Меню

ФЕСТИВАЛЬ

13.10.2006 00:00 193 (10581)
Призы раздали с легким сердцем В Челябинске завершился традиционный театральный фестиваль «Камерата-2006». Он был девятым и, по мнению критиков, самым уда...


Призы раздали с легким сердцем

В Челябинске завершился традиционный театральный фестиваль «Камерата-2006». Он был девятым и, по мнению критиков, самым удачным. Его афиша удовлетворила не только запросы искушенных театралов и обычных зрителей, но и дала пищу профессионалам. 11 приглашенных театров нельзя отнести к мейнстриму, они сами часто называют себя «театрами с обочины». Но, как выяснила эта «Камерата», именно они сегодня дают яркое представление о том, чем дышит театр и чем полна наша жизнь. Им благодарная публика отдает свои щедрые «браво», не жалеет для них ни слез, ни смеха.

От «Леса» остались «Пеньки»

Один из парадоксов современного театра озвучила известный критик Татьяна Тихоновец: «Как только речь заходит о фестивале, ничего для него не найдешь в больших и самых известных наших театрах. А вот в «неакадемии» идет постоянный поиск, там есть то, что мне интересно. Как только рождается фестиваль, он рождается не на почве академического театра».
Отмечалось не раз, что все девять дней нынешней «Камераты» были днями узнавания и наслаждения каким-либо открытием. Не обнаружили ни зрители, ни критики в афише девятого фестиваля ни одного плохого спектакля. Каждый был по-своему интересен и заставлял мыслить. А у жюри «Камераты» не было проблем с раздачей призов. Более того, оно расщедрилось на три специальных приза, потому что очень хотели столичные критики отблагодарить театры, доставившие им массу удовольствия.
Явным лидером нынешней «Камераты» был, конечно же, «Такой театр» из Петербурга. Спектакль «Жан и Беатрис» по пьесе Кароля Фрешетта стал победителем в номинации «Лучший спектакль».
Татьяна Тихоновец назвала его художественным бескорыстием актеров Александра Баргмана и Анны Вартаньян: «Можно ли назвать «Жан и Беатрис» неожиданностью для меня? Пожалуй, нет. Я знаю этот театр, я много раз видела потрясающего актера Баргмана. И все-таки приятная неожиданность была. Потому что актеры сами сделали этот спектакль, сами его поставили, разобрали и решили приехать с ним на фестиваль».
В номинации «Лучший актерский ансамбль» победителями признаны участники спектакля пермского молодежного театра «Новая драма». Они разыграли спектакль по пьесе А.Н. Островского «Лес».
Правда, от «Леса» в названии спектакля остались только «Пеньки». Обычно критиков коробит вольное обращение с текстами классиков. Но пермяки сделали это настолько вкусно, уместно, остроумно, что критикам хотелось пересказывать нюансы спектакля без конца и края. Председатель жюри, завотделом критики журнала «Театральная жизнь» Юлия Маринова утверждает, что, когда «Новая драма» привезла «Пеньки» в Москву, бронзовая статуя Александра Николаевича Островского, что перед театром его имени, довольно заулыбалась. Спектакль получился живым, смешным, по словам все той же Мариновой, наполненным витамином РЖ — «радости жизни».
Еще одним неожиданным открытием для Татьяны Тихоновец стал спектакль «Кабаре «Бухенвальд» по пьесе Клима (Театральная мастерская «АСБ», Петербург):
— Я знаю тексты Клима, ничего неожиданного для меня тут не было. Но вот та бесконечная самоотдача, с которой работала актриса... Я глубоко уважаю такое актерское самопожертвование.
Эта актриса — Татьяна Бондарева — и стала победительницей в номинации «Лучшая женская роль».
А спецпризы жюри достались Ереванскому камерному театру за спектакль «Нерон» (по пьесе Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки»), актеру Дмитрию Поднозову за создание образа Закладчика в спектакле «Кроткая» петербургского театра «Особняк» и спектаклю «Все в саду» по пьесе Эдварда Олби Челябинского камерного театра.
Вернемся к спектаклю «Кроткая» по фантастическому рассказу Достоевского. Он вызвал у зрительного зала неоднозначную реакцию и дал обильную пищу критикам. Самой большой неожиданностью со знаком «минус» назвала его Татьяна Тихоновец:
— С одной стороны, очень талантливый актер Дмитрий Поднозов, с другой — спектакль, который я абсолютно не приняла. Не люблю такую агрессивную режиссуру и, как мне показалось, не очень умную, которая сделала все, чтобы помешать хорошему артисту.
Но в схватке с режиссурой Поднозов победил, чем и вызвал, видимо, благосклонность жюри. И еще об одном призе надо сказать. Оргкомитет фестиваля отметил работу Минусинского драматического театра. Спектакль «Где твои крылья?» и его знаменитый режиссер Алексей Песегов награждены за верность традициям русского национального театра. Этот спектакль можно назвать еще и неожиданным вторжением «академии» в фестиваль камерного формата.

что случилось с «Zooпарком»

Одну из номинаций мне захотелось оставить «на десерт». На «Камерате-2004», театралы это помнят, Гран-при был единодушно отдан удивительному театру из Нижнего Новгорода за спектакль «Что случилось в зоопарке?» по пьесе Олби. Ему же отдала свое любящее сердце и редакционный приз «Вечерка». Спустя два года Театр одновременной игры «Zooпарк» вновь приехал на «Камерату» и привез свой очередной шедевр (это всерьез) — спектакль «М. — П.». Режиссер Ирина Зубжицкая, сам театр в лице Льва Харламова и Олега Шапкова конкретизировали его как пафос и метафизический намек на поэму Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Так вот, жюри признало первенство в номинации «Лучшая мужская роль» за актером Олегом Шапковым. Из нехитрого наряда олбиевского оборванца Джерри он перепрыгнул в поношенный, пятнистый плащ Венечки и был так хорош, что все прежние театральные Венечки потускнели.
Но сначала о том, что случилось с «Zooпарком» за те два года, которые мы жили с ним в разлуке. Во-первых, у Льва Харламова родился сын — младший. Семьи Шапкова и Харламова стали равнозначными по количеству детей (только у Олега кроме сына есть лапочка-дочка), и талантливые папы озаботились воспитанием подрастающего поколения. Ради этого они не пожалели творческих сил и записали детский мюзикл, а к нему поставили еще и детский спектакль «Клаксон и Ластик. Безумный день». Стихи, конечно же, сочинили сами. Музыку написал известный в джазовом мире саксофонист Валерий Давыдов.
Что же предлагают своим детям поэтично-музыкальные и насквозь театральные папы? Хулиганить, жить в кайф и пропускать мимо ушей родительские ворчалки. Но при этом не ждать от «стариков» дорогих игрушек, а превращать в игрушки любые предметы.
На сцене мюзикл сыгран около пятидесяти раз и уже стал фаворитом у детворы Нижнего Новгорода. А вот сам диск пока не вышел в продажу, потому что скоро в нашей стране сочиняется, да не скоро всякие справки и официальные бумаги делаются.
Нельзя не сказать и о том, что у театра появились горячие поклонники и среди взрослых. Им принесли столько чемоданов и галстуков 60-х годов для «М. — П.» — только выбирай. Но среди поклонников театра есть люди богатые. Постановку новых спектаклей оплатили именно они. За что артисты им безмерно благодарны (о публике и речи нет): ведь за свой первый спектакль «Что случилось в зоопарке?» Театр одновременной игры еще не рассчитался. Но так как Лев Харламов и Олег Шапков люди честные, то они постоянно помнят о своем долге и выплачивают его по мере возможности.
Наконец мы подобрались к «М. — П.» — к удачному прочтению многим известной поэмы и к давней мечте двух талантливых актеров, а еще — как оказалось — такой же вожделенной грезе режиссера Ирины Зубжицкой.
Лев:
— Нижний Новгород справлял 60-летие Победы, а мы втроем сидели в пустом офисе и читали пьесы. Их была гора. На третьи сутки Ирина взмолилась: «Ребята, а вы-то чего хотите?» Мы: «Москву — Петушки». Она: «Так и я давно уже этого хочу!» Олег ей: «Ира, ты же, извини же, женщина!» А она: «А вот «Что случилось в зоопарке?» (ее же постановка) — так это про тяжелую женскую долю!» И мы начали писать инсценировку.
— Вы выбрали все самые «неудобные» куски поэмы, которых все прежние постановщики избегали, к примеру любовь Венечки. Это очень тревожный спектакль, после него сердце не хочет расправляться.
Лев:
— А мы не видим веселья в этой поэме и в контексте биографии самого Венедикта Ерофеева.
Олег:
— Он не был никогда рубахой-парнем. «Москва — Петушки» — это же стеб, а стеб — это не веселье. Мы увидели как раз безумную тоску. Безысходность. Невозможность. А идти-то надо. Жить-то надо. И на этом фоне возникает беспробудное пьянство как уход от реальности.
Лев:
— Во время репетиций мы доходили до очень серьезных вещей. И главное, все, что мы делали, — это очень личное и очень больное.
— Недавно «Эхо Москвы» затеяло разговор о русском пьянстве. И вдруг выяснилось, что все не так. У нас всего-то 4,5 миллиона алкоголиков, а в США их 12 миллионов!
Олег:
— Ну вот, как радостно. Это медики нагнетают обстановку. Мы изучили статистику и разные мнения. Один нарколог утверждает, что если вы пьете чаще, чем два раза в месяц, — уже диагноз. Другой высказался мягче: если после первых 100 граммов хочется еще — склонность к алкоголизму. Но таких-то людей в России 120 миллионов! А Венедикт Ерофеев умер не от алкоголизма, а от рака горла. Две вещи, не зависящие друг от друга. Пил, потому что уходил от эмоциональных перегрузок, от действительности. И кому он мешал? Он никогда и никому не сделал ничего плохого.
Лев:
— Непротивление злу — главная черта Венечки и Ерофеева самого. В этом он аналогичен Христу. Именно за это его ангелы и любят. Он идет по Москве один, пьет и никого не трогает.
— А в отношении к женщинам — сама нежность. Олег, нужно знать проблему, чтобы так играть сцену похмелья?
Олег:
— Мы же берем материал, который нас теребит, а нас не может не теребить материал, не исследованный нами. Но Ерофеев утрировал все и вся. Ту дозу, что он выпивает до электрички, нереально осилить никому. Нет таких людей! Она неподъемная. Автор приврал. Там караул просто! Но он так смачно об этом написал, что легко это внутренне для себя простроить.
— И все-таки какое огромное количество сил надо затратить на такую роль!
Лев:
— Секрет профессии актерской заключается в следующем: если ты понимаешь, что делаешь, то все получится, но если на репетиции пропустил одну мотивацию, потом эта крупица начинает разрастаться и занимает собой весь спектакль. И вызывает панику.
— У вас ее нет, и это понимают зрители. По-моему, челябинцы вас страстно полюбили. Не хочется приехать к нам и показать все, что есть в арсенале «Zooпарка»?
Лев:
— Парадокс, но нас в Челябинске и правда любят сильно. Мы попытаемся приехать на большие гастроли.

Подготовила Светлана СИМАКОВА.