Меню

Танцоры разыграли «Бедную Настю»

10.01.2007 00:00 2 (10637)
В рождественский вечер весь высший свет страны съехался в Челябинск. ДК ЧТПЗ на несколько часов превратился в Зимний дворец. Академия танцев балетмейстера Маркуса впервые давала не просто танцевальный вечер, а исторический бал по эпохе Николая I.
Танцоры разыграли «Бедную Настю»


В рождественский вечер весь высший свет страны съехался в Челябинск. ДК ЧТПЗ на несколько часов превратился в Зимний дворец. Академия танцев балетмейстера Маркуса впервые давала не просто танцевальный вечер, а исторический бал по эпохе Николая I.

Грациозные дамы и кавалеры будто вышли из книг и кинофильмов. Что ни герой, то известная личность:  Николай I, жандарм Бенкендорф, граф Чернышев... В основу взаимоотношений героев был положен сериал «Бедная Настя».
В дамской комнате шли торопливые приготовления к балу. Мелькали белые перчатки, кружевные чулки, корсеты, кринолин. «Ах, какое прелестное платье!» — хвалили друг друга барышни, закалывая локоны и зашнуровывая корсеты. Чувствовалось легкое волнение в ожидании бала. Тем временем по зале прогуливался его императорское величество Николай I. Эту роль доверили системному администратору из Екатеринбурга Вадиму Гаврилову. У него есть все николаевские черты: усы, бакенбарды и царская стать. Императорский мундир сшила жена. Готовясь к балу, «царь» изучил материалы о себе.
— Мне было важно представить полный психологический портрет, а не тот однобокий, с которым я знаком по советским учебникам, — отметил он.
В освещенную залу величественно входили дамы и кавалеры. Пышные платья всевозможных цветов и фасонов, веера, ридикюли, мундиры с эполетами, фраки — все смешалось в одну блестящую процессию. На лицах гостей — восторженные улыбки, блеск в глазах. Публике объявили: вальс «Венский». Заиграли музыканты, и пары закружились в танце. Сотрудница Академии танцев балетмейстера Маркуса, где преподают исторические танцы, Татьяна Трошкина взяла на себя все хлопоты по организации вечера. Императорский бал задумывался как игровой. Здесь каждый участник представлял личность первой половины XIX века. 
— Игра дала толчок для светских бесед, интриг, признаний в любви и измен. Танцы стали наполняться смыслом, — говорит Татьяна о рождественском бале.
Сама Татьяна предстала незаконнорожденной немецкой принцессой Мари, которая приехала для знакомства с цесаревичем Александром в самый пышный двор Европы и оказалась в центре страстей. Она много танцевала с Александром. Он же заигрывал с Ольгой Калиновской, своей фавориткой. Они несколько раз прерывали свой танец и убегали в укромный уголок дворца.
На бал съехалось человек семьдесят из разных городов России: Москвы, Екатеринбурга, Иркутска, Уфы, Челябинска и области. Сразу оговаривалось: бал элитарный — для тех, кто умеет и хочет танцевать и общаться, у кого есть платья эпохи «малый кринолин» для дам  и «бидермейер» для кавалеров. Чаще всего танцоры шьют наряды своими руками — самый дешевый и практичный способ. Кто-то заказывает их у знакомых мастериц, кто-то берет напрокат в театрах.
Ольгу Калиновскую сыграла москвичка Татьяна Жевинева. Она восемь лет занимается историческими танцами. Говорит, что «многие московские балы  страдают от эффекта масштаба: танцевать лезут все». В Челябинске же, по ее словам, большинство танцуют хорошо. Константина Андрейченко, играющего роль цесаревича, родители-балетмейстеры с самого детства учили танцам. В рождественский вечер ему не могла отказать ни одна дама. Марии Бациенко также не давали присесть: кавалеры  один за другим приглашали ее. Она была дочерью императора. От танцев слегка кружилась голова, раскраснелись щеки — бал ведь длился четыре с половиной часа. В списке 37 танцев! Это польки, вальсы, контрдансы, кадрили...
— В кринолине очень неудобно танцевать, — пожаловалась нам француженка мадам Жюли Лессаж, в реальной жизни Юлия из Магнитогорска. Тем не менее весь вечер она провела в танце.
К середине бала в разных концах залы сформировались кружки, в которых велись светские беседы.
— Вот это польский посол, видите? —говорила одна графиня другой. Та загадочно кивала в ответ.
— Как хороша! Прелесть! — слышалось в кругу кавалеров. Кто-то даже пытался картавить на французский манер.
Гости плясали, сходились в кружки и расходились, кланялись, делали реверансы, пытаясь восстановить этикет XIX века.
— И все же у нас никогда не получится полностью реконструировать то время. Мы лишь попытались сжать жизнь людей того века до нескольких часов, — говорит организатор бала, руководитель академии танцев Татьяна Трошкина.
Уметь двигаться на балу недостаточно. Преподаватели исторических танцев говорят, что не менее важны отношения, которые возникают между людьми.
— Раньше в танце знакомились, улыбались,  флиртовали. В танце на глазах у всех кавалер мог поцеловать девушку, что вне танца посчиталось бы оскорблением, — рассказывает Ольга  Трошкина.
Этот бал, отражающий жизнь XIX века, по замыслу организаторов внутренне должен быть интересен людям XXI века. Иначе танцевать будут механические куклы, красиво, но без души. Вот только кавалеров, как всегда,  на всех дам не хватило.
—  Это проблема всех эпох, — смеется Татьяна-Мари.
Чтобы хоть как-то поправить положение, организаторы применили маркетинговый ход: для пары, пришедшей вместе, взнос не 150 рублей с каждого, а 200 за двоих. Еще один выход — танцы на троих: в центре — кавалер, дамы — по краям. Натанцевавшись и  пообщавшись вдоволь, гости стали расходиться. Из позапрошлого века немного грустно возвращаться в реальность. Но и здесь есть чем заняться: например, выучить полонез или сшить новое платье.

Ольга ЗОЛОТЫХ
Фото автора