Меню

ПЕРСПЕКТИВА

02.10.2006 00:00 184 (10572)
Авария — дочь страховщика Пресловутое ОСАГО уже вконец измучило автовладельцев, и теперь депутаты Госдумы решили пойти им навстречу. Речь идет о понижающих коэффициентах страхо...


Авария — дочь страховщика

Пресловутое ОСАГО уже вконец измучило автовладельцев, и теперь депутаты Госдумы решили пойти им навстречу. Речь идет о понижающих коэффициентах страхования за безопасную езду. Аккуратные водители смогут накапливать бонусы для приобретения со скидкой полиса на любую машину. Пока же при смене автомобиля все набранные зачетные очки сгорают. Специалисты, признавая справедливость подготовленных поправок, отмечают: автогражданка обросла толстой коркой других проблем, решение которых откладывать больше нельзя.

Предложение привязывать документ, подтверждающий застрахованную ответственность водителя, не к машине, а к водительским правам, специалисты высказывали, когда закону об ОСАГО было чуть больше года. Логика была простой: с этим документом, равно как и с правами на вождение, автомобилист мог бы садиться за руль любой машины и отвечать исключительно за свою езду, а не за «железку». Так учитывалась бы страховая история отдельно взятого водителя, а не автомобиля, за руль которого может сесть кто угодно. Были и экономические доводы — упрощение расчета страховых премий при начислении бонусов за безопасную езду. Сейчас ведь так называемые коэффициенты «бонус-малус» (КБМ) неразумные: за царапину и за серьезное ДТП определяется один понижающий коэффициент.
Однако в России хорошая идея должна дозреть. И лишь через два года депутаты занялись поправками закона. По мнению экспертов, сегодня вряд ли что-то может помешать их принятию, но почему автовладельцев нужно было так долго мариновать, ответа не дает никто.
Интересно то, что бурно обсуждаемая поправка формально сводится к тому, что из текста закона «вынуто» только одно слово — «указанного». Сегодня закон гласит: «…коэффициенты... устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных при осуществлении страхования... ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды». В новой версии пресловутое словечко уберут, и окажется, что коэффициент аварийности, этот самый «бонус-малус», будет привязан не к транспортному средству, а к владельцу. Именно поэтому при смене транспортного средства страховая история владельца не «обнулится», а перейдет вместе с ним на новый автомобиль.
Однако в законе об ОСАГО есть еще немало несуразностей, руки до которых у народных избранников никак не дойдут. Например, коэффициент мощности автомобиля. «Он носит социальный характер, — считает депутат Госдумы Александр КОВАЛЬ. — За обязательное страхование дорогого автомобиля с более высокой мощностью сейчас платят больше, но никакой прямой зависимости мощности автомобиля и ДТП нет, поэтому коэффициент этот искусственный».
По словам господина Коваля, этот вопрос еще будет решаться и, скорее всего, соответствующие поправки тоже будут приняты. Как скоро, депутат не уточнил. В перспективе могут быть изменены и коэффициенты, зависящие от стажа водителя. Однако пока, говорит Александр Коваль, надо разобраться с ныне предложенными поправками. По его словам, страховаться будет ответственность водителя, но все же от привязки к конкретному автомобилю до конца уйти не удастся. Дело в том, что если у вас две машины, история запомнит только то, как вы водите лишь одну из них. Кроме того, страховая история водителя будет состоять не из количества выплат, а из количества ДТП, в которых он был виновником. Чтобы считать деньги, а не происшествия, нужна единая информационная база, которую страховщики не ведут до сих пор, хотя говорят о ней очень давно.
Если машину водит сам собственник, то тут все очевидно: сам виноват — сам платишь по повышенному коэффициенту. Но ведь у нас сплошь и рядом за рулем по доверенности жены, дети, друзья. «Тогда применяется коэффициент, рассчитанный по страховой истории самого аварийного из водителей», — поясняет президент страхового холдинга Никита Исаев. И новые поправки ничего в этом смысле не изменят. То есть, если жена — лихач, ответит муж-автовладелец, а история по-прежнему будет в этом случае привязана к машине, а не к человеку.
Наша «автогражданка» — все еще непаханое поле, и чтобы довести ее до ума, предстоит принять еще кучу поправок. Как считает депутат Госдумы, председатель Союза автомобилистов России Виктор Похмелкин, изменения в закон еще долго будут вноситься, «потому что ОСАГО — это борьба за крупные политические и экономические интересы». По его словам, радует лишь то, что «дело двигается с мертвой точки и дает какие-то положительные результаты для водителей». Но результаты эти — по-прежнему капля в море мытарств и унижений, с которыми приходится сталкиваться автовладельцам, чтобы получить то, что прописал для них закон.

А КАК У НИХ?
В Германии после первого и второго года безаварийной езды скидка по обязательному страхованию гражданской ответственности составляет соответственно десять процентов и 15 процентов. Всего тарифная сетка включает 25 ступеней учета безаварийности. На последней ступени (22 года без аварий) скидка составляет 70 процентов.
В Италии существует 14 ступеней учета безаварийности. Максимально возможная скидка составляет 80 процентов от стоимости страхового полиса.
Во Франции максимальная величина скидки достигает 60 процентов.
В Израиле скидка пять процентов дается за каждый год без-аварийной езды в течение пяти лет. Так, максимально возможная скидка составляет 25 процентов от стоимости страхового полиса.
В Польше трехлетнее использование автомобиля без аварий премируется скидкой 60 процентов от базового тарифа.
В Чехии система поощрения безаварийности похожа на российскую. Скидка пять процентов дается за каждый год безопасной езды. За десять лет она доходит до 50 процентов.