Меню

СВОИМИ ГЛАЗАМИ

31.08.2006 00:00 162 (10550)
СБЫЛАСЬ МЕЧТА ДОН КИХОТА! ЗАВЕРШИЛСЯ ПЯТЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РОЛЕВЫХ ИГР «ЧЕЛКОН-2006» К железному турниру барышня Елена настроилась всеми силами душ...


СБЫЛАСЬ МЕЧТА ДОН КИХОТА!

ЗАВЕРШИЛСЯ ПЯТЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ РОЛЕВЫХ ИГР «ЧЕЛКОН-2006»

К железному турниру барышня Елена настроилась всеми силами души. Перед схваткой, когда она стояла уже в шлеме, кольчуге, а в руках держала щит и меч, ее соперник биться с прекрасной дамой отказался — не по правилам средневековых рыцарей.


Елена Андреева серьезно подготовилась к турниру.

Ольга ЗОЛОТЫХ

Лена немного расстроилась. Очки за бой хоть и перешли к ней, но победой это все равно не назовешь. А ведь это мог быть ее четвертый турнир, и, возможно, по-настоящему успешный. В предыдущих трех боях Елене Андреевой, студентке педагогического университета в Екатеринбурге, поразить противника никак не удавалось. Среди рыцарей, как назло, одни парни. Но это только в боях — в ролевом движении дам ничуть не меньше. Лена показывает свое снаряжение: шлем, щит, кольчугу и меч. Все выковывала сама в мастерской при университете. «Вообще-то я больше реконструктор, чем ролевик», — говорит уральская Жанна д`Арк. За доспехами — стеганка, под ней — льняная рубаха до колен. На «Челкон» — Челябинский конвент (сбор. — Авт.) ролевых игр — девушка приехала впервые, а на аналогичных играх была много раз.

ПИРАТЫ НА БАЗЕ ОТДЫХА

В этом году фестиваль празднует юбилей — он проходит в пятый раз. Четыре дня, с четверга по воскресенье, по базе отдыха на озере Сугояк бродили средневековые рыцари, русские богатыри, пираты, маги, кисейные барышни — чуть ли не все герои всемирной истории. Число участников фестиваля перевалило за тысячу. Больше всего ролевиков из Челябинска и области, Екатеринбурга, Уфы. По нескольку человек приехали из Москвы и Санкт-Петербурга, а вообще география игры широка: 45 городов России. «Если бы мы давали рекламу в СМИ, то людей приехало бы намного больше», — уверена Мария Сидехменова, или Матильда, один из организаторов фестиваля. «Только нам этого не надо, — продолжает она, — «Челкон» открыт не для всех. Он для ролевиков, которые специально готовятся к этой встрече». Мария из тех, с кого начинало оформляться ролевое движение в девяностые. Она вспоминает, как некий Гримлин, Данил Ершов, привез саму идею игр. «До этого, — говорит Мария, — была компания толкиенистов, которые бегали по лесам, искали каких-то эльфов. В общем, глючили». Первая ролевая игра в Челябинске в 1994 году собрала человек пятьдесят. Среди них были организаторы «Челкона» Матильда и Михаил Пряников, которого кроме как Малыш здесь никто не называет.
Ники, ролевые имена, есть почти у всех. Deskolada, в миру инженер-ракетостроитель Ольга Шклярова, считает — в таком количестве людей любое имя потеряется. «Ники существуют из удобства, никаких «понтов» здесь нет», — говорит она.
«На ристалище вызываются Берк и Ясень. Бойцы готовы к бою? Бой!», — проголосил один из судей в финале классического турнира. Фехтовальщики пустились в бой на шпагах. После трех сходок победителем объявлен Берк. Берк — двадцатидвухлетний молодой человек из Снежинска. В обычной жизни он Андрей и работает в Российском федеральном ядерном центре, но как Берка его знает гораздо больше людей. «Да я, похоже, здесь самый популярный по репортажам!» — смеется он, когда я представляюсь как корреспондент «ВЧ». Еще бы. Стройный парень в шотландке с волосами ниже плеч и босыми ногами — интересный экземпляр. В ролевом движении лет шесть. «Наверное, в детстве не наигрался», — говорит он.

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ДОСПЕХИ

В мастерской — обычном гараже, «модернизированном под производство», Берк кует мечи и доспехи. Кое-что привез на продажу. На ярмарке стальных дел мастера выставляли свои произведения. Иван Шумилов из Ижевска называет расценки: «Шлемы и мечи — от 1000 рублей, кольчуги — от 3000».
После классического турнира воины начинаются готовиться к железному, пожалуй самому зрелищному на «Челконе». За кулисами, посреди разложенных доспехов и оружия, корреспондент «ВЧ» смотрится гостем из будущего. «На мне сейчас килограмма 23, — рассказывает Леонид Чернявский, надевая на голову подшлемник, — а еще будет щит весом четыре с половиной килограмма и меч — кило триста». Рыцарь Леонид приехал хоть и из Златоуста, но железные доспехи сам не изготавливает — только кожаные. На построение благородные рыцари выходят, как на фотосессию. «Все сделали снимки? Турнир начинается!» Через несколько минут по команде «Бой!» воины кинулись друг на друга. Под бойцами поднялись клубы пыли. Публика оживилась. Рыцари вошли во вкус и, похоже, не слышали судейского «Стоп!» Бои между участниками ведутся самые настоящие. Оружие — тоже. Но определенные правила, конечно, есть: мечи должны быть затуплены, а колющие удары, подножки и подсечки запрещены. «Главное — отводить меч от шлема, чтобы в прорези для глаз не попал, — советует боец Елена Андреева, — а удары по доспехам почти не чувствуются». Елена припоминает немало травм на подобных турнирах.
Пока одни ролевики бились на свежем воздухе, так называемом open air, другие проводили время ничуть не скучнее. В паркетном зале преподаватели Академии танцев балетмейстера Маркуса давали мастер-классы по историческим танцам накануне бала. «Самые доступные и простые танцы — народные бранли, вальсы, польки, — объясняет балетмейстер Артем Сущенко. — Перед балом можно освоить азы этих танцев и смело плясать». Бал – это кульминация долгих приготовлений. У дверей действует дресс-код: без костюма вход попросту закрыт. Елена Маткина к танцевальному вечеру подготовилась основательно: сшила платье на кринолине, подобрала аксессуары и завила локоны. На балу она так хорошо вальсировала, что партнер, совершенно незнакомый кавалер, сделал комплимент. Брат Елены Александр признается, что танцевать не умеет. Однако это не помешало ему прийти на бал и выглядеть в своем фраке настоящим щеголем.
«Сначала люди надевали на себя какие-то тряпочки и говорили: «Это наш костюм». Сейчас шьются дорогие платья, покупаются перчатки, сумочки, делаются прически, подбираются украшения. Людям начало это нравиться», — говорит руководитель Академии танцев Ольга Трошкина. Кроме бала на фестивале проходили конкурсы танцев, исторического костюма, боди-арта и фотографий. По вечерам открывались литературная и музыкальная гостиные. В одной из комнат целый день шли настольные игры. Самая любимая игра ролевиков — MTG (Magic the Gathering). «Вот карты земель. Каждая земля дает магу суманы, которые выводят заклинания», — объясняет мне принцип игры программист Максим Снегирев. Он приехал из Омска автостопом вместе со своей девушкой. Раньше Максим был панком, а ролевиком стал, потому что «эти ребята занимаются творчеством и в отличие от панков несут в общество прогресс».

«А ОН, МЯТЕЖНЫЙ, ПРОСИТ БУРИ»

Шотландская крестьянка Елена Богатенкова с ходу прочитала мне целую лекцию о жизни средневековых шотландцев. Она скромно называет себя новичком — в ролевом движении всего два года. «Теперь я смотрю на мир другими глазами!» — с восторгом говорит Лена. С не меньшей радостью о своем хобби отзывается Рысь Рыжая — Алена Захарова из-под Екатеринбурга. Ее ролевой стаж доходит до десяти лет. Рысью двадцатисемилетнюю учительницу русского языка и литературы прозвали «за взбалмошный характер, рыжие волосы и долю жестокости». «Для меня ролевые игры — форма отдыха, возможность прожить другую жизнь и отвлечься от проблем», — говорит Алена.
— Сейчас в обществе нет никакой идеи, мы тихо-мирно строим капитализм, — рассуждает Мария Сидехменова, — нам некуда деть эмоциональное напряжение. В ролевое движение приходят люди с душой лермонтовского героя. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» — это про ролевиков.
Самой Марии, инженеру по профессии, ролевые игры дают сказку и возможность интересно жить. «Появись в стране национальная идея, и ролевое движение само по себе заглохнет», — прогнозирует Сидехменова. Ролевики, которые тем временем продолжали биться, ни о какой национальной идее и не думали.


Рыцари охотно позируют перед фотокамерой.