Меню

Время читать

10.11.2006 00:00 212 (10600)
...Каждый второй россиянин за последний год вообще не прочел ни одной книги. Из тех же, кто читает,...
Время читать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос россиян с целью выяснить спектр расходов. В опросе ВЦИОМ приняли участие 1600 человек. Больше всего денег респонденты тратят на еду: от 25 до 70 процентов совокупного семейного дохода. Остальные деньги идут на коммуналку, одежду, транспорт, лекарства. На удовлетворение духовных и культурных запросов почти ничего не остается. Но даже то, что тратится «на развлечения», в последнюю очередь расходуется на книги. В итоге более трети россиян вообще не имеют дома художественной литературы. Каждый второй россиянин за последний год вообще не прочел ни одной книги. Из тех же, кто читает, по данным опроса фонда «Общественное мнение», 21 процент брали книги у знакомых и родственников, 20 процентов — покупали, еще 20 процентов — читали те книги, которые есть у них дома, и всего девять процентов опрошенных брали книги в публичных библиотеках.

Между тем, как мы уже сообщали, 2007 год объявлен в России годом чтения. Как исправить ситуацию? При подготовке этого материала я просмотрела немало публикаций, в которых высказывались самые авторитетные эксперты. Чаще всего говорят о том, что хорошая литература просто не доходит до глубинки. К нашему городу это относится в меньшей степени. Количество магазинов, а также выбор книг на прилавках удивляют даже избалованных москвичей. Лично мне кажется, что снижение интереса к чтению объясняется просто — не хватает времени. Сегодня в России россиянин в среднем тратит три часа 36 минут в день на просмотр телевизора, один час 20 минут — на радио (как фон), 18 минут — на печатные издания (книги, газеты и журналы). А значит, надо использовать так называемые альтернативные варианты.
Сразу скажу: для меня книга в бумажном формате — это свято! И я не очень понимаю людей, у которых не находится времени на чтение. Полчаса в день — перед сном, за утренним кофе — всегда можно найти. Но отвергать другие возможности в наш стремительный век тоже не стоит.

С монитора
Все той же нехваткой времени можно объяснить и нежелание ходить по книжным магазинам и уж тем более по библиотекам. Между тем в сетях Всемирной паутины сейчас предостаточно электронных библиотек. Самая известная из них — библиотека Максима Мошкова. А также «Альдебаран», Natahaus, «Либрус». Удобно пользоваться Google Books. Да и на «Яндексе» этих сайтов можно найти предостаточно в опции «Культура и литература».
Книги с монитора можно читать во время обеденного перерыва или дома, если большая часть времени проходит за компьютером. Некоторые приспособили для этой цели ноутбуки. И для них монитор уже стал столь же привычным, как бумажный формат.
Но стоит заметить, что совсем скоро на рынке электронных библиотек будут наводить порядок. Потому что значительная часть книг, выложенных в сетях Всемирной паутины, тиражируется незаконно. И далеко не все писатели соглашаются на то, чтобы их произведения были в свободном, практически бесплатном доступе.

С дисплея
Цифровые издательства России осваивают выпуск книг в мобильном формате. Идея позаимствована на Западе.
В новом формате уже существует и русская классика (от Пушкина до Шолохова), и современная литература (Зайончковский, Лимонов, Проханов). В рейтингах на сайтах цифровых издательств Шекспир успешно конкурирует с Гришковцом и Пелевиным и даже опережает их, пишет газета «Новые известия». Недавно начал работать проект «Поэзия в мобильном». 365 стихотворений двенадцати российских поэтов можно теперь ежедневно читать на сотовом. Скоро появятся стихи Веры Павловой, Владимира Салимона и Игоря Иртеньева. Объем текстов уже не имеет значения. Даже все четыре тома «Войны и мира» можно будет прочитать на дисплее телефона.
Проект предназначен в основном для молодежи. Мобильные издательства ориентируются на рейтинги продаж печатных изданий. То, что уже разрекламировано, автоматически попадает в их каталог, как произошло с популярными книгами Арсена Ревазова или Владимира Спектра. Новый формат конкурирует и с традиционной книгой, и с аудиокнигой. Преимущество мобильных книг еще и в тех новых возможностях, которые они предоставляют литературному творчеству: при желании в текст дополнительно включаются не только графика, но и мультимедийные вставки, система ссылок. Понадобится ли это все писателям будущего — зависит от распространения мобильных книг.
В отличие от бумажной книги, мобильную нельзя дать почитать другу. Специальный формат электронных книг не позволяет копировать тексты и пересылать их по SMS. «Мобильные издатели» утверждают, что продвижению их продукции на рынок, как и в ситуации с аудиокнигой, активно способствуют дети. Родителям удобно, погасив свет, читать ребенку сказки на ночь с экрана телефона.
И все же пока «мобильные книги» не могут составить серьезной конкуренции другим изданиям. Может быть, оно и хорошо. Чтение с дисплея утомляет глаза и снижает зрение. Хотя как вариант, особенно в дороге, вполне возможен.

На слух
Активно осваивается новый рынок аудиокниг. Еще недавно записанные актерами произведения были предназначены только для незрячих людей, но сейчас эти диски пользуются огромной популярностью среди тех, у кого с глазами все в порядке.
Удивительно, но лучше всего покупают классиков. Стоимость диска сопоставима с ценами на бумажные носители. И даже дешевле, если книги издаются в формате МР3, когда на один диск стоимостью до 130 рублей можно записать несколько произведений. Очень популярно «звуковое чтиво» у автовладельцев. Текст Достоевского уже составляет серьезную конкуренцию популярным певцам. Аудиокниги слушают и в офисах. Если раньше из наушников неслась музыка, то сейчас все чаще таким образом читают книги. Аудиокниги слушают дома, на отдыхе, беговой дорожке, в транспорте. Нет лучшего времяпрепровождения в долгом авиарейсе, чем «звуковое чтиво».
Рынок аудиокниг в стране ежегодно увеличивается на сто процентов, хотя по уровням продаж сильно отстает от Запада. Кстати, 31 января 2006 года президент России Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции отметил, что аудиолитература — очень хорошая форма познания, что сам он слушает «Курс русской истории» Василия Ключевского. Покупатели среагировали мгновенно. Продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за февраль — март был продан годовой тираж (1000 экземпляров). И до сих пор в интернет-магазине Ozon.ru Ключевский входит в первую десятку самых продаваемых авторов.
В Челябинске аудиокниги можно купить во всех книжных магазинах, а также в любых точках, где торгуют дисками.
Так что выбирайте любой удобный для вас способ чтения. Очень хочется, чтобы темой наших бесед стали не только цены, политика, телесериалы, конфликты на работе, но и книги.

Ольга ВОЛКОВА.

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»