Меню

ЗАВОДИ!

03.10.2006 00:00 185 (10573)
«АВТОГРАЖДАНКА» МЕНЯЕТ ПРАВИЛА С 1 октября вступили в действие новые правила страхования ОСАГО. Революционных изменений, к сожалению или к счастью, не произошло. Скорее, это к...


«АВТОГРАЖДАНКА» МЕНЯЕТ ПРАВИЛА

С 1 октября вступили в действие новые правила страхования ОСАГО. Революционных изменений, к сожалению или к счастью, не произошло. Скорее, это компромиссный, вариант, с помощью которого сделана попытка соблюсти баланс интересов всех участников рынка. В правила внесена правка и устранены неточности, что упростит взаимодействие страховщиков и страхователей. Насколько значимы для автовладельцев очередные сюрпризы «автогражданки» и смогут ли они облегчить водителям жизнь, покажет практика. Пока страховщики с выводами не спешат, они вместе с сотрудниками ГИБДД изучают новый документ. Вчера, например, в городской ГАИ состоялось специальное совещание по поводу последних изменений в правила ОСАГО.

Рубрику ведет
Алла СКРИПОВА

Ставка на честность

Законодатели уточнили такие понятия, как «страхователь», «страховые тарифы» и «страховой случай». Кроме того, правила дополнены некоторыми новыми положениями. Например, если клиент ежегодно перезаключает договор ОСАГО в одной и той же компании, предоставлять каждый раз информацию о себе ему не надо. В правилах зафиксировано также, что страхователь несет ответственность за предоставление заведомо ложных сведений и недействительных документов в соответствии с действующим законодательством. Не секрет, что зачастую, став виновником ДТП, водитель переходит в другую страховую компанию. Все равно единой базы данных нет, и можно сэкономить на взносах. Теперь же, приходя заключать договор, страхователь обязан честно рассказать о всех авариях, произошедших с ним. Проявить, так сказать, заботу о начислении повышающего коэффициента. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока не заработает как положено эта самая единая база по страхователям и страховым случаям. А за обман водителей строго покарают. Как именно будет контролироваться честность автовладельцев, неизвестно. Понятие действующего законодательства слишком обширно. Но, надо думать, нужный пункт при желании найти можно.

15 дней на раздумья

С пяти до пятнадцати дней увеличивается предельный срок, в течение которого участники ДТП должны сообщить страховой компании об аварии.
— Эта норма действовала и раньше, — поясняет заместитель директора челябинского филиала ОАО «Страховое общество «ЖАСО» Флюра Кошлатая. — Но лишь для отдаленных и малонаселенных районов. Теперь формулировка по поводу предоставления документов звучит следующим образом: «...в кратчайший срок, но не позднее 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия».
Кстати, в правила добавлено еще одно положение, связанное со сроками. Даже если страховщик не получит от страхователя извещения о произошедшем страховом случае, это еще не является основанием для увеличения срока выплаты или отказа. Главное — чтобы потерпевший представил необходимый перечень документов.

Бесплатный дубликат

Приятное известие для забывчивых и растерях. Теперь утраченные полис или стикер вам выдадут бесплатно и сколько угодно раз. Сейчас, как известно, страховщики берут деньги за выдачу дубликатов (начиная со второго раза). Впрочем, экономия небольшая — от 30 до 50 рублей. Да и по десять раз в год вряд ли полисы теряют толпы народа. А на пропавший стикер многие и сейчас просто машут рукой.

Доверенность не нужна

В новой редакции правил есть перечень документов, представляемых страховщику для заключения договора обязательного страхования. И доверенности на управление автомобилем в этом комплекте нет. Теперь страхователем сможет быть кто угодно, а не только один из владельцев транспортного средства. Однако необходимость представления документов, подтверждающих право водителя на управление ТС, остается. При условии, что к управлению автомобилем допущены только определенные лица.

Когда расторгать договор

Наиболее важное изменение правил касается момента расторжения договора. Раньше речь шла только о сроках возврата оставшихся денег, если договор расторгался раньше срока. Например, человек продавал машину, потом покупал новую. В череде хлопот за расторжением приходил через месяц после продажи, чтобы одновременно оформить и новый полис. И страховщики считали моментом расторжения дату, когда страхователь пришел с заявлением. Странная ситуация складывалась и с наследниками: они просто по закону не могли потребовать возвращения денег ранее чем через шесть месяцев после смерти наследодателя.
Теперь разграничены и выделены основания прекращения договора страхования вне зависимости от воли сторон. Среди этих случаев: смерть гражданина-страхователя или собственника ТС, ликвидация юридического лица — страхователя, гибель (утрата) транспортного средства. То есть если автомобиль угнан, то и расторгать договор можно с этой даты. Вторым блоком случаев является досрочное прекращение действия договора по инициативе страхователя или в связи с отзывом лицензии страховщика, замена собственника транспортного средства. По инициативе страховщика договор может расторгаться в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом по каждому из оснований предусмотрена и зафиксирована дата прекращения договора. Например, в случае смерти страхователя датой будет считаться дата этого события.

Право на независимую экспертизу

До сих пор действовал такой порядок: независимую экспертизу организовывал страховщик, а потерпевший имел право обратиться к экспертам лишь в том случае, если компания не позаботилась об этом в течение пяти рабочих дней. Теперь потерпевшему дано право самостоятельно находить независимого эксперта для оценки ущерба после аварии. Однако далее говорится, что «страховщик использует ее результаты для принятия решения об осуществлении страховой выплаты». Непонятно, должен ли он обязательно принимать экспертизу во внимание или может использовать ее результаты, а может проигнорировать, как часто происходило до сих пор.
Двусмысленность этого пункта заметил и глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев. Возможно, именно поэтому он подчеркнул, что не видит разительных перемен в связи с введением новых правил на рынке автострахования. «Были ботинки, общество их надело — новые ботинки немного жмут. От того, что в них поменяли стельку, ботинки не перестали быть ботинками, не превратились в спортивные туфли или тапочки. Но в этой обуви стало удобнее ходить», — так образно прокомментировал глава Росстрахнадзора изменения в постановлении правительства РФ о правилах ОСАГО.

Сектор обзора

ПОЧТОВИКИ ОБНОВИЛИ БАЗУ

Пять объектов челябинской автобазы связи открылись после реконструкции. Теперь почтовые машины будут ремонтировать на новом уровне.
Капитальный ремонт здесь проводился впервые. Теперь цеха челябинской почтовой автобазы по внешнему виду напоминают мастерские фирменных автосервисов. Некогда пропитанные мазутом стены цехов и ремонтные ямы отделаны кафельной плиткой. В аккумуляторном цехе оборудована отдельная комната для работы с кислотой, установлена мощная вытяжка. Созданы хорошие условия как для обслуживания автомобилей, так и для комфорта работников. Например, для иногородних водителей на территории автобазы есть небольшая благоустроенная гостиница, а в просторные ремонтные боксы и гаражи подведено центральное отопление.