесту. А вся свадебная процессия проваливается как сквозь землю.

Прямо как в американском кино. А что бы вы подумали, увидев такую сцену? Еще один смарт-моб устроили однажды на вокзале. Инсценировали, будто поездом прибывает суперзвезда. Ее встречают журналисты, пытаясь фотографировать и брать интервью. Затем окружают поклонники. Все герои здесь подставные. Зато такое зрелище собрало вполне реальных зевак. И вдруг — никого, на вокзале закипела обычная жизнь.

Я тебя не знаю, ты меня тоже

Мобберы говорят, что занимаются этим для собственного удовольствия. На самом деле, конечно, интересно наблюдать, как отреагируют на необычные действия случайные прохожие. А реагируют они по-разному: кто-то входит в ступор и молчит, кто-то старается понять, что происходит. А когда люди спрашивают участников акции, что они делают, истинный моббер всегда проходит мимо, ничего не ответив. Объяснять свои действия нельзя ни зевакам, ни журналистам, ни милиции. Когда начинается акция, мобберы отключаются от всего мира.

 Мобберы — это совершенно разные люди: представители молодежных субкультур, политических движений, музыканты. Мне встретился даже один скинхед. Говорят, он ни разу еще не проявил своей агрессии на акциях. Возраст участников колеблется от четырнадцати до двадцати семи лет.

Иногда мобберы приводят своих детей, и те участвуют в акциях наравне со взрослыми. Основным костяком группы являются студенты. Состав мобберов постоянно меняется: одни уходят, приходят другие. В реальной жизни между собой флэш-мобберы не общаются, только по Интернету.

Правда, многие знают друг друга и встречаются, но на акциях этого показывать нельзя. Здесь все будто чужие друг другу люди. В Москве иногда устраиваются послемобья: все заходят в какое-нибудь кафе и обсуждают прошедшую акцию. Челябинские мобберы считают, что такого не должно быть. Когда люди знакомятся, исчезает неожиданность и неизвестность.

Излюбленных мест для акций нет. Обычно флэш-акции проходят в центре, в местах массового скопления людей, например на проспекте Ленина или на Кировке. Там всегда видна максимальная отдача для моба. Пробовали проводить акции на Северо-Западе. Эффект превзошел ожидания, когда на остановке люди начали плясать брейк-данс, рок-н-ролл и другие танцы под музыку, играющую из авто. Машина уехала, и толпа испарилась.

Раньше флэш-мобы проводились в Челябинске довольно часто — два раза в неделю. Но сценарии не успевали дорабатывать, и иногда акции проходили не так, как хотелось. Теперь нет определенной периодичности: мобы проводятся то раз, то два-три раза в месяц.

— А вы придете на следующий моб? — спрашивает меня моббер, рассказавший о челябинских акциях.
— Конечно, приду, — отвечаю я.
— Только все, что я могу сделать, увидев вас, — подмигнуть, — говорит он.


Откуда пришла идея

Первые описания акций, похожих на флэш-моб, встречаются в книгах фантаста Ларри Нивена, которые вышли еще в 60-х годах прошлого века. Именно ему принадлежит идея собирать людей вместе.

Тогда же радиоведущий Жан Шеферд попросил своих слушателей собраться в определенном месте в заданное время — это был прообраз флэш-моба.
Нью-Йорк — родина флэш-моба. Именно там в мае 2003 года некий Bill отправил 50 электронных писем своим знакомым и попросил их собраться в одном из бутиков Мантхэттена.

Полиция помешала проведению акции. В июне того же года более 100 человек окружили восточный ковер в магазине Macy's и стали уверять продавцов, что им срочно требуется «любовный ковер» (love rug) за 10 тысяч долларов для их «общины». После этого случая «мгновенные толпы» стали появляться в различных уголках мира чуть ли не каждый день.

Сравнительно быстро флэш-моб докатился до России. 16 августа 2003 года прошло сразу несколько акций. В Питере на Московском вокзале в 17.00 несколько десятков человек с бумажными табличками встречали одну женщину, прибывающую поездом № 62. Надписи на табличках гласили: «Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков».

А в Москве, на Ленинградском вокзале в 17.20  группа людей, в два раза меньшая, встречала человека по имени NzR178qWe из Петербурга.
Современный социолог Говард Рейнгольд в своей книге «Умная толпа: следующая социальная революция» предрекает следующую социальную революцию, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать в ближайшие десять лет радикальное воздействие, как положительное, так и разрушительное, на все области деятельности человеческого сообщества.

По его мнению, флэш-моб является не просто причудой времяпрепровождения, но демонстрацией «способности группы людей организовать прямое коллективное действие, которое они не были в состоянии осуществить ранее, до появления комбинации Интернета и мобильного телефона».


Словарь мобберов

FlashMob (ФМ) (англ. — мгновенная толпа) — собрание большой группы людей в заранее определенном месте и в заданное время. При этом участники акции в течение короткого периода времени выполняют одинаковые действия.

Моббер — человек, участвующий во FlashMob-акции

Маяк — человек или предмет, по сигналу которого начинается акция.

Пингвин — человек, который специально приходит посмотреть на акцию, но не участвует в ней.

Кузьмич — случайный прохожий.

Сценарий — идея и план проведения FlashMob-акции.

Инструкция — дополнение к сценарию, содержащее точное время и место проведения акции, а также другую подробную информацию.

Лонг-моб — продолжительный моб, каждый участник которого может совершать действия практически в любое удобное для него время.

Смарт-моб — постановочный моб.


Ольга ЗОЛОТЫХ. Фото автора.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»