Меню

ГРАНИ СПОРТА

12.10.2006 00:00 192 (10580)
Сергей КОВАЛЕВ: «В ДЕТСТВЕ МАСТЕРИЛ САМОЛЕТЫ» До недавнего времени в Челябинской области не сходило с экранов телевизоров и страниц печатных СМИ имя Геннадия...


Сергей КОВАЛЕВ:
«В ДЕТСТВЕ МАСТЕРИЛ САМОЛЕТЫ»

До недавнего времени в Челябинской области не сходило с экранов телевизоров и страниц печатных СМИ имя Геннадия Ковалева — чемпиона Европы, призера чемпионата мира, участника Олимпийских игр-2004. О его однофамильце Сергее знал лишь узкий круг специалистов. Даже тренеры сборной области очень осторожно отвечали на вопросы, касающиеся будущего Сергея Ковалева. «Очень перспективный боксер, который может стать хорошим мастером», — примерно так звучали их слова. История бокса знает немало примеров, когда «перспективные и талантливые» продолжали оставаться такими до тех пор, пока не приходилось ввиду возраста уходить из спорта. Сергей Ковалев под эту категорию уже не подходит. Сейчас он полноценный член национальный команды страны и имеет все шансы принять участие в Олимпийских играх 2008 года.

Виталий ВИЗАУЛИН
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА

Сергей родился 2 апреля 1983 года. Признаюсь, при виде мужчины внушительных габаритов (81 кг) и с щетиной на подбородке несколько опешил: в моем представлении 23-летние молодые люди так не выглядят. Еще отправляясь в Центр олимпийской подготовки по боксу, я предварительно нарисовал себе портрет собеседника. Но из большого числа занимающихся в центре под этот портрет мог подходить кто угодно, но только не Сергей Ковалев. «Да уж, выгляжу я, наверное, несколько старше своих лет. Ты не первый, кто мне об этом говорит», — расплывшись в улыбке, ответил Сергей.
— Тебе бы дзюдо заниматься, там таких великанов любят!
— Ой, чем я только в своей жизни не занимался! Ходил в секции футбола, гимнастики, борьбы, три года надевал хоккейную форму… Секций семь-восемь наберется точно. Еще один год посвятил авиамодельному спорту. Маленьким еще был, собирали модели самолетов, машин, танков… Интересно было.
— Значит, чемпион России по боксу делал игрушечные самолеты? Неожиданный поворот карьеры получается.
— Ага. Когда я корпел над очередным самолетом, мне было лет восемь-девять. Тогда интересы были другие.

Задиристое детство

— И ни один из них не полюбился так, как бокс?
— Да. Я родился в Копейске, прожил там до четырех лет, детство не помню уже, вспоминается лишь детский сад. 1 декабря 1994 года пришел в первый раз на свою тренировку по боксу в СК ЧТЗ, за кинотеатром «Кировец». Первое время тренировал ребят Альберт Николаевич Беляев, помогал ему Сергей Владимирович Новиков, с которым мы потом перебрались в СК «Урал» — ведущую школу бокса в области. Помню, сначала мы ездили туда заниматься один раз в неделю. А потом, видимо, приглянулись тренерам «Урала» и перешли в этот клуб окончательно.
— А почему именно бокс? В детстве часто били?
— Нет, скорее наоборот, от меня другим попадало (улыбается). Мальчишкой я был буйным, задиристым, любил драться, чего греха таить. На каждой перемене устраивали бои, после уроков собирались во дворе и выясняли отношения. Энергии-то много, надо было ее куда-то выплескивать!
— Какие были первые впечатления от бокса? В школе нашел себе достойных противников?
— Мне понравилось решительно все. Скорее всего, на меня очень подействовал тренер. Он был очень строгим, и это было вроде как испытание на прочность. Мальчишки приходили и уходили. Мне же захотелось доказать самому себе, что не трус и не слабак. Уйти для меня значило бы расписаться в собственном бессилии не только перед коллективом, но и перед самим собой. Так я остался в боксе всерьез и надолго.
— Когда пришли первые победы?
— Среди юниоров много соревнований выигрывал, можно сказать, был одним из лучших в своем весе. Но часто почему-то на самые ответственные соревнования брали других. Не знаю, с чем это связано, но было так обидно! Помню, в 1997 году меня взяли в Сочи, где проходило первенство страны среди юношей. Это была моя первая поездка в такую даль. Никогда ее не забуду! Для меня, 14-летнего пацана, который кроме Копейска и Челябинска мало что видел на свете, это был мир открытий. Увидел море — это что-то из разряда фантастики! Если бы не бокс, может быть, никогда его не увидел. Ну а потом уже было множество турниров. На взрослом уровне с третьего раза стал чемпионом мира.

Хочу в Пекин

— Тяжело дался переход к взрослым спортсменам?
— Нет. Это был плавный переход. Когда я еще среди юниоров боксировал, меня часто подключали к соревнованиям среди взрослых мужиков. Спасибо тренерам, этот переход для меня не стал болезненным.
— Можно ли сказать, что ты уже прочно обосновался в национальной сборной России?
— Да, с 2004 года постоянно на сборы езжу. Перед Олимпийскими играми-2004 в Афинах в Подмосковье организовали турнир, в котором встречались первые и вторые номера сборной. Я был спарринг-партнером Гайдарбека Гайдарбекова — будущего олимпийского чемпиона. Считаю, что получил огромный опыт, который мне очень помог в 2005 году. Не случайно именно в этом году я впервые стал чемпионом России. Кроме этого, на меня стали чаще обращать внимание тренеры национальной сборной.
— Гайдарбек Гайдарбеков ушел из большого спорта. Кто теперь твои главные конкуренты за место в составе?
— Дело в том, что я еще расту и набираю вес, в будущем уже не буду боксировать в категории 75 кг, а переберусь в 81-килограммовую. Соперников достойных очень много. Это и чемпион Европы и мира, участник Олимпийских игр Евгений Макаренко, Владимир Мехонцев из Екатеринбурга. Человек пять наберется, кто сможет мне потрепать нервы.
— Авторитет Макаренко не давит? Сложно, наверное, будет с ним соперничать?
— Волков бояться — в лес не ходить. Если вес у меня поднялся, что теперь делать? Буду боксировать в этой категории. Это же опять новые испытания, которые я люблю преодолевать. Непобедимых соперников в боксе нет. Если есть желание, выиграть можно у любого. Надо только правильно поставить работу, ответственно относиться к делу. Тогда можно и на золотые медали рассчитывать.
— Чемпионата мира или Олимпийских игр?
— До Олимпиады еще два года. Надо сначала прочно застолбить за собой звание сильнейшего в России. Но попасть в Пекин вполне реально. Я ставлю перед собой такую задачу. В том случае, если все получится, буду рад любой олимпийской медали.
— А что говорят тренеры относительно твоих олимпийских перспектив?
— «Работай, работай и еще раз работай». Не будь у меня шансов пробиться в олимпийскую команду, они бы со мной не занимались. С такими тренерами, как в Центре олимпийской подготовки, чувст-вуешь себя как за каменной стеной.

Повезло с тренерами

— Как считаешь, за счет чего тебе удалось стать хорошим боксером?
— Тут несколько факторов. Во-первых, создание Центра олимпийской подготовки по боксу очень помогает реализовать свои возможности. Условия для тренировок создали хорошие. Во-вторых, мне в карьере очень повезло с тренерами, каждый из них очень помог мне вырасти в профессиональном плане. И наконец, сам стремлюсь совершенствовать свое мастерство, прилагаю все усилия, чтобы добиться высот в боксе.
— История знает немало примеров, когда боксер не смог проявить себя из-за того, что в его весе были безусловные лидеры…
— Про Сашу Шкаликова намекаешь? Да, ему немного не повезло. Двукратный олимпийский чемпион Олег Саитов в то время был безусловным лидером в сборной. И даже несмотря на то что Саша выигрывал у него, все равно это мало помогло. Саитов был лидером во всех отношениях, авторитетом на ринге и вне его. Превзойти такого боксера очень сложно.
— Существует мнение, что любительский бокс в последнее время утратил свою привлекательность из-за того, что в нем становится значительно меньше нокаутов. Использование смягчающих удар перчаток отрицательно сказалось на зрелищности боев. Как ты относишься к таким утверждениям?
— Я за безопасный бокс. Представьте себе, что человек боксировал, получил травму и остался (не дай бог) на всю жизнь калекой или сумасшедшим. Такого не должно быть в спорте. Да, стало меньше нокаутов, но я не считаю, что любительский бокс стал менее интересным. Кому не жаль своего здоровья, уходят в профессионалы. Это их решение. Я свой выбор уже сделал.
— Как охарактеризуешь свою манеру поведения на ринге?
— Я боксирую на дальней дистанции. Вблизи стараюсь не работать, рост не позволяет. Ввиду высокого роста мне легче держать соперника на расстоянии.
— Предпочитаешь работать первым номером?
— Все зависит от соперника. Но чаще все-таки вторым номером. Встречаю соперника на контратаках, ошибках. Но это все потому, что соперники чаще хотят подойти ко мне ближе, поэтому они и вынуждены работать первым номером. Но бывает и такое, что приходится вытягивать соперника и идти в атаку. Тут важно не терять голову и не лететь без оглядки. Иначе получишь такой удар, что мало не покажется.
— Бокс не мешает личной жизни?
— Не мешает, но отвлекает. Я пока не женат. Не будь я боксером, может быть, уже женился бы. Но бокс очень помогает реализовать себя. Если бы не бокс, не знаю, кем бы я был.
— Можешь уже сейчас представить себя в будущем? Кем будешь через 10 — 20 лет?
— Вообще-то могу. Но загадывать не буду. Пусть это будет моим маленьким секретом.
— Хорошо. А как любишь проводить свободное время?
— Предпочитаю активный отдых: горные лыжи, футбол, картинг, боулинг. Часто ходим с друзьями на дискотеки. Но главная моя любовь — машины. Жаль, но недавно я свою разбил.
— Кто в этом виноват?
— Я сам. Никогда не попадал в аварии, а тут такое… Выбрал небезопасную скорость, занесло так, что скинуло с дороги, после чего влетел в припаркованные машины. Ух, вспоминать не хочется. Самое обидное, что этот «Фольксваген Golf-3» совсем еще новеньким был, где-то с месяц назад его приобрел.
— Проблем много было?
— Да уж! До сих пор остались. Хорошо, что машина застрахована была. Надо сейчас ремонтировать.
— Когда нарушаешь ПДД, имя выручает?
— Бывает иногда (улыбается). У меня удостоверение мастера спорта по боксу. Есть такая привычка — под обложку паспорта чего-нибудь класть. Вот так там оказался этот «мастерский» документ. Когда гаишник останавливает, показываю водительские права, удостоверение личности. Был как-то случай. Еду за рулем «шестерки», вдруг звонок от мамы: «Сережа, срочно приезжай, и как можно быстрее». Я перепугался, думаю: что там случилось? На всех парах мчусь, проехал на красный, не уступил дорогу трамваю... Обгоняет меня «жулик» на 99-й модели без мигалок и впереди меня останавливается. Выходит с жезлом гаишник, тормозит. Говорит: «Ты совсем ошалел, что ли? Совесть потерял?!» Протягиваю ему документы, все, какие есть. Он, недолго думая, отдает мне их обратно, разворачивается и уходит. Я ничего понять не могу, кричу ему: «Командир, что мне дальше-то делать?» Он улыбнулся: «Ты боксер, тебе виднее».
— Надо бы тебе с собой удостоверение мастера спорта международного класса носить…
— Ага. Но надо заметить, что не все гаишники такие миролюбивые. Поверьте на слово, в Башкирии и Татарстане не гаишники, а роботы какие-то! До сих пор думал, что можно по душам поговорить с любым человеком, но в их запрограммированные «железные» головы проникнуть невозможно. На границе меня останавливают, а машина не моя. «Есть разрешение не тонировку?» — «Нет». Сколько я ни пытался поговорить с ними нормально, чтобы они вошли в мое положение, ничего не получилось. Целый час просидел, пока поблизости не оказался нормальный гаишник. Стои-ло ему объяснить ситуацию — и проб-лемы как не бывало.

Где живут симпатичные девушки

— Чего хотел бы добиться в личной жизни?
— Быть обеспеченным и преуспевающим. Получить хорошее образование, жить без проблем и забот. Быть счастливым мужем и отцом. Вместе с семьей путешествовать по белу свету. А по возвращении в Челябинск рассказывать надежным друзьям о своих впечатлениях от поездки.
— Ого, хороший набор получается! Тебе удалось побывать в ЮАР, Италии, Чехии, Японии… В какой стране больше всего понравилось?
— Очень интересно было в Доминиканской Республике (Центральная Америка), рядом Багамы, океан… Красота! Курорт шикарный. Там все по-другому: ритм жизни размеренный, климат, люди, язык… Очень сложно все это передать словами. В Южной Африке встречались люди всех рас и сословий. А еще эта страна запомнилась мне левосторонним движением и шикарными машинами последних марок.
— А девушки самые симпатичные где живут?
— Конечно, в России. За границей с этим делом туго. В Италии девушки почему-то чересчур упитанные, наверное, слишком много макарон едят. В Доминиканской Республике слишком объемистые. А у нас девушки то, что надо, в самый раз!
— Ты смог бы жить за границей?
— Сложно сказать. Когда в первый раз побывал в Италии, не хотелось уезжать обратно. А здесь, в Челябинске, ловишь себя на мысли, что если бы остался, то быстро бы надоело. В России жить интереснее, больше свободы. Кроме того, не забывайте, что я занимаюсь боксом. Если я и буду участвовать за границей в каких-либо соревнованиях, то выходить на ринг под чужим флагом я не смогу.