Меню

ЗНАМЕНИТЫЙ ВЫПУСКНИК

22.09.2006 00:00 178 (10566)
В ПЕДАГОГИКУ ПРИВЕЛИ… ЧЕРВИ Когда герой сегодняшней рубрики «Знаменитый выпускник» был старшеклассником, в него без памяти влюблялись… первоклассницы. ...


В ПЕДАГОГИКУ ПРИВЕЛИ… ЧЕРВИ

Когда герой сегодняшней рубрики «Знаменитый выпускник» был старшеклассником, в него без памяти влюблялись… первоклассницы.
По крайней мере одна из них до сих пор с улыбкой вспоминает, как краснела при виде Юры, а позже, когда тот решил жениться, даже ревновала. Еще про него рассказывают, что, не желая идти в школу, парень однажды притворился простуженным. Сказал, что горло болит. Однако такой фокус для взрослых не прошел, и симулянту пришлось собирать портфель.

Рубрику ведет
Светлана ШЛЫКОВА

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Юрий КОННИКОВ до шестого класса учился в челябинской восьмилетней школе № 52, с шестого по десятый — в школе № 6. После окончания естественно-географического факультета Челябинского пединститута остался работать на кафедре зоологии. Далее возглавил областную станцию юных натуралистов.
С 1991 по 1997 год работал завотделом областной организации профсоюза работников народного образования и науки, в которой с 2005 года является председателем. В 1997 — 2005 годах был начальником управления образования Тракторозаводского района.

 

«Не помню, чтобы симулировал в надежде пропустить уроки, — Юрий КОННИКОВ, о котором и пойдет сегодня речь, даже немного смутился. — Я школу любил. С удовольствием в нее ходил, а потом даже в пединститут поступил». О том, что нынешний председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки в детстве был примерным мальчиком, да еще и учился только на четыре и пять, журналист знал. Но, согласитесь, так хочется какого-нибудь «компромата» на человека, который теперь на виду.

Примерный пионер

— Да, я средним учеником был — не отличником, но и не троечником, — начал наш разговор Юрий Владимирович. — Очень любил гуманитарные предметы.
— Друзья у вас были такими же хорошистами и примерными мальчиками?
— Разные у меня были друзья. Но еще в начальной школе я понял, что вешать ярлыки на людей нельзя. То есть однозначно оценивать парнишку, который не учит уроки и исподтишка курит, не стоит. Кто сказал, что он плохой? Вот, например, один из таких стал моим товарищем, с которым до сих пор иногда видимся. Да, у него были проблемы с поведением на уроках, однако он оказался и надежным другом, и вообще хорошим человеком.
— Проблемы с поведением часто возникают у очень подвижных детей…
— Совершенно верно. Это сейчас принцип толерантности, терпимого отношения друг к другу в школах учитывают, а раньше были очень жесткие рамки. И, скажу я вам, та послевоенная шпана, как ее называли, по сравнению с сегодняшними неуправляемыми детьми чуть ли не ангелы.
— Юрий Владимирович, вы учились в двух челябинских школах. Какую из них вспоминаете чаще?
— Обе. С 52-й школой у меня связаны добрые — говорю это без тени иронии — пионерские воспоминания, детство. Со школой № 6 — период взросления.

Любитель рыбок и баяна

— Кто-то из учителей запомнился особо, повлиял на вашу жизнь?
— Хотя мудрость родительскую ни с чем не сравнить — а отец у меня педагог, мать работала всю жизнь на ЧТЗ, — учителя тоже сыграли огромную роль. Они не только дали знания, но и научили выстраивать отношения в коллективе, оценивать происходящие события. Из первой своей школы особенно запомнил биолога Варвару Константиновну. И хотя в нашей семье к природе всегда было особое, трепетное отношение, полюбил этот предмет я благодаря замечательному учителю. Когда перешел в другую школу, то выделил опять-таки преподавателя биологии — Галину Семеновну Слиж. Она, к слову, посоветовала мне посещать кружок гельминтологии при пединституте.
— Гельминтология — это же наука о паразитирующих червях?
— Так точно. Я и изучал червей: вскрывал их, рассматривал под микроскопом. Так интересно оказалось!
— Я знаю, у вас дома было много рыбок. Над ними тоже опыты проводили?
— Над ними тоже.
— А еще какие-нибудь увлечения в детстве у вас были? С мальчишками в войнушку-то хоть играли?
— А как же, играл. У меня вообще хорошее и веселое детство было. Все успевал: и отдохнуть, и развлечься, и зверюшкам время уделить, и марки пособирать, и поиграть на баяне.

Семейный совет

— Вы сказали, что в вашей семье к природе было особенное отношение. Сейчас, наверное, оно тоже не изменилось?
— Нет, конечно. Сегодняшнее наше хобби огородное. Вернее, цветочное. В саду выращиваем порядка ста пятидесяти сортов различных растений.
— Среди педагогов очень много одиноких женщин — сложно, наверное, жить с учителем. А как обстоят семейные дела у мужчин, избравших эту профессию?
— Считаю, что плохо, когда педагог живет одной работой. Нормальная семья учителю нужна. У меня, к примеру, все в полном порядке, с женой познакомился еще в институте. Дома у нас вообще педсовет получается. Супруга, Оксана Николаевна, преподает в педуниверситете на кафедре зоологии. Сын Владимир — директор школы № 12, тоже биолог. Сноха Наталья работает в приюте для детей. Внучка Валерия, правда, еще не определилась с будущей профессией — ей только три с половиной года.
— Преподавателей-мужчин все очень любят и уважают. По-вашему, насколько педагогика мужское дело?
— Я бы не делил профессию по половому признаку. Педагогика — это призвание. Да, мужчины очень нужны школе. Но не менее требуются ей и женщины.

Любимая наука

— Когда поступили в пединститут, что для вас было главнее — стать учителем или изучать любимую науку биологию?
— Шел на естественно-географический факультет ради любимой науки. Другое дело, что к интересу к биологии довольно быстро добавился интерес и к педагогике. Оба направления — любовь и к природе, и к детям — довольно-таки гуманистические вещи, согласны? Вот они и соединились.
— Как вы поняли, что педагогика — это ваше дело?
— Понял это, когда работал на станции юннатов. Дополнительное образование — особая стезя во всей педагогической системе. Если в школу дети обязаны ходить, хотят они этого или не хотят, то посещение различных кружков и секций — дело добровольное. И педагог должен уметь удержать ребят. У меня это получалось.
— Чему-то благодаря детям научились?
— А как же: играть на гитаре! — улыбается. — В походах понял, что ребятам очень нравится посидеть у костра и попеть. Вот и освоил специально этот инструмент. Вообще, скажу вам, пение — это великая вещь. Она способна и сдружить людей, и расслабить. Петь могут все, и разговоры об отсутствии слуха всего лишь разговоры. Не случайно наша профсоюзная организация сейчас постоянно устраивает для учителей не только спортивные, туристические, но и музыкальные конкурсы.

Кто защитит учителя

— В начале девяностых, думаю, учителям было не до пения…
— Вы правы. Это было время, когда зарплату, и без того мизерную, не платили по нескольку месяцев. И так совпало, что именно в это время я стал работать в областной профсоюзной организации. Можете себе представить — спокойная работа с детьми и зверюшками на станции юннатов сменилась на такую нервную. Забастовки по всей стране, голодовки учителей тогда были не редкостью. Пришлось даже стать заместителем председателя областного стачкома. Все происходящее казалось нереальным, только в зарубежных фильмах раньше подобное и видели. Но это все было… Конечно, в тот очень тяжелый период не пели.
— Давно ли существует организация профсоюза работников народного образования?
— Сто лет профсоюзу. И всегда он на защите прав учителей.
— Сейчас от чего защищаете педагогов?
— От всего. Даем рекомендации, отвечаем на вопросы. У нас своя бесплатная юридическая консультация. По телефону 266-62-19 или при личной встрече специалисты ответят членам профсоюза на любые вопросы, в том числе и касающиеся оплаты услуг ЖКХ, приватизации. Сейчас столько законов, что сложно во всем разобраться. Вот и помогаем.
— Как далеко вы готовы зайти в защите прав педагогов?
— До суда.
— А можете рассказать о конкретных добрых делах вашей организации?
— Не так давно соцстрах перестал давать работникам образования путевки на лечение и отдых. Благодаря активной позиции профсоюзов ситуация изменилась. Или другой, частный пример: в некоторых сельских школах распределение почасовой нагрузки на учителей зависит только от расположенности к педагогу директора учебного заведения. Приходится вмешиваться, защищая тех, кто по непонятным причинам получает малое количество часов. Сейчас вот возникла проблема, связанная с социальными льготами для сельских учителей. Помогаем решить и ее. Я уже не говорю о том, что материальную помощь на ремонты после внештатных ситуаций, например пожара, а также на свадьбы-похороны оказываем постоянно.
— С одной стороны, вы педагог, с другой — все-таки чиновник. Кем сами себя ощущаете?
— Педагогом. И прошлая деятельность в сфере образования здорово помогает мне в сегодняшней работе.

КСТАТИ

Профсоюзы против автономных учреждений

Благодаря позиции профсоюзов работников народного образования в Госдуме уже дважды откладывали рассмотрение закона «Об автономных учреждениях».
Согласно этому закону вузы могут получить новый статус, а ректоры — свободу действия. Если сейчас большинство институтов и университетов — это бюджетные учреждения, то вскоре они могут стать автономными. (Чтобы сменить форму управления, вузовская администрация должна просто обратиться в Министерство образования и науки.) Специалисты разъясняют, что это не будет означать, что вуз становится негосударственным, ему будут перечислять деньги из бюджета исходя из госзаказа (столько-то студентов нужно обеспечить бюджетными местами). Однако новый закон позволит вузам сдавать здания в аренду, открывать счета в банке, брать кредиты. Правда, заработанное можно будет тратить только на образовательную деятельность.
У работников профсоюзов закон вызвал много вопросов. Юрий Конников тоже высказал свое мнение:
— Вот все подчеркивают, что образование — это как оборона для государства. А вы можете себе представить оборону коммерциализированной? Да, во всем цивилизованном мире есть и государственные, и коммерческие учреждения образования. Но в любом случае на последние государство оказывает влияние.
А что такое автономные? Очень хитрое название, между прочим. От кого автономные? Сегодня назвали так, а через два года переименуют под флагом приватизации. Новый хозяин оставит под вуз одно здание, а все остальные отдаст в аренду под казино и офисы. Это один момент. Другой заключается в том, что есть специальности, те же педагогические, которые не могут обойтись без государственного обеспечения. А какой коммерсант станет их развивать?
Мы реалисты, понимаем, что этот закон все равно примут. Но надеемся, что в него хотя бы изменения внесут. И рассчитываем на установление трехлетнего моратория на изменение типа существующих образовательных учреждений, а также исключение из сферы действия этого закона образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии в области образования.