Меню

ЭТИКЕТ

11.10.2006 00:00 191 (10579)
ЗНАКОМСТВО В ШЛЯПЕ Как понравиться нужному человеку Два менеджера после презентации, где был фуршет, едут в машине и беседуют. — Мен...


ЗНАКОМСТВО В ШЛЯПЕ

Как понравиться нужному человеку

Два менеджера после презентации, где был фуршет, едут в машине и беседуют.
— Меня, наверное, уволят, — говорит один. — Я не знал, какими ножами пользоваться, и неправильно держал вилку...
— А я ликер пил из мадерной рюмки, — вздыхает второй.
Водитель слушал разговор своих пассажиров, слушал, а потом оборачивается к ним и спрашивает:
— Господа, ничего, что я к вам спиной сижу?
Этот известный анекдот — иллюстрация того, что некоторые правила так называемого хорошего тона часто доходят до утрирования. А ведь смысл этикета не только в том, чтобы ликер пить из определенной рюмки. Принятые в обществе правила придуманы не для усложнения нам жизни, а для выражения через них уважительного отношения к окружающим людям.
Специалист по этикету, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения и музееведения ЧГАКИ Ирина ШИБАКОВА поможет нашим читателям разобраться в мире условностей. Автор специально разработанных курсов «Дипломатический протокол и деловой этикет», «Этика деловых отношений», она как раз тот человек, который знает все нюансы темы. Знакомство, заочное конечно же, с Ириной Николаевной, ее советы окажутся полезны многим. Собственно, со знакомства мы и начнем — именно это тема сегодняшнего спецвыпуска.


Специалист по этикету
Ирина ШИБАКОВА

— Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно и раскованно в любом обществе. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто — овладеть искусством этикета общения.
В деловой сфере невозможно преуспеть без знания этикета. Его значимость в последнее время поднялась — с этим никто не спорит. Вместе с тем к каким-то правилам мы стали относиться проще, что тоже хорошо. Однако есть вещи, на которые невозможно не обращать внимания. В том же мире бизнеса существуют свои условности. В нем все важно. Даже по тому, как мы представляемся друг другу, как приветствуем партнеров, можно судить о многом. От того, как происходит знакомство, зависит и то, захочет ли нужный человек продолжить с вами какие-либо отношения. На то, понравитесь или, наоборот, не понравитесь вы собеседнику, влияет многое — как здороваетесь, как представляетесь, как обмениваетесь визитными карточками и что говорите при первой встрече.

Третий не лишний

Многочисленные контакты — непременная составляющая для людей, желающих добиться успеха. И главное, что надо знать — в деловой сфере не принято самим знакомиться. Нельзя подойти и сказать: «Я хочу с вами познакомиться, вот моя визитка». Бывают исключения, мы о них поговорим тоже, но все-таки необходим человек, который будет представлять друг другу незнакомых людей. Этот третий не станет лишним. Он, знающий и вас, и того, кому вас представит, выступит гарантом — он представляет одного порядочного человека другому порядочному.
Если именно вы хотите с кем-либо познакомиться, то должны попросить вас представить. И не важно, какое положение в обществе вы занимаете — выше или ниже по статусу того, с кем желаете завязать дружеские или деловые отношения. Статус будет иметь значение при порядке представления. Вышестоящему представляют того, кто ниже его по рангу. (если светский этикет предполагает приоритет дамы, то деловой — статусный. Это важно.)

Не теряйте отчество

Предполагается, что выступающий в роли гаранта человек знает деловой этикет и представит вас по всем правилам. То есть, обратившись по имени-отчеству к тому, кто выше по статусу, скажет, к примеру: «Владимир Иванович, разрешите вам представить Светлану Николаевну, журналиста «Вечерки». Если Владимир Иванович будет коллегой Светланы Николаевны, то тогда даме представят мужчину. Знакомя двух людей, не представляйте одного из них как своего друга, ибо тем самым вы даете понять другому, что он не входит в круг ваших друзей.
Если одного человека называют по имени-отчеству, то и другого тоже должны представить так же. При этом, если представление полное, не важно, что называть вперед — фамилию или имя.
Бывают ситуации, когда при знакомстве собеседника представили только по имени и на просьбу назвать отчество он смущенно роняет: «Ой, да нет, не надо меня по отчеству называть!» Это недопустимо — если вас спросили об отчестве, будьте готовы его назвать.

Сам себе режиссер

Представлять друг другу принято не только людей, разных по статусу. Это правило действует и для тех, кто в одинаковом ранге. Однако бывают случаи, когда, увы, приходится представляться самому, без посредников. Хотя деловой этикет и предлагает считать это моветоном. А что делать, если очень нужно? Первым делом следует извиниться за непрошеное вторжение, громко и четко представиться и кратко изложить причину, заставившую вас нарушить правило. Допустимо это на совещаниях, конгрессах, банкетах. В качестве условного гаранта при знакомстве может выступить уже та организация, которая вас объединила. Поэтому можно подойти к интересующему вас человеку, поздороваться и сказать: «Я очень много о вас слышал. Разрешите представиться». И назвать свои имя, отчество, фамилию, должность или род занятий.
Другой вариант знакомства может выглядеть так: «Мы с вами не знакомы, хотя вот уже два часа сидим на совещании, — говорите вы соседу. — Разрешите вам представиться...»

Фраза под запретом

Чего ни в коем случае нельзя делать при знакомстве, так это произносить фразу: «Очень приятно» или что-то подобное. Это не то что пошло, а просто искусственно, трафаретно. А заявление «Мне много о вас рассказывали» может несколько озадачить противоположную сторону.
А вот рукопожатием сей момент закрепить нужно. И правило здесь известно: первым протягивает руку тот, кто выше по статусу. Кто превосходит вас и как бы нисходит до вас — либо как женщина до мужчины, либо как начальник до исполнителя. И если вам протягивают руку, ее надо обязательно пожать. Причем рукопожатием сейчас все чаще и чаще даже женщина с женщиной обмениваются.

Визитку протягивает заинтересованный

При знакомстве принято обмениваться визитными карточками. Инициатива предложить свою визитку принадлежит тому, кто более заинтересован в знакомстве. Если вы нижестоящий по рангу, вас представили, смело можете действовать, предложив оставить свои координаты. А вот право дать вам свою визитку или нет — уже за собеседником.
Вообще-то по правилам этикета, если с человеком познакомились, дали ему визитную карточку, то он тоже должен дать свою. А вот какую — каждый решает сам. Дело в том, что в цивилизованном мире принято иметь несколько визиток. В так называемой деловой указывают все данные, включая должность и рабочие координаты — адреса и телефоны. В личной — помимо фамилии, имени и отчества может ничего больше не быть. Первую визитку дают тому новому знакомому, который понравился. Это значит, что отношения с ним намерены продолжить. А вот если вам дали не деловую, а личную карточку, это знак — вы не заинтересовали собеседника. Тот, кто не знает о существовании таких вот личных визиток, получая их, нередко попадает впросак. Обнаружив, что нет координат для связи, просит: «А телефончик не напишите?» И не подозревает, что номер телефона ему и не намерены были оставлять.

Какой карман выбрать

Подробно о визитных карточках (о разных видах, о том, как правильно их оформить) мы поговорим в следующий раз — это отдельная тема. Пока же остановлюсь лишь еще на одном моменте, с ними связанном. Конечно же, получив визитку, необходимо поблагодарить человека. Если вы хотите воспользоваться какими-то услугами, то должны спросить разрешения позвонить собеседнику. Можно уточнить, в какой день и время удобнее это сделать.
Теперь настало время полученную визитку убрать. И возникает вопрос — куда ее положить? Если вы мужчина, то деловой этикет предписывает убрать визитную карточку в верхний внутренний карман пиджака. Ни в коем случае нельзя класть ее в любой другой карман — таким образом вы покажете неуважительное отношение к новому знакомому, вам ведь дали своеобразный документ. Визитница или в крайнем случае портмоне — тоже приемлемые места, куда можно убрать полученную визитку. И именно эти варианты подходят для женщин.
Бывают ситуации, когда человек получает несколько визиток сразу. К примеру, перед официальной встречей вы только что познакомились с несколькими новыми партнерами. Если их человек пять-шесть, то не будет нарушением, если вы разложите визитки перед собой в таком порядке, как собеседники расселись за столом. Пока разговариваете, будете всех запоминать, подглядывая. Это приемлемо и лучше, чем судорожно вспоминать, как каждого зовут, и не дай бог, еще и не правильно назвать имя.

Выдержи паузу

Однако вернемся к нашему знакомству. Вас кому-либо представили, обмен визитками произошел. Что дальше? А дальше нужно выдержать паузу. Потому что инициатива разговора будет за человеком, которому вас представили. Если он действительно рад знакомству, то начинает с вами говорить. Тогда вы поддерживаете разговор. Но за собеседником и инициатива закончить общение.
Навязываться в первую встречу не надо. Не стоит произносить и такие фразы: «Я хочу с вами работать», «Думаю иметь общий бизнес», «Буду ждать звонка». Это иногда отпугивает. Удовлетворитесь тем, что знакомство состоялось.
Если при знакомстве вы вели себя правильно, согласно деловому этикету, то наверняка произвели хорошее впечатление на собеседника. А ведь именно понравиться вы и хотели, не правда ли? При случае вы сможете снова подойти к новому знакомому, поздороваться с ним, напомнив, что вы уже представлены друг другу. Общение и знакомство таким образом возобновится.

Кому протягивают руку

Очень много информации можно получить, наблюдая за тем, как человек приветствует других. Прописные истины — слова «Здравствуйте», «Добрый день» — никто не отменял. (И если вы хотите сделать ваше приветствие особенно дружелюбным, то обращайтесь по имени: «Добрый вечер, господин Петров».) Однако существуют и другие способы проявления вежливости.
Не лишне будет напомнить, что, здороваясь, мужчина всегда приподнимает шляпу. Именно шляпу, а не меховую шапку, берет или кепку — эти головные уборы оставьте в покое. Кивок головы или поклон может заменить традиционное рукопожатие. По строгому этикету рукопожатие не считается каждодневным ритуалом — оно применимо, когда собеседники давно не виделись. Однако русский менталитет допускает такой тип приветствия и на каждый день.
Однако помните: если вы здороваетесь за руку со знакомым, а рядом с ним стоят еще три-четыре человека, которых вы тоже знаете, то должны пожать руки и им. Это правило хорошего тона. Если же группа знакомых лиц большая, человек 15, тогда вы можете пожать руку только хозяину, а всем остальным поклониться или кивнуть головой.
Если при встрече на улице вы протягиваете для приветствия руку, помните, что в этом случае у вас обе руки должны быть без перчаток, либо обе в них. Не полагается, однако, протягивать в перчатке руку женщине, у которой перчаток нет. Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже поздороваться с присутствующими. Разумеется, речь не идет о перчатках, которые служат дополнением к вечернему туалету.
Традиционно рукопожатие между мужчиной и женщиной не принято. Однако если мужчина, должностной ранг которого выше ранга дамы, первым протягивает руку, не стоит рассматривать подобный жест как невежливый. Наоборот, это может быть признанием вашего профессионального уровня и авторитета.
Часто спрашивают, допустимо ли целоваться и обниматься во время деловых визитов. Такое приветствие зависит от уровня знакомства, повода встречи и обстоятельств. Однако в деловой сфере все-таки лучше сдержанные отношения.

Подготовила Светлана ШЛЫКОВА.