Меню

*****

История и тайны Уйского собора

28.08.2014 16:19 65 (11777)

В 1969 году решением городского исполнительного комитета здание Свято-Троицкого собора (Троицк) было взято под охрану государства как памятник архитектуры.
С 1974 года храм получил статус памятника федерального (общероссийского) значения.

В этом году одна из главных достопримечательностей города Троицка, оплот православия на южных границах Российской империи, красивейший Свято-Троицкий собор, прозванный в народе Уйским, отмечает свое 260-летие.

Тайн, загадок, своих собственных историй у этого храма, как и у каждого другого в таком уважаемом возрасте, хоть отбавляй!
1743 год — в день праздника Троицы, 22 мая, оренбургским генерал-губернатором И.И. Неплюевым на берегу реки Уй, на границе с киргизской степью была заложена Троицкая церковь.

Первое время в казачьей цитадели действовала походная полотняная церковь.
По рассказам, такая палатка стояла на Соборной улице... В 1861 — 1864 годах место, где стояла палатка, не было застроено и принадлежало уездному училищу. В 1898 году на сем месте отстроено прекрасное здание для трехклассного городского училища.
Полотняную церковь вскоре сменила деревянная.

Возле этой церкви разместились первые захоронения военного гарнизона.
1754 год — началось строительство однопрестольной церкви, первого каменного здания в деревянной крепости, нынешнего Свято-Троицкого собора, тогда еще остававшегося без колокольни. В закладке храма принял участие генерал-губернатор Иван Иванович Неплюев, про которого можно сказать — «наше все» в Троицке XVIII века.

В «Оренбургской истории» географ и краевед XVIII века Петр Рычков рассказал о двух церквях Троицкой крепости:
«Одна соборная каменная во имя Святой Троицы, о пяти главах и немалого пространства, другая старая деревянная во имя то ж». Скорее всего, деревянный храм отапливался и был «зимним», а каменный был холодным, и службы в нем проводились только в теплое время года. Этим и объясняется то, что в одном населенном пункте одновременно существовали две церкви с одинаковым названием.
Троицкая крепость была важным стратегическим пунктом на пути освоения Российской империей новых территорий на востоке, а Свято-Троицкий собор, соответственно, взял на себя роль православного «миссионера».

Зодчие, возводившие собор, стремились создать сооружение необыкновенное, поражающее своим великолепием. Говоря современным языком, «слоган» той великой стройки был следующий: «к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению града...»
 
 
 
* * *

1774 год — осада и захват крепости пугачевцами; по счастью, Уйский собор никоим образом не пострадал от мятежников.
1775 год — рядом с каменной церковью, как можно предположить, на месте старой деревянной был возведен деревянный двухэтажный храм с колокольней. Его престолы в нижнем этаже освятили в честь успения Божией Матери, а вверху — во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
1784 год — Троицкая крепость становится уездным городом, и под своды Свято-Троицкой церкви во время службы уже не вмещались все желающие. Город нуждался в более обширном и величественном культовом здании. В Санкт-Петербурге принимается решение построить новый меновой двор с каменной таможней и воздвигнуть новый каменный храм. Но «на местах» решают, что вместо этого нужно расширить старый каменный собор.
1823 (или 1825) год — к Свято-Троицкому собору были пристроены два придела — во имя Успения Божией Матери и во имя святителя Николая — и колокольня, которую воздвигли в традициях провинциального классицизма. Ее высота — 41 метр, и она до сих пор хорошо видна издалека. Деревянную церковь разобрали и… употребили на обжиг кирпича для каменных упомянутых построек, что в то время было распространенной практикой.
1829 год — удар молнии опалил церковь.
1842 год — соборный священник Василий Лавровский рассказывает в своих записях о страшном пожаре, который произошел в Троицке в 1842 году и нанес урон Свято-Троицкому собору:
«…уничтожено до 300 домов. Все деревянное на колокольне и внутри ея сгорело; колокола попадали. Малые колокола растопились; из них уцелел один; у большаго колокола вытопился край. Крыша на церкви паперти сгорела. Куполы и своды были обнажены. Внутри самого храма сгорели хоры. При страхе, спасая деревянныя украшения церкви, изломали иконостас».
На восстановление храма ушел год. В это время богослужения отправлялись в отделении военных кантонистов. Позже Уйский собор был отстроен в своем прежнем великолепии.
* * *

Постепенно собор принимает современный вид, который приводил в восхищение своим величием и изяществом.
Храм значительно увеличился в объеме. Трапезная часть по фасаду увеличилась на два оконных проема. Перед собором появляется ограда, сложенная из камней. Форма храма остается барочной, а декор фасадов приобретает черты классического стиля. Это придало зданию «деловой» вид и демонстрировало тем самым стабильность, силу и мощь Российского государства.
Все городские и окрестные церкви, в том числе и Казанская монастырская, сначала были приписными к собору, но со временем большая часть из них становились самостоятельными. Не только городское духовенство, но и многие священники Троицкого уезда какое-то время были в составе причта Уйского собора.
Есть предположение, что реконструкция собора выполнена в мастерских итальянского архитектора и инженера Доменико Трезини его учениками. Сие не доказано и покрыто завесой тайны, но даже наличие таких предположений уже указывает на государственную значимость Свято-Троицкого собора.
1867 год — священник Николай Шмотин писал, что внутри храма, по правую и левую сторону от паперти, помещены приделы, которые между собой соединяются как бы аркою, оставляя пространный вход в самый собор.
Далее цитата из записок священника: «Иконостасы приделов — по белому фону с позолотой на полимент, иконы в них расположены симметрично, написаны искусно и украшены прилично; не менее того хорошо устройство и царских врат, а именно под сенью, во внутрь алтарей. Упомянув, что своды и стены паперти окрашены на масле, а убранство заметно здесь во всем даже до малейшей вещи, последуем теперь в самый собор. Пять фонарей его, из коих главный с пролетом и освещен четырьмя окнами, поддерживают четыре массивные колонны под мрамор легкого оттенка, но очень натурального, в соответственность бледноватому цвету или мату, которым покрыты все остальные части храма, с бело-голубыми разводами на арках и иными по местам необходимыми с разрисовкою тенями».
1891 год — троичане и приезжие встречали своего будущего императора Николая Александровича, который, естественно, не преминул посетить центральный храм города.
1913 год — при соборе действовали три приходских училища, два городских, Александровское женское училище и церковно-приходская школа.

* * *

Сохранилось много документов советского периода, касающихся закрытия, а потом возвращения верующим и реставрации Свято-Троицкого собора.
1930 год — в молодой социалистической республике разворачивается кампания по снятию колоколов: бурно развивающаяся промышленность остро нуждалась в цветном металле.
Комиссия из представителей горсовета, окрстрой-контроля, милиции, верующих составила акт в том, что «состояние здания угрожает общественной безопасности перегруженностью колоколами... немедленно закрыть здание церкви и снять колокола». Впрочем, в этом же году религиозное общество верующих Уйского собора вновь зарегистрировано в окрадмотделе (окружном административном отделе), то есть в храме «теплится жизнь».
1932 год — по постановлению президиума Троицкого райисполкома на колокольне собора был оставлен один небольшой колокол из восьми, остальные были сданы и отправлены на переплавку.
1933 год — президиум Троицкого совета своим постановлением запрещает колокольный звон в городе и районе и понуждает снять оставшиеся колокола, в том числе и в Свято-Троицком соборе.
1935 год — как и ранее, в православных храмах изымается богослужебная утварь из серебра и золота: иконные ризы, оклады с евангелий, чаши и проч. Описи фиксируют сданные предметы из Свято-Троицкого собора, Михайловской и Александро-Невской церквей.
1940 год — исполком горсовета депутатов трудящихся, рассмотрев ходатайства общих собраний рабочих и служащих Троицка о закрытии собора, решил удовлетворить их просьбу и просил это решение утвердить районным и областным советами.
1942 год — в информации горисполкома
«О состоянии в г. Троицке учреждений религиозных культов» значится, что Свято-Троицкий собор по «ходатайству трудящихся закрыт постановлением Уралоблсовета, указанием Наркомпроса ввиду исторической древности — запроектирован для историко-краеведческого музея».
Склад кожсырья, строительная контора, общежитие рабочих-строителей, студенческое общежитие Троицкого зооветеринарного техникума, спортивный зал, котельная… Чего только не было в божьей обители в разные годы при советской власти. Кстати, для того, чтобы разместить в общежитии больше комнат, здание церкви разделили на два этажа.
1969 год — городской исполнительный комитет своим решением придал зданию Свято-Троицкого собора статус памятника архитектуры, и, что называется, оно было взято под охрану государством.
1974 год — собор сильно пострадал от пожара, над центральным объемом остался лишь один барабан без купола (остальные барабаны, главки трапезной и алтаря разрушены в предыдущие годы). В это же время собор объявляется памятником федерального (общероссийского) значения.
1997 год — храм, находящийся в аварийном состоянии, был возвращен верующим, начались восстановительные работы.
1998 год — состоялось освящение Свято-Троицкого собора, и теперь знакомство с городом начинается именно с этой достопримечательности. Церковь посвящена Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице.

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other