Меню

ЭВАКУАЦИЯ «ПРОДКОРПОРАЦИИ»

13.11.2006 00:00 213 (10601)
...Итак, Владимир Швадченко с космической скоростью отправлен в отставку с поста генерального директора «Продкорпорации» сразу после серии сообщений в прессе о...


Это первое, что приходит на ум после прочтения информационных лент с новостью о смене руководства челябинского ГУП «Продкорпорация». Курируемой первым вице-губернатором области Андреем Косиловым структуре не впервой менять руководителя и заметать следы. Так было по крайней мере уже несколько раз. Транжирились бюджетные деньги, совершались немыслимые сделки, но лишь один раз глава «Продкорпорации» пошел под суд.

Подставка и отставка
Итак, Владимир Швадченко с космической скоростью отправлен в отставку с поста генерального директора «Продкорпорации» сразу после серии сообщений в прессе о деталях аферы в особо крупных размерах и возможных высокопоставленных покровителях этой аферы из руководства правительства области и отдельных лиц в руководстве областного УФСБ. Удивляться тут, собственно, нечему. Есть все основания считать, что не Швадченко был инициатором подписания по факсу (!) договора с московской фирмой-однодневкой на 170 миллионов рублей (которые испарились в неизвестном направлении). Нет, не Швадченко, а кое-кто рангом повыше.
Ветер перемен доносит до общественности едва различимые слова: «Андрей, я сидеть не буду». Вот и пришлось проводить спешную эвакуацию, выводя из-под удара человека, пока он не начал на допросах рассказывать детали, способные скомпрометировать людей куда более известных.
Тот факт, что уголовное дело было возбуждено в Челябинском УФСБ, вызвал удивление у многих (с учетом давней дружбы первого замначальника УФСБ Рябченко с Косиловым можно себе представить, какими будут ход и финал расследования). Но других вариантов действий у не удержавших ситуацию под контролем VIP-персон, похоже, не оставалось. Кураторам областного села уже многое сходило с рук: и афера с гуманитарной мукой, и лихие комбинации с детскими пособиями, и массовые банкротства сельскохозяйственных предприятий (кто теперь будет ковыряться в истории этих банкротств?), и игра в бизнес с элеваторами за тридевять земель. Но никто не забыт и ничто не забыто, и наш бронепоезд...

Исторические параллели
Спорных моментов в деятельности «Продкорпорации» за последние годы (подчеркнем, в период, когда Косилов как первый вице-губернатор отвечал на областном уровне в том числе и за сельское хозяйство) хватит на серию расследований. Помните, как в 2001 году «Продкорпорация» решила закупать зерно по ценам выше рыночных, привлекая для этого 100 миллионов рублей банковских кредитов под гарантии областной администрации? Депутаты тогда добивались вынесения правовых оценок этим действиям, справедливо полагая, что практика закупа по завышенным ценам под гарантии области (то есть налогоплательщиков) — прямая дорога к коррупции.
Но ответ они получили достойный в том же 2001 году. Андрей Косилов блестяще выразился по этому да и другим поводам оптом: «...вам не понравится — пришел новый руководитель, в частности я. Начал заниматься этими вопросами. В прошлом году цена зерна в булке хлеба была уже 46,8 процента. И мы доведем отношение до 60 — 70 процентов, сделаем это для того, чтобы прекратить спекулянтов и жуликов на рынке зерна, чтобы на село пришли реальные инвесторы, а не те, кто весной не сеет, зимой не поддерживает, летом не знает, что такое гербициды, а осенью стоит и за живые деньги скупает зерно. Кончилось ваше время! Я говорю это без пафоса, без патетики — без всего! Но ваше время, желающих заработать, кончилось!» Он хотел сказать, что пришло время желающих воровать? Кстати, а что значит «прекратить спекулянтов»? Пристрелить, что ли? Странно выходит: время желающих зарабатывать кончилось, спекулянтов пристрелят. Кто же тогда остаться должен? Один Косилов, в поле воин?
К слову, по авторитетным свидетельствам, сам Андрей Николаевич в середине 90-х был весьма предприимчивым скупщиком зерна. По поводу его зерновых операций говорят разное. Известное информационное агентство недавно вспомнило о факте исчезновения в середине 90-х то ли вагона, то ли целого состава с зерном, шедшего из сопредельного государства и принадлежавшего крупной корпорации, и якобы причастности к этому происшествию господина Косилова, которого в дальнейшем, по слухам, нашли в Сочи швыряющим деньги налево и направо.
Еще интересно, что спустя ровно год после того, как в Челябинской области закончилось время желающих зарабатывать, другое авторитетное информагентство опубликовало интервью с главой горсовета Миасса Юрием Ярошенко, который выступил с публичными обвинениями в адрес «Продкорпорации». Цитирую: «...в областном бюджете на этот год отдельной строкой прописано финансирование поставок продовольствия для бюджетной сферы муниципальных образований... Общая сумма не маленькая — 399 миллионов рублей... Миассу, скажем, положено 16 миллионов рублей. Решением областных властей 100 процентов этих средств проходит через «Продовольственную корпорацию». Все бы ничего, но почему-то поставляемые продукты: яйцо куриное, мясо куриное, масло животное, масло растительное и так далее — на 30, а порой и больше процентов дороже, чем на других предприятиях, занимающихся поставками сельхозпродукции. Почему бюджетные средства транжирятся, причем столь откровенным способом?.. Разве это по-государственному — по завышенной цене покупать на деньги налогоплательщиков продукты?.. Нам отвечают, что это целевые поставки. Мы же хотели бы осваивать эти деньги самостоятельно... мы бы провели конкурс среди поставщиков и обеспечили больницы, детские сады и школы значительно большим количеством продукции достаточного качества и по низким ценам».
Как заметил однажды один специально призванный на защиту Косилова от прессы писатель: «Подобно взмыленному тяжеловозу, этот чиновник медленно, но на подъем тянет упряжь из четырнадцати департаментов...» Впечатляет, правда? А с другой стороны, если в сфере сельского хозяйства такие многомиллионные пропажи бюджетных средств, что же творится в других департаментах, подконтрольных нашему тяжеловозу? А если и там копнуть? Страшно подумать, какая картинка может открыться.

Признательные показания?
Недавно на пресс-конференции Андрей Косилов вновь был в ударе. Продемонстрировал, как его задела шумиха вокруг такой родной для него «Продкорпорации», обиделся на журналистов неподконтрольных ему газет и телеканалов, задающих неприятные вопросы и даже приписывающих его к числу фигурантов уголовного дела на 170 миллионов, попенял прокуратуре, которая чуть ли не пособничала расхитителям, предавая огласке секретную информацию. Результат Косилову известен: следователи нашли в офисе некой зерновой компании в Москве спустя пять месяцев после хищения лишь изорванные бумаги, которые в дело, конечно, уже не годились и их, надо полагать, просто выбросили. А все пять месяцев, судя по словам Косилова, московские ворюги терпеливо ждали, когда же так невзлюбившие челябинского вице-губернатора СМИ с подачи прокуратуры сообщат, где и у кого пропавшие деньги. Как только сообщение появилось в газетах, мошенники отреагировали немедленно. Начали рвать на мелкие клочки компрометирующие бумаги, после чего скрылись в неизвестном направлении. Интересно, кто еще кроме автора столь экзотической версии — господина Косилова поверит в подобные сказки?
Для контраста представим, как печально известный теперь договор, подписанный по факсу, честные люди Косилов со Швадченко никуда не выбрасывали, а берегли как зеницу ока для надежных следователей из УФСБ. Да, какой, однако, талант пропадает! Но пока человек актерствует, обратим внимание на характерные оговорки первого вице-губернатора на упомянутой пресс-конференции. «Ни один умный человек не станет воровать деньги у государства таким примитивным способом», — заявил первый вице-губернатор Косилов на пресс-конференции и добавил позднее в интервью «Уралполит.ру», что лично себя считает умным человеком. Исходя из контекста можно сделать вывод, что умные люди воруют деньги у государства по-иному. Ну более изящно, что ли. Так, чтобы не становиться посмешищем, как в примитивной истории с договором, подписанным по факсу на 170 миллионов рублей с последующей 100-процентной предоплатой (без конкурсов вопреки федеральному закону) и, соответственно, непоставкой ГСМ на всю сумму платежа. А нам остается сделать только вывод о том, как же мало мы еще про умного чиновника Косилова знаем. Главные открытия впереди?
Или вот еще примечательный пассаж из уст человека, не являющегося куратором «Продкорпорации» (правда, любящего проводить пресс-конференции «Продкорпорации», видимо в качестве нанятого конферансье): «Если бы вас по поводу, и без повода, и без всяких причин склоняли, а у вас родители, есть дети, то вы бы испытывали огромные человеческие проблемы. Понимаете, не жалко, когда ты вор, не жалко, когда ты действительно живешь не на свое, то есть своровал, — покритиковали и так далее. Как говорится, как с гуся вода. Хоть ему в глаза, а ему все божья роса».
Ну, насчет того, что Косилова склоняют без повода, — это от лукавого. Деньги-то в самом деле пропали в особо крупных размерах. Может, Косилов и не куратор непосредственно «Продкорпорации», зато он куратор министра сельского хозяйства области, который уж точно (по железобетонному признанию Косилова) куратор «Продкорпорации». Куратор куратора корпорации кем в таком случае приходится корпорации? Никем, что ли?
Означает ли это, что Косилов предлагает теперь Феклина на роль стрелочника? А перед этим предложил ту же роль Швадченко? Увы, в такой ситуации даже двумя стрелочниками не прикрыться. Уж больно заметная фигура у Андрея Николаевича. Никак не вписывается в рамки традиционных политических и финансовых схем. В самом деле, вчитаемся в сказанное этим неглупым (по собственному признанию) человеком: «...своровал, покритиковали и так далее. Как говорится, как с гуся вода. Хоть ему в глаза, а ему все божья роса». Интересно, это Косилов про кого сказал?
В теории та же «Продкорпорация» выполняет вроде бы важную для области задачу: формирует областной продовольственный фонд (хотя кому он нужен в условиях мирного времени и преобладания частной собственности, не совсем понятно), обеспечивает поставки ГСМ и сельхозтехники на село (не всегда все проходит гладко, судя по истории с пропавшими миллионами), поставляет продовольствие для бюджетных нужд (тут вопросов много насчет цен поставок), выдает на сотни миллионов рублей беспроцентных кредитов (кому и за что?).
Замечательно сказал герой знаменитого фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Помните этого белогвардейца, укравшего у большевиков кучу золота и ради такого куша не пожалевшего ни красных, ни своих напарников белых офицеров? Белогвардеец не сказал, а крикнул тащившему его потом вместе с золотом тупому комиссару: «Дурак! Как ты не понимаешь? Это не должно принадлежать всем. Это должно достаться одному!»
Такие вот ассоциации приходят в голову по ходу изучения последних лент информагентств, повествующих об обстоятельствах хищения 170 миллионов рублей. Начитаешься на ночь таких сообщений о кражах госсредств в особо крупных размерах (совершенных столь примитивным способом, что ни один чекист после этого не может найти и следа пропавших денег), и ночью начинают сниться сюрреалистические сны... Про то, как Швадченко и Рябченко бродят ночью с фонарями вокруг здания правительства Челябинской области, шуруют палками в траве в надежде отыскать клад. А с крыши высоченного здания нависает над ними заметная фигура первого вице-губернатора, и окрест раздается: «Врешь, не возьмешь!»

Андрей РОМАНОВ.