Меню

ПЕРСОНА

22.09.2006 00:00 178 (10566)
ТРОИЦКИЙ ПУСТИЛ СТОПКУ ПО КРУГУ «Книжная выставка запомнилась зашкаливающей плотностью известных авторов на один квадратный метр», — признался в форуме один из участников акц...


ТРОИЦКИЙ ПУСТИЛ СТОПКУ ПО КРУГУ

«Книжная выставка запомнилась зашкаливающей плотностью известных авторов на один квадратный метр», — признался в форуме один из участников акции «Читают все!». Напомним: наша газета тоже принимала участие в этой славной акции. Мне довелось побывать в Москве на самом значимом книжном событии года — Международной книжной выставке-ярмарке. Авторов и вправду было много. Но так как все они именитые, общаться запросто не удавалось. Организаторы акции устроили нам сюрприз. В составе жюри, подводившего итоги конкурса, был Артемий ТРОИЦКИЙ — лучший музыкальный рок-критик России на все времена. Он же автор нескольких книг. На церемонии награждения самого Троицкого не было. Но потом нас порадовали: «Мы приглашаем вас на обед. С Троицким!»

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»
Артемий Кивович ТРОИЦКИЙ — музыкальный критик. Родился в 1955 году в московской интеллигентной семье. Детство прошло в Праге, родители работали в чехословацкой редакции журнала «Проблемы мира и социализма». Еще в школе начал делать рукописный журнал, посвященный рок-музыке. Окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «математик-экономист». В студенческие годы Троицкий подрабатывал диск-жокеем в клубах. Много лет занимался пропагандой рок-музыки в России, собирал материалы, что и позволило ему в девяностые годы выпустить первую отечественную рок-энциклопедию. Создал вместе с партнерами фирму грамзаписи. Правда, фирма потом закрылась. Получил известность как организатор рок- и джаз-фестивалей. Вел собственную программу на НТВ «Кафе «Обломов», был «лежащим ведущим». Сейчас занимается радиожурналистикой и делит свое время между двумя программами — «FM Достоевский» на радио «Европа плюс», которая существует и как сайт в Интернете, и программой «Ковчег дядюшки КО» на «Радио-101». Автор книг «Назад в СССР» (1987), «Тусовка. Что случилось с советским андеграундом» (1990), «Поп-лексикон» (1990), «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» (1991), «Интересные времена» (1999), «Я введу вас в мир Поп…» (2006).

«Я по жизни «темный»

Артемий Троицкий пришел на встречу в короне, по ободку которой тянулась надпись «Почетный гость». Снимать корону, которую вручили прямо на выставке, не стал. Сел за стол и попросил «супу и стопку». Когда ему принесли требуемое, тут же пустил стопку по кругу, предложив глотнуть каждому.
За длинным столом сидели человек двадцать. И поэтому мало кто решился пригубить, справедливо полагая, что если половина присутствующих сделает хотя бы по крохотному глотку, то до гостя дойдет пустая тара. Ну а потом, когда Троицкий выпил и закусил (супом), начался собственно разговор. Увы, мой диктофон, добросовестно отработавший полтора дня, «сдох» прямо во время беседы с Троицким. И поэтому половину разговора записать не удалось. Но даже то, что сохранилось, оказалось интересным.
Очень хвалил Интернет. Хотя еще несколько лет назад сам признавался, что его отношения с компьютером складываются не очень хорошо. Похоже, что сложились.
Спрашивали о фильме «Дневной дозор», где Троицкий снялся в одном из эпизодов — в массовой вечеринке с участием знаменитостей. Наш гость там был представителем темных сил, вампиром.
— Было здорово! Пили, веселились. Правда, грим был сложный.
— А вы вообще по жизни «темный» или «светлый»?
— Да что вы, ребята! Ну-ка поднимите руки, кто себя считает «темным»?
Подняли все.
— Ну вот видите! «Светлых» в реальной жизни практически нет.
— Чью книгу, написанную кем-либо из наших поп-звезд, вы бы с удовольствием прочитали?
— Пугачевой! Правда, всю правду о себе она не напишет.
— А почему этих поп-звезд так много на экранах? Щелкаешь кнопками, а они, одни и те же на каждом канале! Считается, что телевидение ориентируется на вкусы массовых зрителей. У нас, что, такой дурной вкус?
— Вы ведь, кажется, из Челябинска? — Троицкий обратился ко мне как задавшей вопрос. — А создается впечатление, что приехали из глухой деревни, раз задаете такие вопросы. Вы разве не знаете, что происходит с нашим телевидением?
Я пожала плечами. Разумеется, кое-что знала. Но мне-то хотелось, чтобы именно Троицкий ответил на этот вопрос.
— Ну ладно, — чуть смягчился наш гость, — к какому-нибудь пятнадцатилетию «Газпрома» или десятилетию крупного банка (мало ли поводов!) заказывается концерт телеканалу — это считается престижным. Телеканал потом заказывает этот концерт сам себе, бабки туда-сюда гоняются, получается крупный откат. Откат черным налом уходит в карман руководителям телекомпании. В итоге на всех экранах одни и те же, как ни щелкай пультом! Рейтинг у этих концертов нулевой, никто их не смотрит.

Пелевина — в классики!

Кстати, по поводу Челябинска. Свой город я назвала, связав его с «Ариэлем». Дескать, был у нас такой видный ансамбль, сейчас не могут поделить бренд. А если бы не поссорились, может, так и колесили бы по стране, собирая залы.
— Для меня Челябинск это не «Ариэль», а Вова Синий!
Я кивнула. Не будучи образованной в области российского (да и зарубежного!) рока все же слышала про Вову Синего (Владимира Емелева) — солиста группы «Братья по разуму». Кстати, он не из Челябинска, а из Снежинска. А Троицкий тем временем продолжал:
— Если б «Ариэль» не рассорился, то, наверное, собирал бы публику. «Самоцветы», к примеру, вполне успешно выступают в ночных клубах.
Разумеется, говорили и о книгах. Троицкий признался, что не является поклонником Сорокина. Лучшей литературой считает литературу девятнадцатого века. Из нынешних с большим удовольствием читает Пелевина. Даже назвал его одним из величайших современных писателей. Пообещал, что лет через сто это станет ясно всем. Назвал Чхартишвили (Бориса Акунина) «умным дядькой, хорошо владеющим словом», но заявил, что тот пишет «плохие книги».
— А поэзия, по-вашему, в каком сейчас состоянии?
— Все поэты, что были на слуху (после Серебряного века), от Евтушенко до Асадова — это вторая половина прошлого века. Вечера в Политехническом музее, встречи на стадионах — сейчас такого нет. Вот дней десять тому назад в московском клубе «Гоголь» состязались два поэта — читали максимально похабные грязные стихи к большому восторгу людей. Может быть, с такого и начнется возрождение поэтических вечеров. При условии, конечно, что стихи будут не матерные.
Заметим, что за столом собралась пишущая братия со всей России — от Вологды до Владивостока, от Сочи до Нерюнгри. И, услышав название города, Троицкий порой рассказывал, как ему приходилось бывать в тамошних краях. В той же Вологодской области, в Череповце, он познакомился со своим будущим другом Леонидом Парфеновым, тогда еще корреспондентом местной телекомпании.
— А правда, что Парфенов будет вести музыкальную программу? Вы, кстати, как к этому относитесь?
— Это правда. А комментировать я не буду, — чуть погрустнел наш гость, увенчанный короной.

Дина ИЛЬИНА.