Меню

КНИЖНАЯ ПОЛКА

13.10.2006 00:00 193 (10581)
БОЛЬШЕ РОМАНОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ Будущий, 2007, год в России станет Годом чтения. Об этом объявил летом, выступая на десятом Всемирном русском народном соборе, как ни странно, ...


БОЛЬШЕ РОМАНОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Будущий, 2007, год в России станет Годом чтения. Об этом объявил летом, выступая на десятом Всемирном русском народном соборе, как ни странно, председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Впрочем, ничего странного в этом нет. Степашин (говорят, он заядлый книгочей) по совместительству является еще и руководителем Книжного союза РФ. «По количеству издаваемых книг, состоянию сельских библиотек Россия стала подниматься», — подчеркнул Степашин. Какие именно меры будут предприниматься ради того, чтобы россияне засели за книги, пока непонятно. Может быть, большие книжные выставки станут проводить не только в Москве, но и других российских городах? И авторы начнут кочевать по России вместе со своими книгами. И тогда в своих будущих произведениях они будут описывать не только Москву и Питер, но и другие территории России. Но это так, мысли вслух. А пока мы продолжим свой рассказ о столичной книжной выставке, той единственной и неповторимой Московской международной книжной выставке-ярмарке. Авторов и издателей, как я уже говорила, было предостаточно. Поговорить удалось с немногими. Мы расскажем вам о четырех встречах. С издателем — с тем, от кого зависит, какая именно книга попадет на прилавок. И с тремя авторами. Один пишет для женщин, другой для мужчин, а третий... Обозначить, для кого пишет третий, я не берусь. Но его книги тоже очень популярны.

Прочитываю каждую книгу...

О книгах петербургского издательства «Крылов» мы вам сообщали не раз. Наша редакция активно с ним сотрудничает. Кстати, на днях в Питер из Челябинска отправится благодарственное письмо от администрации области за те благотворительные акции, которые издательство проводит: подарки областной юношеской библиотеке, на конкурс «Учитель года», детскому дому в Катав-Ивановске. Не без участия нашей редакции все это происходило!
Итак, знакомьтесь: Владислав Крылов — директор, организатор и собственник издательства.
— Мне нравится ваша серия «Внеклассная история». А профессиональные историки вас не ругают за то, что ваше издательство достаточно вольно распоряжается ходом событий? К примеру, в романе про Елизавету автор берет на себя смелость утверждать, что княжна Тараканова действительно была дочерью императрицы, а не самозванкой, как принято считать...
— А вы вспомните роман Пикуля! Он всегда давал свою трактовку событиям. Но Пикуль был востребован, и востребован до сих пор. История прошлых веков — это такая вещь, которую мы знаем не столько по документам, сколько по материалам официальных летописцев. А летописцы во все времена давали такую трактовку, которая была выгодна в условиях тогдашней действительности. Может, и княжну Тараканову потребовалось назвать самозванкой и уничтожить все следы, которые могли бы изменить ход истории российской монархии?
— Зато ваша серия «Черный ангел», в основу которой положены расследования петербургской полиции, максимально приближены к истине. Ваши авторы имеют доступ к архивам Санкт-Петербурга?
— В некоторых случаях да. Но многие события, «мултанское дело» к примеру, широко освещались в прессе. Эта пресса сохранилась, и наши авторы ею пользуются.
— Большая часть книг вашего издательства написана в жанре «фэнтези». Признаюсь, я не поклонница такой литературы. А вы сами эти книги читаете?
— Конечно! Я вообще прочитываю каждый текст, прежде чем он пойдет в печать! И решение о публикации принимаю только сам. Таких авторов, как Дворецкая, Григорьева, у нас в стране единицы. Считаю, что после Марии Семеновой с ее «Волкодавом» наши авторы также будут востребованы.

В обмороки никогда не падаю

С Натальей Нестеровой мы знакомы. Но только по электронной переписке. Год назад я, восхитившись ее книгой «Двое в доме, не считая призраков» (это произведение как бы выпадает из ряда романов автора), послала ей письмо. Получила ответ, снова написала, и в итоге получился материал, год назад мы его публиковали. И вот теперь наша встреча состоялась в реальном режиме. Было приятно, что меня вспомнили. Наталья Нестерова оказалась очень милой, по-настоящему женственной. Было видно, что она еще стесняется своей популярности. Кстати, в августе мы рассказывали вам о ее новой книге «Сарафанное радио». Там среди прочих был очень смешной рассказ о том, как дамы падают в обморок.
— А вам приходилось падать в обморок? — спросила я.
Наталья Владимировна засмеялась. Ей стало понятно, что я читала сборник, который она на этой выставке презентовала.
— Я в обморок не падала никогда.
— В вашем романе «Визит врача» рассказывается о непростых отношениях матери и дочери. Как надо выстраивать отношения с дочерью, чтобы не получилось того, что вы рассказали в книге?
— Об отношениях матери и дочери я могу говорить долго. Я выросла с мамой. Надо понимать, что это не только родственные отношения, но и отношения двух женщин — маленькой и взрослой. Я, например, считаю, что жизнь женщины полностью удалась, если у нее взрослая дочь. У меня, к примеру, два сына. И как бы ни сложилась жизнь, я никогда бы не смогла понять женщину, бросившую своего ребенка. Никакая цель, никакие жизненные обстоятельства не оправдают такого поступка.
— Год назад вы в интервью нашей газете рассказывали о том, что подписали права на съемку сериалов по вашим романам. Когда следует ждать первой премьеры?
— Увы, пока дальше разговоров дело не пошло.
Жаль! У Натальи Нестеровой добрые книги. Она на несколько голов выше тех многочисленных дам, чьи произведения широко штампуются в слезливых сериях. Наталья Владимировна подарила мне одну из своих книг и написала несколько слов для челябинских женщин.

«Спартак» вернется!

Сразу признаюсь — ярой футбольной болельщицей не являюсь. Когда на экране возникают «двадцать два бугая», чаще всего равнодушно переключаюсь на другой канал. Слишком уж не радует россиян отечественный футбол. Но что такое «Спартак» для российских болельщиков, примерно представляю. А еще с детства помню стихи «А я болею за «Спартак»!» Но встречи с Игорем Рабинером, автором книги «Как убивали «Спартак», не искала. Однако у стенда притормозила. Молодой симпатичный человек говорил о том, как ему обидно за клуб, подаривший миру так много легенд.
— А почему легенды клуба не хотят принимать участие в возрождении нашего футбола? Ринат Дасаев, к примеру, отказался тренировать вратарей российской сборной... — я воспользовалась паузой, пока остальные зрители (одни мужики) стояли разинув рты и никто не спешил задать вопрос.
— Насколько я знаю, Ринат Дасаев имеет свои обязательства перед другими, зарубежными клубами. Ему хорошо платят, его все устраивает. Если бы речь в Москве шла о более крупной сумме, то, возможно, Дасаев согласился бы. А ему за не самые большие деньги предложили тренировать вратарей семи составов.
— А вы не хотите написать, как убивали «Спартак» хоккейный? Этот клуб тоже подарил миру немало имен, побеждал, а теперь его просто закрыли!
— Об этом меня уже не раз спрашивали. Но я специализируюсь на футболе. И все же надеюсь, что хоккейный клуб «Спартак» преодолеет все трудности и вернется в большой хоккей.
— Кстати, я из Челябинска, города, который подарил футбольному «Спартаку» Юрия Первака. Как вы думаете, его работа на посту директора клуба принесла пользу?
— На каком-то этапе Первак сыграл положительную роль. Привлек хороших игроков. Ну а потом стал не нужен. Кстати, тот, кто сменил Первака, оказался как менеджер просто несостоятелен.
Между прочим, за вопросы Рабинеру мне подарили фирменную футболку. Разумеется, не «спартаковскую», а с логотипом книжной серии. Столь щедрый подарок вручили потому, что после нашего разговора «читательский лед» растаял. Игоря Рабинера просто засыпали вопросами.

За такое в морду бьют!

Дмитрий Быков чрезвычайно плодовитый автор. Не все его книги мне нравятся, но монография о Борисе Пастернаке в серии «ЖЗЛ» порадовала чрезвычайно. Однако на выставке он презентовал не книгу о нобелевском лауреате, а новый роман «ЖД». Кстати, большой толпы почитателей я не заметила.
Быков не только написал большую книгу, он еще и сам очень объемный. Крупный, высокий, кудрявый.
— Мне очень понравился ваш «Борис Пастернак».
— Спасибо. А что именно понравилось?
— Многое... Особенно глава о Мандельштаме. На премию «Большая книга» рассчитываете?
— Нет! — рубанул рукой Быков. — Это не «Нацбест» и не «Большая книга».
— Легко говорить сейчас «не «Нацбест»! Особенно после того, как все же получили премию «Национальный бестселлер»! А кому, по-вашему, должна достаться «Большая книга»?
— Лешке Иванову, Мишке Кантору...
— А Коржавину?
— Не за что! Посредственный поэт, написал скучную книгу.
За Коржавина я обиделась. В моей руке был пакет, в котором лежали два двухтомника. Один из них — «В объятиях кровавой эпохи» Коржавина. Другой — воспоминания вдовы Осипа Мандельштама (между прочим, с предисловием Быкова!).
— А вашу книгу о Пастернаке назвали вредоносной в «Новом литературном обозрении»! — я решила поубавить спеси моему собеседнику.
— Ну и что? Вот если бы Амелин (один из авторов статьи) меня похвалил, то мне бы было впору пойти и удавиться.
— А еще мы о вашей книге много спорили!
— Где?
— На форуме. Нам вашу книгу присылали в рамках акции «Читают все!»
— И что говорили? — оживился Быков. Похоже, что для него разговор становился все интереснее.
— Разное! Кое-кто считает, что в книге вы больше о себе как о поэте рассказывали, а не о Пастернаке... — никто так не говорил, но мне хотелось завести самолюбивого автора.
— Вранье! — искренне возмутился Быков. — За такое морду бьют! И я готов пойти и дать в харю тому, кто так считает. (Вообще-то Быков вместо слова «харя» употребил словцо покрепче. Но не будем его цитировать дословно.) Мой собеседник подумал и добавил:
— Вообще, это в духе штучек... — и назвал имя человека, известного в литературных и журналистских кругах нашего города.
— А я из Челябинска! — порадовала я Быкова. — Мне можно передать ваши слова тому, про кого вы сейчас говорили?
— Ваши сведения устарели, он уже в Москву перебрался, — нахмурился Быков. А потом вдруг захохотал, сжал мое плечо и стал шумно благодарить: — Спасибо! Спасибо вам большое!
Короче говоря, расстались мы почти друзьями.

Дина ИЛЬИНА. Фото автора.

Татьяна УСТИНОВА
«Отель последней надежды»

Все начинается с крупных семейных ссор. Муж уходит от жены по весьма веской причине: «Я тебя больше не люблю, и вообще ты мне надоела!»
Муж, кстати, не Ален Делон и даже не самый умный. Но брошенная супруга, ослепленная любовью и горем, этого не замечает. И думает только об одном: как бы вернуть мужа в дом. При том что сама и умница, и красавица, и зарабатывает прилично — трудится старшим менеджером в одной из лучших гостиниц Питера. В другой сюжетной истории жена сама гонит супруга прочь. Кто-то прислал ей фото, где муж заснят в крайне неприличных позах в компании молодой красотки. Ну а третья сюжетная линия развивается в Америке — там жена тоже уходит от мужа. По-американски, без битья посуды. Ей надо делать свою карьеру.
А дальше место действия перемещается в Москву. Поздно ночью возле старого пятиэтажного дома находят голый труп. Мужской, в наручниках. Тело отыскала молодая девушка, приехавшая из Питера на стажировку в Останкино. Девушка симпатичная. Оперативник этот факт отметил, но до квартиры важную свидетельницу не проводил. А зря! На бедную девушку напали — набросили на шею удавку. Но погибнуть милая барышня не успела — соседи спасли. Оперативник рвал на себе волосы и, чтобы загладить свою вину (не проводил!), окружил девушку вниманием и заботой.
А в Питере тем временем готовятся к встрече американского президента. Он должен остановиться в отеле, в котором работает та самая дама, которую бросил муж. Семейные неурядицы здорово портят ей настроение. Но работа есть работа — надо готовиться к визиту высокого гостя. Правда, проблем выше крыши. Часть проблем — из-за того же мужа. Однажды, вернувшись домой, она обнаружила, что вещи супруга, изрезанные, сложены на столе. Но все это были «цветочки»! Несколько дней спустя она нашла труп, подвешенный к люстре. И хотя труп оказался ненастоящим, осадок, весьма неприятный, все же остался. А в самом отеле дел невпроворот. Вот-вот пожалует мистер Буш, но что ни день, то новая заморочка. Счастье, что рядом с нашей героиней оказался симпатичный американец, отвечающий за безопасность визита высокого гостя.
А вообще эта книга скорее о любви, нежели о трупах и маньяках. Как водится в книгах Татьяны Устиновой, хорошие герои найдут своих половинки, плохие будут наказаны. И хотя заранее знаешь, что финал окажется именно таким, читать все равно хочется. Мило.

Андрей ЖВАЛЕВСКИЙ
«Мастер силы»

Начав читать эту книгу, я несколько дней играла в игру, описанную автором. Один из персонажей уверял, что все двузначные числа связаны между собой. Надо только произвести арифметические или даже алгебраические действия. К примеру, 35 — 06. Казалось бы, какая связь? Но трижды пять будет 15, а один плюс пять получится шесть, как во втором двузначном числе. Правда, герои изучали номера машин, а я придумывала числа в уме, искала связи и находила. И лишь потом сообразила, что номера у современных машин состоят из трех цифр, а действие в книге происходит в наше время. Так что происходящее абсолютно нереально. Что-то вроде «Ночного дозора», да простит мне автор это сравнение! Впрочем, аналогия с Лукьяненко может и польстить.
Итак, наша героиня, ее зовут Катенька, загадала, что если найдет связь в номере первой попавшейся ей машины, то ее роман с Емельяном Леденцовым (так зовут ее кавалера) сложится удачно. Как назло, номер попался такой: 38 — 02. Ничего не придумывалось. Лишь потом выяснится, что отгадка проста. Кубический (3) корень из восьми равен двум. Так что числа ей попались удачные.
А Емельяну, честно говоря, не до Катеньки. Он был вполне удачливым бизнесменом, семейными узами себя обременять не торопился. И все его устраивало. Но в жизнь Емельяна вошел странный человек. Он уверял, что Леденцов наделен удивительным даром — силой, дающей власть над окружающими. И теперь новоявленному «мастеру силы» предстоит высокая миссия — спасти мир. Спасать мир очень хлопотно. Но отказаться неудобно.
Кстати, у «мастера силы» есть еще одно название — «топор». И в схватку с «топором» вступает «мастер сглаза», или, как его еще называют, «отбойник». Силы настолько равные, что победа никому не присуждается.
Кстати, у Жвалевского есть еще одна книга — «Мастер сглаза». Там героем выступает некто Гарик, тот самый «отбойник», с которым «топор» Леденцов сошелся в нешуточной схватке. Причем Гарик — юноша симпатичный и добрый. Он, как и Леденцов, считает себя спасителем мира.

Дина ИЛЬИНА.

 

Место встречи изменить нельзя —
книжный развал на Кировке.