Меню

СКАНДАЛ

11.10.2006 00:00 191 (10579)
Закончились выборы, начались суды Общественная ассоциация «Голос», выступающая за честные выборы, и представители от некоторых кандидатов возмущены дейс...


Закончились выборы, начались суды

Общественная ассоциация «Голос», выступающая за честные выборы, и представители от некоторых кандидатов возмущены действиями избиркома Сосновского района. Выборы в Сосновке названы самыми грязными в избирательной истории региона.
Юристы Дмитрия Мешкова требуют признать их несостоявшимися.

Нина НИКОЛАЕВА

— Такого мы еще не видели. Выборы в Сосновском районе можно сравнить лишь с выборами в Грузии или на Украине. Применялись те же самые технологии, — комментирует председатель избирательной комиссии Южного Урала Ирина СТАРОСТИНА. — Каким образом поступят кандидаты дальше, пока неизвестно. Но у них есть право оспаривать результаты выборов в течение целого года.
Впрочем, именно этим и решили заняться юристы Дмитрия Мешкова, отставшего, по результатам подсчетов, всего на 116 голосов, что составляет 0,55 процента от числа проголосовавших избирателей. Чтобы изменить ситуацию, у них есть все: свидетели нарушений избиркома, поддержка независимой общественной ассоциации «Голос», видеозаписи, зафиксировавшие несоблюдение избирательного права. Но доверенные лица кандидата Мешкова понимают: борьба будет не из легких, в судах Сосновского района и области им ничего не светит.
— Избирательная комиссия района вышла из рамок правового поля. Она не только не рассмотрела ни одной поданной жалобы как от Дмитрия Мешкова, так и от других кандидатов, но еще и сама допустила ряд грубейших нарушений, из-за чего выборы вполне можно признать несостоявшимися. Избирком работал не на объективный подсчет голосов, а на то, чтобы обеспечить победу Котову, — говорит член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенный кандидатом Мешковым, Елена Михайлова.
Журналисты передают друг другу кассету с видеозаписью, на которой запечатлены члены избирательной комиссии (участок № 2166), подделывающие повторные протоколы, никем не охраняемый подвал, в котором практически в свободном доступе хранились бюллетени, а также женский туалет, на подоконнике которого был забыт первый экземпляр протокола (участок № 2164) — в общем-то, главный документ, подтверждающий волеизъявление избирателей. Впрочем, и это еще не все нарушения. Их список огромен.
Так, например, одному из избирателей разрешили проголосовать без предъявления паспорта — по водительскому удостоверению (участок № 2118). Нормальные бюллетени, оформление которых абсолютно не противоречит закону, смело перекладывались сотрудниками избиркома в пачку с недействительными. Председатель и секретарь избиркома уверяли опытного специалиста в области избирательного права Елену Михайлову (на снимке) и организацию «Голос» в том, что если на бюллетене кроме одной единственной галочки напротив фамилии кандидата есть еще какие-то рукописные значки, рисунки или надписи, то он не засчитывается. Однако в законе ничего такого не сказано (не засчитываются лишь те бюллетени, в которых голос отдан двум и более кандидатам либо все квадратики остались без галочек). После получасовых споров борцы за честные выборы отстояли один голос в пользу кандидата Колесникова. А вот 858 (!) бюллетеней, в которых галочка была поставлена напротив Дмитрия Мешкова, так и не засчитали. Потому что избиратели (или кто-то сделал это за них?) украсили бюллетени надписями напротив кандидата Котова (не буду уточнять, что это были за слова).
Оказалось, что избирательная комиссия не знает, как определять недействительные бюллетени. Ассоциации «Голос» постоянно приходилось проводить законодательный ликбез. После 12-часового (!) разбора жалоб (это происходило с ночи практически до самого полудня 9 октября) уставшая председатель избиркома Стогова встала с шестью листами жалоб в руках и предложила быстренько прочитать их и всем отказать — оптом. После этого она сказала, что на выборах в Сосновском районе победил кандидат Котов. Никакого голосования избирательной комиссии, считать выборы состоявшимися или нет, не было, хотя это неотъемлемая заключительная часть работы избиркома.
Вдобавок ко всему выше перечисленному: 24 бюллетеня было просто утеряно (быть может, они сейчас лежат себе, забытые, в каком-нибудь туалете). Доверенные лица Мешкова готовят документацию для судебных исков, а Котов тем временем снова вступает в должность главы Сосновского района. Если юристам удастся доказать, что выборы следует считать несостоявшимися, будут проведены перевыборы, в которых смогут принять участие все ранее зарегистрировавшиеся кандидаты.