Меню

ФОРМУЛА УСПЕХА

04.10.2006 00:00 186 (10574)
Как влиться в новый коллектив Вспомните свое детство. Наверняка в ваш класс не раз приходили новые ученики или, быть может, вам самим приходилось выступать в роли новенького. Н...


Как влиться в новый коллектив

Вспомните свое детство. Наверняка в ваш класс не раз приходили новые ученики или, быть может, вам самим приходилось выступать в роли новенького. Надо сказать, роль эта тяжела... Психологи утверждают, что «отторжение новичка» — нормальная черта человеческой психологии (яркий пример — фильм «Чучело»). Но дети хотя бы ведут себя естественно, тогда как взрослые пытаются «прикрыть» инстинкты хорошим воспитанием, которое предполагает доброжелательное отношение к новому члену коллектива. Как вести себя в первый рабочий день, неделю, месяц, чтобы влиться в компанию коллег?

Рубрику ведет
Евгения ДЕСЯТКИНА

Тему для очередного выпуска спецпроекта «Формула успеха» подсказало письмо читательницы. «Иду в новый, абсолютно незнакомый коллектив и очень волнуюсь, — пишет Светлана Р. — Какой нужно выбрать стиль общения? Как себя правильно поставить изначально? Ведь, как говорится, второго шанса произвести первое впечатление уже не будет. Это мое первое серьезное место работы, боюсь, что не справлюсь со своими обязанностями или покажу себя застенчивой овечкой и на мне начнут «ездить» старожилы. Вопросов очень много... Как я пойду обедать? Нужно ли ждать, чтобы меня кто-нибудь позвал с собой, или я сама должна об этом попросить?»
Обойти вниманием это письмо мы не могли, уж очень оно типично. Каждому человеку знакома эта ситуация. Очень важно с первого момента произвести правильное впечатление, выстроить отношения с коллегами, чтобы иметь возможность спокойно жить и работать. Как волчья стая встречает чужака, волка-одиночку? Если взгляд за-травленный, а хвост поджат, быть ему битым или изгнанным с этой территории. А если во взгляде чужака ясно читаются смелость и амбициозность, тут возможны варианты. У людей все примерно так же.

Будьте доброжелательны

Лучшая манера держаться — это быть в меру уверенным в себе и своем профессионализме, активным, но не суетливым, излучать доброжелательность и вести себя непринужденно. Важно обратить на себя внимание, но не переусердствовать.
— В идеале в первый рабочий день ваш новый руководитель должен представить вас всему коллективу. Чтобы подстраховаться, заранее спросите, намерен ли он это сделать. Если нет, не стесняйтесь об этом попросить, — советует ведущий консультант рекрутингового агентства «Анкор» Ольга ЗАЙЦЕВА. — Если вы не рядовой сотрудник, возьмите слово и поприветствуйте своих новых коллег и подчиненных. Главное — это позитивный, но серьезный настрой. Если новый человек на-чнет сразу качать права, это может плохо закончиться для него самого. Сотрудники, которым вы уже успели насолить, откажутся вам помогать или подставят (например, вовремя не передадут важную информацию). Чтобы не нажить себе врагов, важно всего-навсего по-доброму относиться к коллегам. Другое дело, когда новому начальнику выпадает роль «чистильщика» и совет директоров ставит перед ним задачу уволить старый коллектив и набрать новый. Честно говоря, это очень неприятная роль, хорошо, что случай играть ее выпадает нечасто. Тогда агрессивное, жесткое поведение уместно.

Просите о помощи

Даже если вы в своем деле собаку съели, не стоит этим кичиться. В каждой компании своя специфика работы, свои правила игры. Пока вы их не усвоите, лучше оставаться в тени. Ведь даже суперпрофессионал на новом месте в первый рабочий день может оказаться в тупике.
— Новичку подойдет роль ученика, даже если имеется опыт работы, — говорит Ольга Зайцева. — Первое время ему лучше сначала быть ведомым, освоиться, присмотреться. Не нужно бояться просить о помощи. Очень правильно поступила наш нынешний директор. «Мне тоже не по себе в новом коллективе, и я боюсь ошибок, — сказала она нам в свой первый рабочий день. — У меня есть немалый опыт, и у вас, конечно, тоже. Я прошу вас довериться мне и помочь, показать, как работаете вы». Конечно, такими словами она не могла не расположить нас к себе.
Бояться, что вы не справитесь с работой, не стоит. Никто от вас трудовых свершений ни в первый день, ни даже в первый месяц не потребует. Ясно же: человек новый, ему надо время на адаптацию.

Приобщайтесь к традициям

В каждой организации своя корпоративная культура. Но чтобы понять, каковы эти устоявшиеся традиции и отношения, нужно время. В первый день вообще желательно просто наблюдать. Зачем приставать к коллегам с пустяками (например, должна ли я принести свою кружку и является ли нормой вторая обувь), если об этом можно догадаться без слов.
Хорошо, если вы попали в дружный коллектив, в котором принято отмечать в кругу коллег дни рождения и праздники. Присоединяйтесь к пирующей компании и не ждите персонального приглашения. В тот день, когда одна моя знакомая, Олеся, впервые вышла на работу, у одной из сотрудниц был день рождения. В конце рабочего дня по этому поводу было организовано чаепитие. «Прошу всех за стол!» — громко крикнула именинница, и народ потянулся к месту пиршества. Олеся постеснялась идти вместе со всеми, решив, что на нее как на новенькую приглашение не распространяется. Но возможность была упущена. Через две недели другая коллега отмечала юбилей в кафе напротив, Олесю уже просто не пригласили. Вернуть расположение коллег ей удалось только через полгода на корпоративном «междусобойчике» по случаю собственного дня рождения.
Если до заветной даты еще не-сколько месяцев, подключайте фантазию. Поводов угостить коллег тортиком предостаточно. Самый банальный — первая зарплата (или первая продажа, если вы торговый представитель). На худой конец, предлог можно придумать. Подруга рассказывала, как новая сотрудница принесла в редакцию торт, поставила на видное место и предложила всем угощаться. Повод придумала замечательный: юбилей ее любимого кота. Креативность и чувство юмора девушки оценили по достоинству.

Выберите наставника

В маленьких коллективах, как правило, почти семейные отношения. Главная трудность — сделать так, чтобы тебя в эту семью приняли. А вот большой коллектив сулит другие неприятности. На то, чтобы запомнить имена и должности 50 или 100 сотрудников, уйдет не один месяц.
— В большом коллективе новичок может почувствовать себя одиноким, даже брошенным на произвол судьбы, — предупреждает Ольга Зайцева. — Представьте: все занимаются своим делом, а на вас даже внимания не обращают. Мы курируем работу каждого устроенного нами кандидата (на работника даже есть «гарантийный срок» —100 дней). Был случай, когда девушка позвонила нам в первый же день в панике. Оказалось, ей не отвели рабочего стола и компьютера, не объяснили обязанностей, она слонялась по офису в растерянности и не понимала, зачем ее вообще взяли. Пришлось улаживать этот вопрос с руководством. Если же вы устроились на работу сами и за помощью обраться не к кому, попытайтесь найти наставника, особенно если нет непосредственного руководителя. Он подскажет, как себя вести, познакомит с коллегами.
От себя добавим: важно не ошибиться с наставником. Вдруг вы выберете изгоя, которого в коллективе не жалуют? Тогда негативное отношение к нему автоматически перенесется и на вас.

Избегайте конфликтов

Конфликты бывают в любом коллективе и различаются только по степени тяжести. Вполне возможно, что когда-нибудь в их эпицентре окажетесь и вы. Но только не в первый рабочий день, потому что, к какой бы стороне вы ни примкнули, это может повредить репутации. Тех, кто с ходу ввязывается в склоку, не любят.
Если в офисе началась перебранка или пикировка колкостями, старайтесь сохранять нейтралитет. Дело в том, что малочисленная или попросту находчивая сторона может привлечь вас в качестве союзника репликой типа: «Вот вы, Маша (Даша, Катя), человек новый, рассудите нас...» От «почетной» судейской роли лучше сразу отказаться. Быть может, две враждующие стороны завтра помирятся, а вы окажетесь крайней.
Если же на открытый конфликт выводят вас, не торопитесь отвечать тем же.
— Спокойно поинтересуйтесь, что в вашем поведении или работе вызвало такой тон (или такое отношение). Может быть, вам просто «посчастливилось» нарваться на вампира, который подсознательно стремится вызвать у людей отрицательные эмоции. Общение с таким человеком лучше свести к минимуму, — советует Ольга.

Не позволяйте себя использовать

Бывают такие ситуации, когда «старички» пытаются использовать нового сотрудника как рабочую лошадку. Как правильно отказать, чтобы раз и навсегда дать им понять — с вами такой номер не пройдет?
— Во-первых, для начала изучите должностную инструкцию, — говорит наш консультант. — Спросите у начальника, что конкретно вы должны делать. Если коллеги будут подходить с различными просьбами, не отказывайте в лоб, скажите: «Извини, помочь не могу, потому что делаю... (и называете свою основную работу)». Догадливый человек поймет, что на вас далеко не уедешь, и отстанет.
А вдруг в этой компании практика такая, что все друг друга выручают? Это можно проверить. Выполнить пару раз просьбы коллег, а потом обратиться со встречными. Если не помогут, им самим в следующий раз будет неудобно к вам прийти.

Кроме того

  • Внимательно изучите контракт, усвойте, что входит в ваши обязанности, до которого часа длится рабочий день.
  • Не злоупотребляйте отдыхом, перекурами, личными разговорами по телефону.
  • Излишне не откровенничайте.
  • Не умничайте и не давайте «полезных советов».
  • Не сплетничайте.
  • Соблюдайте субординацию в присутствии коллег, даже если начальник — ваш знакомый.
  • Не бегайте к шефу с вопросами каждые пять минут, тем более если большинство из них можно решить с коллегами.
  • Получая задание, уточняйте сроки выполнения.
  • Не обсуждайте с коллегами зарплату, пока не узнаете, принято ли это в компании. В современном мире заработная плата во многих организациях — коммерческая тайна.
  • Через месяц работы спросите у начальника, какое за это время о вас сложилось мнение: довольны ли вашими результатами, что у вас получается хорошо, а что необходимо улучшить? В дальнейшем следуйте рекомендациям шефа.

 

Анекдот в тему

— Влился в новый коллектив. Особенно понравилась их традиция: любое замечание шефа считается тостом.

— Почему вы ушли с предыдущего места работы?
— По причине усталости.
— Какой усталости?
— Не знаю, просто они сказали, что очень от меня устали.