Меню

КТО ДОВОЛЕН СВОИМ НОСОМ

23.11.2006 00:00 221 (10609)
Обыватели с интересом наблюдают за метаморфозами внешности наших звезд, расцветающих на глазах. Не так давно народ обсуждал преображение Кристины Орбакайте — певица укоротила нос. Питерские хирурги оперировали сломанный нос Аврааму Руссо. Впрочем, сейчас изменить форму носа можно не только в столице.
КТО ДОВОЛЕН СВОИМ НОСОМ


КАК ИЗ «БУЛЬБОЧКИ» СДЕЛАТЬ ГРЕЧЕСКОГО КРАСАВЦА

Признайтесь, довольны ли вы своей внешностью? Конечно, при желании недостатки можно найти всегда. Одним не нравятся уши-лопушки, других не устраивают слишком маленькие глаза, но больше всего достается, пожалуй, носу. Его не скроешь под слоем косметики, не спрячешь под одеждой, не исправишь с помощью фитнеса. Между тем пластическая хирургия, которая в последние годы в нашей стране бурно развивается, способна творить чудеса. Обыватели с интересом наблюдают за метаморфозами внешности наших звезд, расцветающих на глазах. Не так давно народ обсуждал преображение Кристины Орбакайте — певица укоротила нос. Питерские хирурги оперировали сломанный нос Аврааму Руссо. Впрочем, сейчас изменить форму носа можно не только в столице.

Рубрику ведет Наталья ФИРСАНОВА

Новый профиль за три часа

Ринопластику (пластическую операцию по изменению формы носа) делают в лор-отделении челябинской городской больницы № 1. Здесь врач-отоларинголог Александр Барбакадзе познакомил меня со своей пациенткой — студенткой медицинского вуза. Она находилась на операционном столе целых три часа. Как объяснил доктор, ей провели эстетическую операцию: сгладили горбинку, сделали тоньше кончик носа. Кроме того, поправили искривленную носовую перегородку, поскольку из-за этого дефекта было нарушено носовое дыхание. С момента операции прошло два часа. В палате лежала укутанная одеялом девушка с повязкой на носу и двумя тампонами в ноздрях. Дышать приходится пока через рот. Но это неудобство временное, через два-три дня тампоны уберут, а вот с повязкой придется походить одну-две недели.

— Как чувствуете себя? — интересуется Александр Тариэлович.
— Небольшая тяжесть в области носа, жжение, но терпеть можно, — пытается улыбнуться девушка.
— Можете уже пить кипяченую воду, а вечером сходите в столовую покушать. Главное — воздерживайтесь от кислых напитков: они раздражают желудок, а в сочетании с лекарствами могут вызвать рвоту, — наставляет врач и, заметив на тумбочке пациентки «Пиковит», добавляет. — А вот от витаминов пока лучше отказаться. В сочетании с другими препаратами они могут осложнить лечение.
— Не боялись идти на операцию? — полюбопытствовала я.
— Страшновато было. Но доктор очень хороший. Я ему доверяю.

Немецкая школа

Александр Барбакадзе с детства любил лечить птиц, собак. Мечтал работать биологом или ветеринаром. Но после школы решил стать врачом и поступил в Челябинскую медицинскую академию. В 1998 году пришел в лор-отделение ГКБ № 1.
— В нашем отделении делали реконструктивные операции, — рассказывает Александр Тариэлович. — Например, возвращали на место смещенную во время травмы спинку носа.

Ведь на искалеченный орган всегда обращают внимание, а человек с такой проблемой комплексует. Кроме того, наружные деформации иногда сопровождаются резким нарушением носового дыхания. Мы могли его восстановить. Помню своего первого пациента, которого пришлось оперировать. От многочисленных травм нос у него был смещен так, что спинка съехала набок, под глаз. Спрашиваем: «Сколько раз травмировал нос?» Отвечает: «Я не помню». «Чем били?» — «Я не помню». Скорее всего, это результат выяснения отношений в нетрезвом виде. Мужчина обратился в больницу, поскольку уже не мог дышать через нос. Но мы заодно сделали реконструктивную операцию — вернули «страдальца» на прежнее место. Бесплатно.

Врач Барбакадзе с благодарностью вспоминает своего наставника Дмитрия Николаевича Голышева (он заведовал отделением), который передал своему ученику опыт, знания и библиотеку научных книг. Но Александр пошел дальше — к пластической хирургии. Самостоятельно изучал теоретические труды по этим вопросам, практиковался на трупном материале, прослушал цикл лекций по пластической хирургии на кафедре лор-болезней в Новокузнецке. Два года назад на конференции в Москве он познакомился с Вольфгангом Губишем — профессором из Германии, директором отделения лицевой и пластической хирургии госпиталя Святой Девы Марии в Штутгарте. Челябинский врач рассказал ему о своих проблемах и получил приглашение в госпиталь на стажировку.

— В 2005 году я поехал на две недели в Штутгарт. Вернулся домой, начал работать, используя методику Губиша, вижу: результаты неплохие, — говорит Александр Тариэлович. — Однако получалось не все. Когда самостоятельно начал делать полную ринопластику, появились вопросы. Я задумался: если профессор это делает и у него получается, а у меня нет, значит, я что-то делаю не так.

А через год снова поехал в Германию и весь отпуск провел в госпитале. Дежурил, помогал в перевязочной, ассистировал на операциях. Одним словом, учился. Причем немецкие врачи охотно и абсолютно бескорыстно делились опытом с доктором из России.
В отделении профессора Губиша челябинский врач встретил своих соотечественников и жителей нашего ближнего зарубежья. Они приехали в Германию на операцию. Например, девушка из Азербайджана обратилась к Вольфгангу Губишу после неудачной пластики носа, на котором остались грубые рубцы…

Операции —совершеннолетним

Вернувшись на родину, Александр Барбакадзе продолжает поддерживать связь с профессором.
— Общаемся через Интернет. Я задаю вопросы профессору по электронной почте. Посылаю ему фотографии пациентов, получаю дельные советы, — говорит он. — И ему интересно, какие проблемы возникают у нас.
А наш главный врач поверил, что мы сможем заниматься пластической хирургией, и закупил расходные материалы. Для начала на десять человек. Готовимся оперировать на самом современном уровне.

— Александр Тариэлович, в каких случаях пластика носа необходима по медицинским показаниям?
— По медицинским показаниям операцию надо делать, когда человек не может дышать из-за постоянных насморков, носовых кровотечений. Если у больного искривленная носовая перегородка, это приводит не только к нарушению дыхания, но и к головным болям, к развитию бронхиальной астмы, аллергического ринита, вазомоторного ринита (заложенности носа с одной и другой стороны), рецидивирующим синуситам (воспалению околоносовых пазух).

— Можно ли делать такую операцию детям?
— В детском возрасте хирургическое лечение назначается строго по показаниям. Дело в том, что рост лицевого черепа продолжается до окончания полового созревания, то есть до 16 — 18 лет. Если ребенок страдает от полного нарушения носового дыхания, мы делаем операцию. Как говорится, из двух зол выбираем наименьшее. Ведь ущерб, который получает организм от такой патологии, значительно серьезнее. Нам приходилось оперировать маленьких пациентов 6 — 8 лет. Но если нет крайней необходимости, стараемся отложить операцию на несколько лет.

— А какой оптимальный возраст для хирургического лечения носа?
— Я бы советовал оперироваться в молодости. Оптимальный возраст — 19 — 20 лет. Понимаете, с годами человек приобретает хронические болезни — гипертонию, стенокардию, сахарный диабет, при которых оперироваться достаточно проблематично. Плановые вещи надо делать вовремя.

Сотрем случайные черты

— Если говорить об эстетической хирургии, то это скорее прихоть, чем необходимость. Всегда ли вы советуете своим пациентам менять форму носа?
— Первый шаг к ринопластике — консультация. Естественно, после первой встречи с пациентом мы не направляем его сразу на операционный стол.

Во-первых, существует ряд противопоказаний для такой операции. Так, при некоторых заболеваниях и речи не может быть о плановом хирургическом вмешательстве. Это сахарный диабет, вирусные гепатиты В и С, туберкулез, нарушение свертываемости крови. Во-вторых, я никогда не настраиваю пациента на операцию, пытаюсь объективно оценить ситуацию. Мы вместе обсуждаем, насколько ему это необходимо, выясняем, почему не нравится нос.

Возможно, человек пришел на прием в состоянии аффекта. Кто-то его обидел, оскорбил, и он решил изменить свою внешность. А может быть, не стоит лишать себя индивидуальности? Был, например, в моей практике такой случай. Приходит армянин, просит убрать горбинку. Я объясняю, что после операции он потеряет свои фамильные черты, будет выглядеть иначе. Понравится ли это его родственникам? Он привел ко мне свою многочисленную родню, которая дружно настаивала на операции. Мы убрали ему горбинку, теперь этот мужчина на армянина не особенно похож.

Во время приема я всегда фотографирую пациента в профиль, тут же отпечатываю снимок, смотрю, думаю, какая форма носа этому человеку подойдет, рисую прямо на фотографии и отдаю ее на дом. Кроме того, пациент получает полную информацию о том, как проходят операция, послеоперационный период, какие могут быть осложнения. Честный хирург не может дать стопроцентной гарантии того, что обойдется без осложнений. К счастью, они встречаются крайне редко, но исключить их вероятность не может ни один хирург в мире.

У человека есть время на размышления. Как правило, после консультации на операцию приходит примерно каждый третий пациент. Если нет противопоказаний, операция делается практически бескровно.
Основной отек мягких тканей спадает через одну-две недели, но утолщение, уплотнение хрящей кончика носа, носовых перегородок сохраняется до шести месяцев. 

Родом из Индии

Ринопластикой называется пластическая операция по изменению формы носа (от греческого rhinos — «нос» и plastikos — «меняющий форму»). Несмотря на то что пластическую хирургию принято считать чудом ХХ века, ринопластика была известна еще в глубокой древности. За 600 лет до нашей эры ее применяли в Индии для восстановления поврежденных носов, а в средние века ей посвящали трактаты. Но настоящим рождением ринопластики принято считать 30-е годы ХХ века, когда немецкий хирург Жак Жозеф выполнил первую эстетическую ринопластику. С тех пор миллионы людей по всему миру получили возможность избавиться от своих проблем и начать новую жизнь без комплексов, полную новых возможностей как в карьерном росте, так и в личной жизни.
Не случайно многие голливудские звезды, такие, как Том Круз, Бритни Спирс, Хэлли Берри и даже Мерилин Монро, сделали ринопластику и добились головокружительного успеха.

КОЛЛАЖ ЛЮДМИЛЫ МАНУРИНОЙ.